Цель обучения: Воспитание высокой музыкальной культуры
Задачи обучения:
- Формировать нравственно-эстетические чувства;
- Развивать эмоциональную сферу детей;
- Развивать творческие музыкальные способности и умение осмысливать музыкальные явления.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
Раздел 1. | Мир музыкальных звуков | 9 ч. |
Раздел 2. | Что значит слышать и понимать музыку | 7 ч. |
Раздел 3. | Чтобы музыка звучала | 9 ч. |
Раздел 4. | Мир детства в музыке | 8 ч. |
Итого: 33 ч. |
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса
Раздел 1. МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. 9 ч.
В процессе изучения данной темы дети погружаются в удивительный мир музыкальных звуков. Узнают о музыке как об особом виде искусства, состоящем из музыкальных звуков, с помощью которых музыка создаёт разнообразные музыкальные образы.
На ярких музыкальных примерах изучаются свойства музыкальных звуков, а также элементы музыкальной речи.
Изучая тему «Мир музыкальных звуков» учащиеся выполняют музыкально-ритмические движения, занимаются импровизацией, знакомятся с произведениями изобразительного искусства и литературы, созвучными данной теме.
В пении основное внимание уделяется развитию певческого дыхания и вокально-певческой постановке корпуса. Формируется понятие о том, как нужно беречь голос.
Рекомендуемый музыкальный репертуар:
Восприятие музыки:
Г. Свиридов «Дождик», С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка», И. Филипп «Колыбельная», И. Стрибог «Вальс петушков», Г. Галынин «Медведь» Н. Жиганов «Аю баласы биюе»
Пение:
Белорусская народная песня «Заинька», Музыка Е.Тиличеевой, слова М. Долинова «Бубенчики», Русская народная попевка «Скок – поскок», Музыка И. Арсеева Слова народные, перевод с английского С. Маршака, «Кузнец», Музыка И. Арсеева Слова А. Харитоновой «Мы поём», Музыка Г. Струве слова Н. Соловьёвой «Песенка о гамме»
Раздел 2. ЧТО ЗНАЧИТ СЛЫШАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ. 7 ч.
Продолжается накопление музыкально-слухового опыта. Закрепляется умение внимательно слушать и понимать музыкальные произведения. Пристальное внимание уделяется мелодии, которая является душой музыкальных произведений. Формируется представление о способах развития мелодии, её ритмическом рисунке и окрашенности. Развивается умение находить личностный смысл в музыкальных произведениях, анализировать.
В пении закрепляются навыки звукообразования и звуковедения, большое внимание уделяется формированию качества звука и развитию правильной интонации.
Тема изучается в неразрывной связи с произведениями изобразительного искусства и литературы.
Рекомендуемый музыкальный репертуар:
Восприятие музыки:
Г. Свиридов «Ласковая просьба», Д. Штейбельт «Адажио», Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка», Л. Хайрутдинова «Санау», Р.Еникеев «Тәкәббәр әтәч»
Пение:
Музыка Ю. Чичкова слова Е. Карасёвой «Спасибо» Музыка С. Разорёнова слова Н. Найдёновой «Мы дружные ребята», Музыка Т. Попатенко слова М. Ивенсен «Скворушка прощается»
Раздел 3. ЧТОБЫ МУЗЫКА ЗВУЧАЛА. 9 ч.
Происходит виртуальное знакомство с процессом создания музыки. Углубляется и расширяется понятие о композиторе, как создателе музыки. Для кого и для чего композитор создаёт свою музыку. Происходит знакомство с народной музыкой, как с неисчерпаемым источником мудрости и красоты.
Расширяется понятие об исполнителях и различных видах исполнительства: как вокального, так и инструментального, сольного и ансамблевого, хорового и оркестрового.
В пении большое уделяется внимание развитию дикции и артикуляции и соблюдению правил орфоэпии.
