Наша школа для детей с задержкой психического развития присоединена к лицею и продолжает свою работу в рамках образовательного холдинга лицея № 1571. Дети с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития в том числе, кроме общих задач воспитания и обучения, имеют специфические коррекционные задачи, обусловленные особенностями развития и обучения. Наши дети имеют индивидуальные трудности в обучении – это и снижение внимания, памяти, работоспособности, познавательных интересов, дисбаланс критичности в отношении к своим возможностям, а также их неустойчивость, кратковременность, нестабильность. Всё это мешает усваивать учебный материал в полном объёме. Кроме того процент детей, имеющих речевую патологию в каждом классе очень высок. В последние годы 100% детей в классах нуждаются в логопедической помощи. Это речевая патология, как устной речи, так и письменной. В соответствии с новыми стандартами и проектом СФГОС в школе учатся дети и с тяжёлой формой дизартрии, и с грубым системным недоразвитием речи. И, конечно, учителю-логопеду приходится постоянно обновлять свои знания, умения, навыки, более тщательно искать подход к каждому ребенку.
В связи с этим стараюсь находить новые, нестандартные формы работы, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Чтобы заинтересовать своих учеников, вот уже несколько лет применяю информационные компьютерные технологии, при использовании которых повышается интерес детей к обучению, появляется желание научиться на компьютере новым умениям и навыкам.
Новые технологии я использую в нескольких направлениях:
I направление
Использование готовых и создание своих презентаций для лучшей наглядности и понимания причин появления дисграфии и способов её преодоления. Презентации помогают детям наглядно увидеть свои ошибки, а красочность оформления, игровые приемы, сказочные персонажи помогают повысить мотивированность детей в преодолении трудностей обучения. Этот прием помогает разнообразить занятия, сделать наглядность яркой, красочной, узко направленной, интересной и современной. И хорошо помогает в работе с детьми 1-х, 2-х, 3-х классов.
II направление
Программа Point (рисование) - позволяет закреплять в игровой форме знания о геометрических фигурах, цвете, форме предметов, пространственном расположении целого и частей, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия; в работе с детьми, имеющими оптические дисграфии.
III направление
Работа с текстовым редактором Microsoft Word. Данная программа позволяет составлять и выполнять письменные задания. Многие дети 3-х, 4-х классов уже имеют какие-то навыки печатания на компьютерной клавиатуре, что позволяет использовать эти навыки не только в выполнении готовых письменных заданий, но и составлять самим небольшие тематические задания, а также работать с таблицами. Использование таблиц помогает в дифференциации смешиваемых звуков и букв. Детям очень нравится составлять такие табличные задания - это повышает их уровень самооценки, они чувствует себя соратниками учителя. Редактор Word также позволяет развивать у детей орфографическую зоркость, расширяет возможности в работе с орфограммами. И не только в тех случаях, когда ведется работа по преодолению дисорфографии, но, что очень важно, огромную помощь оказывает детям с нарушениями двигательной сферы и ДЦП. Ученик, которому детский церебральный паралич мешает или в значительной степени ограничивает возможности выполнения письменных заданий, часто быстрее устает, истощается физически и психологически: у него нарушается почерк от легкой неразборчивости, до полного непонимания учеником того, что он пишет, страдает внимание и самоконтроль. Работа в Worde позволяет такому ученику абстрагироваться от своего почерка, забыть о тех оковах, которые не позволяют ему успешно учиться. Видя перед глазами образцовый текст, ученик легче работает, возможность увеличения шрифта, смены стиля, цвета шрифта повышает заинтересованность в улучшении своей успеваемости. Так ученик 5 класса с ДЦП в работе с компьютером увидел для себя спасение. На занятия готов ходить каждый день, родители его также очень рады тому, что их сын так изменился, и рады, что повышается и уровень владения компьютером и уровень самооценки и перед ними появилась надежда на дальнейшую профессиональную ориентацию. Кроме того программа редактора Microsoft Word позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном виде, что даёт возможность последовательно прорабатывать его со многими детьми. В течение одного или нескольких занятий задание может быть усовершенствовано, в него могут быть внесены коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями и возможностями конкретного ученика. Занятия с включениями работы в Worde могут быть как одиночными, так и цикличными, охватывая отдельные темы или целые разделы.
