Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с понятием симметрии как явления.
Задачи урока:
- Предметные: сформировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение находить симметричные фигуры среди других;
- Сформировать представление о симметрии в окружающем мире.
- Метапредметные: развивать внимание и наблюдательность, умение анализировать, сравнивать предметы;
- Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
- Планируемые результаты: находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей, уметь строить фигуры, симметричные данной; определять ось симметрии фигуры с помощью перегибания.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный), счетный материал, цветная бумага, ножницы, зеркало, толковый словарь русского языка.
Ход урока
Этапы урока |
Предметные УУД |
Формирование УУД |
Организационный момент | – Возьмите зеркало и улыбнитесь себе, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки и прекрасное настроение помогут вам справиться с любой задачей на сегодняшнем уроке. | |
Постановка учебной проблемы | – Ребята, вспомните, какому герою
мультфильма помогла улыбка (Крошка Енот). – Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте прочитаем его письмо и узнаем, что он нам пишет. Здравствуйте, ребята! – Ну как, ребята, выполним задание Крошки Енота? |
|
– Чем будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока? “Будем разбираться в свойствах симметрии”. | ||
– Прочитайте ещё раз вопросы. – О чем ещё просил Крошка Енот? “Быть внимательными и наблюдательными” |
||
Открытие нового знания | – Ребята, каков будет наш первый шаг для того, чтобы понять, что такое симметрия? | |
– Посмотрите на кадр из
мультфильма. Енотик подошел к пруду. “Ой, –
сказал он, увидев своё отражение в воде. – В пруду
кто-то сидит. Я напугаю его! Скорчу страшную рожу.
А! Он тоже скорчил рожу! Сейчас я его палкой! Ай, у
него тоже палка!” – Кого увидел Енотик в пруду? – Покажите на экране нос Енотика и его отражение в воде, правый глаз, левый глаз, палку, куст, левое ухо. |
||
Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (Его отображение получилось перевернутым) | ||
– Ребята, а где ещё отображаются предметы? (В зеркале) | ||
Работа по учебнику. Стр. 130, задание № 1. | – Перед вами цифры, назовите их. А
теперь поставьте зеркало справа, слева, сверху и
снизу от каждой цифры и посмотрите на её
отображение в зеркале. – Какие цифры выглядят совершенно одинаково на странице учебника и в зеркале? Задание № 3 – Кто изображен на рисунке? (Фигурист) – Вам понятно, что с помощью коньков написал фигурист? (Нет) – С помощью чего мы можем прочитать то, что написал фигурист на льду? (С помощью зеркала) – Прочитайте, что написал фигурист на льду? (С новым годом) – Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (Нет) – А левая и правая стороны рисунка? (Да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева). Предметы на картинке и их отображение в зеркале симметричные относительно прямой (ребро зеркала). – Чем является сейчас эта прямая (ребро зеркала)? Эту прямую линию называю осью симметрии. – Давайте откроем толковый словарь русского языка и прочитаем, что означает слово “Симметричный”. Симметричный – обладающий симметрией. – Прочитайте, что означает слово “Симметрия”. Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. – Давайте обратим внимание, на какой слог падает ударение в этом слове? – Прочитаем это слово хором. (СимметрИя) |
|
Физминутка. Звучит песня “Улыбка”. | – Двигаемся под музыку симметрично,
а теперь несимметрично. (Дети повторяют движения
за учителем). – Посмотрите, у вас у каждого есть листочек клёна. Случайно ли он у нас на уроке появился? – Возьмите лист клёна и согните пополам так, чтобы все края совпали. – Разверните. Что заметили? (Линия сгиба делит лист на две равные части). |
|
– Как мы можем назвать линию сгиба,
чем она является? (Осью симметрии). – А что можно сказать про лист, который ось симметрии разделила на две равные части? (Этот лист является симметричной фигурой относительно своей оси симметрии). |
||
– Попробуйте согнуть листик ещё
как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали.
(Не получается). – Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (Одну). – Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да). |
||
– Докажите. (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут). | ||
– Сколько осей симметрии у
квадрата? (4). – А теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да). – Сколько осей симметрии у прямоугольника? (2). |
||
– Почему у прямоугольника две оси симметрии, а не четыре? | ||
– Возьмите у себя на парте зелёный треугольник. Проверьте, симметричен ли он. (Да) | ||
– Почему вы так считаете? (Если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут). | ||
– Сколько осей симметрии у этого
треугольника? (1). – Возьмите желтый треугольник. Выясните, симметричен ли он? (Нет). – Почему? (При сгибании половинки не совпадают). – Давайте сделаем вывод. – Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры, имеющие ось симметрии). – Что такое ось симметрии? (Ось симметрии – это прямая линия, которая делит фигуру на две равные части). – Как проверить, симметрична фигура или нет? (Сгибанием). |
||
Гимнастика для глаз. | ||
– Ребята, давайте подумаем, на какой вопрос Енотика мы ещё не ответили? (Действительно ли нас окружают симметричные фигуры?). | ||
– Кто из вас может ответить на
вопрос Енотика? – Приведите примеры симметричных фигур. – А вокруг нас где встречаются симметричные фигуры? |
||
Работа с интерактивной доской. | – Посмотрите внимательно на доску. Перед вами расположены различные предметы и шкатулка. Вы должны сложить в шкатулку те предметы, которые являются симметричными. | |
Работа по закреплению знаний. | 1. Запишите выражение, используя
зеркало. Вычислите. Даны следующие примеры в зеркальном отображении: 8 + 5; 12 – 8; 7 + 6; 16 – 7. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 2.Решение задачи № 8 на странице 132. – Решите задачу самостоятельно, но сначала скажите, являются ли матрешки, расположенные на рисунке учебника, симметричными? – Докажите. – После того, как решите задачу, оцените вою работу, закрасив кружок. Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону. 3. Практическая работа. – Сейчас мы займемся вырезанием, да не простым, а симметричным. Для этого мы приготовили цветную бумагу и ножницы. – Что можно сделать с листком бумаги, чтобы вырезать симметричную фигуру. (Сложить пополам). – Сложив лист пополам, что мы получили? (Ось симметрии). – На листе цветной бумаги будем рисовать целую фигуру? (Нет, половинку). – Покажите ось симметрии. – Итак, откуда мы начнем рисование фигуры. (От сгиба, от сои симметрии). (Дети рисуют фигуры, вырезают симметричные силуэты). Проверка. – Что у вас получилось? (Дерево, лист и т.д.). – Покажите ось симметрии. – Как проверить, симметричную ли мы вырезали фигуру? |
|
Подведение итогов урока. | – Что такое симметрия? – Что делает ось симметрии с фигурой? – Действительно ли нас окружают симметричные предметы? |
|
Рефлексия | – Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке? | |
– Достигли ли мы цели урока? Докажите. | ||
– Чем заинтересовал вас урок? – Какие задания вам понравилось выполнять? – Какие вызвали затруднения? Если вы довольны своей работой, поднимите веселого Енотика. А если недовольны, поднимите грустного Енотика. Крошка Енотик тоже остался доволен вашей работой на уроке. А на память дарит каждому из вас маленькое зеркальце, чтобы в нем отражались ваши счастливые улыбки. |