Рекомендуемый музыкальный репертуар:
Восприятие музыки:
Б. Окуджава «Музыкант», П. Чайковский «Мелодия» (скрипка), И.С. Бах «Шутка» из Второй сюиты (флейта), И. Морозов «Про сверчка» (сопрано), Ф. Шуберт «Форель» (альт), С. Рахманинов «Вокализ» (тенор И. Козловский) Рус. нар. пляска (оркестр нар. инструментов), С. Прокофьев «Петя и волк» (симфоническая сказка», П. Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром част 3.» (Симфонический оркестр)
Пение: Белорусская народная песня «Перепёлочка», Музыка А. Филиппенко слова Т. Волгиной «Весёлый музыкант» Музыка Е.Тиличеевой слова А. Кузнецовой «Деревца»
Раздел 4. МИР ДЕТСТВА В МУЗЫКЕ. 8 ч.
Основным содержанием данной темы является отражения мира детства в музыке. В процессе изучения темы рассматриваются доступные и близкие детскому восприятию музыкальные образы, средства музыкальной выразительности, которые используются для их создания.
Происходит знакомство с произведениями литературы и изобразительного искусства, созвучными данной теме.
В пении нужно добиваться выразительности исполнения, создания художественного образа. Воплощение замысла, темы и идеи музыкального произведения.
Рекомендуемый музыкальный репертуар:
Восприятие музыки:
Д. Кабалевский «Упрямый братишка», С.Прокофьев «Болтунья», Д. Кабалевский «Три подружки», П.И. Чайковский «Детский альбом», Н. Жиганов «Шаян кыз», Р. Еникеев «Курчаклар маршы», Н. Жиганов «Әкият»,
Пение:
Музыка Ю. Чичкова слова К. Ибряева «Здравствуй, родина моя!» Музыка В. Иванникова слова О. Фадеевой «Самая хорошая» Музыка Е. Тиличеевой слова М. Ивенсен «Пришла весна»
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Мир музыкальных звуков 9 ч. | |||||
1 | Звуки музыкальные и немузыкальные | 1 | |||
2 | Музыка - искусство звуков | 1 | |||
3 | Музыкальный звукоряд | 1 | |||
4 | Высокие звуки в музыке | 1 | |||
5 | Средние звуки | 1 | |||
6 | Низкие звуки | 1 | |||
7 | Громкое и тихое звучание | 1 | |||
8 | Ритм | 1 | |||
9 | Обобщение | 1 | |||
Раздел 2. Что значит слышать и понимать музыку 7 ч. | |||||
10 | Мелодия как музыкальная мысль | 1 | |||
11 | Музыкальные фразы и предложения | 1 | |||
12 | Плавность и отрывистость в музыке | 1 | |||
13 | Тайны и загадки мелодии | 1 | |||
14 | О чём эта музыка? | 1 | |||
15 | Слушать музыку и слышать её | 1 | |||
16 | Обобщение | 1 | |||
Раздел 3. Чтобы музыка звучала 9 ч. | |||||
17 | Как создаётся музыка? (композиторская) | 1 | |||
18 | О народной музыке | 1 | |||
19 | Музыкальные инструменты | 1 | |||
20 | Музыкальные инструменты | 1 | |||
21 | Певческие голоса | 1 | |||
22 | Певческие голоса | 1 | |||
23 | Инструментальные и вокальные ансамбли | 1 | |||
24 | Оркестры: народный и духовой | 1 | |||
25 | Оркестры: симфонический и камерный | 1 | |||
Раздел 4. Мир детства в музыке 8 ч. | |||||
26 | Музыкальные портреты детей | 1 | |||
27 | Самые любимые в музыке (мама и папа) | 1 | |||
28 | Самые добрые в музыке (бабушка и дедушка) | 1 | |||
29 | Животные в музыке | 1 | |||
30 | Школа в музыке | 1 | |||
31 | Сказка в музыке | 1 | |||
32 | Праздник в музыке | 1 | |||
33 | Урок-концерт | 1 |