Урок математики по теме "Симметрия". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с понятием симметрии как явления.

Задачи урока:

  • Предметные: сформировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение находить симметричные фигуры среди других;
  • Сформировать представление о симметрии в окружающем мире.
  • Метапредметные: развивать внимание и наблюдательность, умение анализировать, сравнивать предметы;
  • Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Планируемые результаты: находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей, уметь строить фигуры, симметричные данной; определять ось симметрии фигуры с помощью перегибания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный), счетный материал, цветная бумага, ножницы, зеркало, толковый словарь русского языка.

Ход урока

Этапы урока

Предметные УУД

Формирование УУД

Организационный момент – Возьмите зеркало и улыбнитесь себе, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки и прекрасное настроение помогут вам справиться с любой задачей на сегодняшнем уроке.  
Постановка учебной проблемы – Ребята, вспомните, какому герою мультфильма помогла улыбка (Крошка Енот).

– Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте прочитаем его письмо и узнаем, что он нам пишет.

Здравствуйте, ребята!
Ребята! Собираясь на встречу с вами, я узнал, что симметрия – одно из важных явлений нашей жизни. Разберитесь-ка в свойствах симметрии и ответьте на мои вопросы:
– Что такое симметрия?
– Что делает ось симметрии с фигурой?
– Правда ли, что нас окружают симметричные предметы?
Будьте внимательными, наблюдательными, сообразительными и настойчивыми в достижении цели. Желаю успеха!

– Ну как, ребята, выполним задание Крошки Енота?

 
    – Чем будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока? “Будем разбираться в свойствах симметрии”.
  – Прочитайте ещё раз вопросы.

– О чем ещё просил Крошка Енот? “Быть внимательными и наблюдательными”

 
Открытие нового знания   – Ребята, каков будет наш первый шаг для того, чтобы понять, что такое симметрия?
  – Посмотрите на кадр из мультфильма. Енотик подошел к пруду. “Ой, – сказал он, увидев своё отражение в воде. – В пруду кто-то сидит. Я напугаю его! Скорчу страшную рожу. А! Он тоже скорчил рожу! Сейчас я его палкой! Ай, у него тоже палка!”

– Кого увидел Енотик в пруду?

– Покажите на экране нос Енотика и его отражение в воде, правый глаз, левый глаз, палку, куст, левое ухо.

 
    Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (Его отображение получилось перевернутым)
  – Ребята, а где ещё отображаются предметы? (В зеркале)  
Работа по учебнику. Стр. 130, задание № 1. – Перед вами цифры, назовите их. А теперь поставьте зеркало справа, слева, сверху и снизу от каждой цифры и посмотрите на её отображение в зеркале.

– Какие цифры выглядят совершенно одинаково на странице учебника и в зеркале?

Задание № 3

– Кто изображен на рисунке? (Фигурист)

– Вам понятно, что с помощью коньков написал фигурист? (Нет)

– С помощью чего мы можем прочитать то, что написал фигурист на льду? (С помощью зеркала)

– Прочитайте, что написал фигурист на льду? (С новым годом)

– Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (Нет)

– А левая и правая стороны рисунка? (Да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).

Предметы на картинке и их отображение в зеркале симметричные относительно прямой (ребро зеркала).

Чем является сейчас эта прямая (ребро зеркала)?

Эту прямую линию называю осью симметрии.

– Давайте откроем толковый словарь русского языка и прочитаем, что означает слово “Симметричный”.

Симметричный – обладающий симметрией.

Прочитайте, что означает слово “Симметрия”.

Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

– Давайте обратим внимание, на какой слог падает ударение в этом слове?

– Прочитаем это слово хором. (СимметрИя)

 
Физминутка. Звучит песня “Улыбка”. – Двигаемся под музыку симметрично, а теперь несимметрично. (Дети повторяют движения за учителем).

