Развитие связной речи через познавательную деятельность

Разделы: Общепедагогические технологии


Из всех...знаний и умений самым
важным, самым необходимым
для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке.
В.И. Чернышев

Актуальность выбранной темы

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Цель: активизировать деятельность педагогов по данному направлению, убедить в значимости своевременной педагогической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить теоретический уровень педагогов ДОУ по вопросу формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Вызвать интерес педагогов к повышению самообразования, роста, профессионального мастерства.
  • Обогатить творческий поиск и совершенствование методов работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
  • Пропагандировать работу по словотворчеству.

Ход мероприятия

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

В дошкольных образовательных учреждениях под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, где возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей дошкольного возраста.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов:

Принцип информативности - предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности - определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности - предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно - образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих ПРС.

Принцип педагогической целесообразности - позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Принцип трансформируемости - обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Наша задача состоит в том, чтобы создать такую развивающую среду, которая будет учитывать изложенные принципы, и даст ребенку чувство психологической защищенности, поможет развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: алгоритмы, картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Мы считаем, что формирование правильной речи является одной из основных задач в нашей работе.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста проводим работу по словотворчеству: где дети сочиняют небольшие рассказы из личного опыта, сказки, стихотворения, загадки, а так же создают мнемотаблицы и рисунки к своим произведениям. Немаловажную роль в этом виде деятельности играют родители воспитанников, которые активно сотрудничают с педагогами. С помощью родителей создаем книжки малышки.

Практическая часть

Приложение 1

Создать книжку малышку на тему "Времена года".

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому мы стараемся научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни и из личного опыта.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

Для успешного осуществления задач по развитию связной речи используем следующие методы и приёмы обучения:

Наглядные методы - метод наблюдения осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы для вторичного ознакомления с объектом, рассматривание игрушек, как рассматривание картин со знакомым, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы - это те словесные методы, которые связаны с художественным словом, заучивание наизусть, пересказ, рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых, беседы.

Словесные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов, появление разгадки - предмета и т. д.).

Практические методы - дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера.

Приемы, прежде всего можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы.

Речевой образец. Повторение. Объяснение. Указания. Словесное упражнение. Оценка детской речи. Вопрос. Наглядный прием.

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования ("Кто скажет больше слов?", "Кто лучше скажет?"), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Развитие науки и техники ведёт за собой изменения методов преподавания новых знаний, а педагоги и исследователи разрабатывают новые инновационные методы обучения, которые мы применяем в своей работе:

  • Ситуационный
  • Метод мозговой атаки
  • Метод проектов
  • Метод инсценизации
  • Метод программированного и компьютерного обучения
  • Метод генерации идей
  • Метод моделирования и др.

Задания для педагогов

Приложение 2

Для полноценного познавательно-речевого развития дошкольников необходимым условием является сотрудничество ДОУ с семьей.

В целях повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

В приемной группы оформлен уголок для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. В рубрике "Мама поиграй со мной" в течение года предлагаем игры по развитию связной речи детей дома. Оформляем фотовыставки "Целый день играть не лень", "Я играю вместе папой", "Мои любимые игрушки". Оформляем папки - передвижки, проводим консультации "Познавательно-речевое развитие детей" с рекомендациями по созданию развивающей среды дома; "Влияние родительских установок на развитие речи детей", "Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка", "Речевая одарённость малышей", "На двух языках" и т.д.

Задание для педагогов: игра "Как мне повезло"

Подводя итог нашего заседания, хотим вам напомнить одно восточное изречение: "Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии".

Рефлексия.

Закончить заседание круглого стола мы хотим методикой "Эмоциональное письмо".

Для этого выберите из предложенных вам "эмоций" картинку, соответствующую вашему настроению, с обратной стороны можете написать свои пожелания, оставить свои комментарии.

Спасибо вам за совместную плодотворную работу.

Используемая литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Издательский центр "Академия", 1997.

2. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. - М.: Просвещение, 1969.

3. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд. РАО, 1994.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961.

5. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1998.

6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.:Просвещение,2007.

8. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. - М.: Русский язык, 1977.

9. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу Характеристика связной речи детей 6-7 лет - М., 1979.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1975.

11. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941.

12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981.