– Посмотрите, у вас у каждого есть листочек клёна. Случайно ли он у нас на уроке появился?

– Возьмите лист клёна и согните пополам так, чтобы все края совпали.

– Разверните. Что заметили? (Линия сгиба делит лист на две равные части).

 
    – Как мы можем назвать линию сгиба, чем она является? (Осью симметрии).

– А что можно сказать про лист, который ось симметрии разделила на две равные части? (Этот лист является симметричной фигурой относительно своей оси симметрии).

  – Попробуйте согнуть листик ещё как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали. (Не получается).

– Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (Одну).

– Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да).

 
    – Докажите. (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут).
  – Сколько осей симметрии у квадрата? (4).

– А теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да).

– Сколько осей симметрии у прямоугольника? (2).

 
    – Почему у прямоугольника две оси симметрии, а не четыре?
  – Возьмите у себя на парте зелёный треугольник. Проверьте, симметричен ли он. (Да)  
    – Почему вы так считаете? (Если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут).
  – Сколько осей симметрии у этого треугольника? (1).

– Возьмите желтый треугольник. Выясните, симметричен ли он? (Нет).

– Почему? (При сгибании половинки не совпадают).

– Давайте сделаем вывод.

– Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры, имеющие ось симметрии).

– Что такое ось симметрии? (Ось симметрии – это прямая линия, которая делит фигуру на две равные части).

– Как проверить, симметрична фигура или нет? (Сгибанием).

 
Гимнастика для глаз.    
  – Ребята, давайте подумаем, на какой вопрос Енотика мы ещё не ответили? (Действительно ли нас окружают симметричные фигуры?).  
    – Кто из вас может ответить на вопрос Енотика?

– Приведите примеры симметричных фигур.

– А вокруг нас где встречаются симметричные фигуры?

Работа с интерактивной доской. – Посмотрите внимательно на доску. Перед вами расположены различные предметы и шкатулка. Вы должны сложить в шкатулку те предметы, которые являются симметричными.  
Работа по закреплению знаний. 1. Запишите выражение, используя зеркало. Вычислите.

Даны следующие примеры в зеркальном отображении:

8 + 5; 12 – 8; 7 + 6; 16 – 7.

 
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2.Решение задачи № 8 на странице 132.

– Решите задачу самостоятельно, но сначала скажите, являются ли матрешки, расположенные на рисунке учебника, симметричными?

– Докажите.

– После того, как решите задачу, оцените вою работу, закрасив кружок.

Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону.

3. Практическая работа.

– Сейчас мы займемся вырезанием, да не простым, а симметричным. Для этого мы приготовили цветную бумагу и ножницы.

– Что можно сделать с листком бумаги, чтобы вырезать симметричную фигуру. (Сложить пополам).

– Сложив лист пополам, что мы получили? (Ось симметрии).

– На листе цветной бумаги будем рисовать целую фигуру? (Нет, половинку).

– Покажите ось симметрии.

– Итак, откуда мы начнем рисование фигуры. (От сгиба, от сои симметрии).

(Дети рисуют фигуры, вырезают симметричные силуэты).

Проверка.

– Что у вас получилось? (Дерево, лист и т.д.).

– Покажите ось симметрии.

– Как проверить, симметричную ли мы вырезали фигуру?

 
Подведение итогов урока. – Что такое симметрия?

– Что делает ось симметрии с фигурой?

– Действительно ли нас окружают симметричные предметы?

 
Рефлексия – Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?  
    – Достигли ли мы цели урока? Докажите.
  – Чем заинтересовал вас урок?

– Какие задания вам понравилось выполнять?

– Какие вызвали затруднения?

Если вы довольны своей работой, поднимите веселого Енотика. А если недовольны, поднимите грустного Енотика.

Крошка Енотик тоже остался доволен вашей работой на уроке. А на память дарит каждому из вас маленькое зеркальце, чтобы в нем отражались ваши счастливые улыбки.