IV направление
Проектная деятельность с учениками, достигшими значительных успехов в преодолении речевых нарушений, с использованием электронных презентаций, программы Power Point стала новым направлением в моей работе [приложение 1].
Создавая проектную группу из учеников 3-го класса, я поставила целью перед собой и учениками создание группы, которая будет работать длительное время, то есть до конца учебного года и создавать практические учебные пособия в доступной форме для своих сверстников и учеников младших классов. То есть на первый план мы выдвинули социально направленную задачу: помощь одноклассникам и более младшим детям.
Конечным продуктом проектной деятельности мы выбрали презентацию с дополнением её пособиями в виде праздничных подарочных открыток с заданиями в бумажном исполнении [приложение 2]. Работа над проектом была первой и показала мне моих учеников с различных сторон. В ходе работы ребята учились анализировать, планировать свою деятельность, делать записи, договариваться, голосовать и уступать друг другу в интересах группы. Всё это они делали впервые, хотя опыт подготовки проектов имели, но это были проекты, выполненные дома с родителями, а работа в группе ставила перед ними постоянно новые незнакомые задачи.
Особый интерес дети проявили к созданию коллективной презентации, где большинство получали первичные навыки. Коллективно была выбрана идея проекта, девиз проекта, самостоятельно определили проблему и тему проекта. Намечали источники информации тоже сами. Моя помощь на данном этапе заключалась в направлении их: что еще необходимо обсудить, наметить, записать. А вот планированию будущей деятельности их надо было учить. Планирующая функция речи и деятельности наиболее трудна для наших детей.
Уровень овладения компьютерными навыками у всех детей в группе был разный: кто-то лучше печатал, некоторые даже пытались использовать обе руки, другие успешнее пользовались Интернет-ресурсами, быстрее и увереннее искали нужную информацию.
Каждый из участников проектной группы создавал свой личный слайд для коллективной презентации самостоятельно. Моя помощь была направлена только на техническую сторону создания слайда и помощь была необходима детям на разных уровнях и в разной степени сложности.
С удовольствием дети занимались украшением своего слайда, восторгались всеми эффектами анимации, переходами. Они и раньше видели эффекты анимации в презентациях, но это были готовые презентации и воспринимали они их как мультфильмы, смотрели с удовольствием и поначалу тоже восторгались, но быстро привыкли. А вот когда появилась возможность самому что-то сделать, попробовать себя в роли кинооператора – это вызвало особый интерес и помогло настроить их на дальнейшую творческую деятельность. Один из учеников так вдохновился созданием презентации, что уже на следующий день принёс созданную дома самостоятельно презентацию уже на другую тему с анимацией и переходами. И очень хотел, чтобы я её посмотрела, рассказывал, как он старался и что у него ещё не получается.
Наибольшие эмоции вызвал этап дизайна презентации. Мнения были самые разные, высказывания носили бурный, эмоциональный характер. Долго дети не могли согласиться в выборе цветовой гаммы презентации, каждый ориентировался на сиюминутный свой всплеск эмоций. Я думаю, что это объясняется тем, что многие увидели процесс оформления презентации впервые и яркость цвета, наличие декора вызывали эмоции эстетического плана. И здесь моя задача заключалась в том, чтобы убедить детей идти в нужном направлении, а именно подбирать дизайн для учебной презентации, а не художественно-эстетической. И всё-таки мнения детей разошлись: сначала по итогам голосования трое были против троих, но после длительного процесса обсуждений, споров к единому мнению так и не пришли и проголосовали четверо против двоих.
Это говорит о том, что дети третьеклассники имеют уже собственное мнение, свою позицию и отстаивают её до конца. А вот чувство коллективизма, общей идеи, умения уступать интересам коллектива пока сформировано недостаточно. В работе над презентацией я поняла, как могут измениться отношения в коллективе, здесь отношения выстраиваются заново, появляются новые лидеры вне зависимости от их успешности на уроках в классе. Коллективная проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере создают для детей новое поле деятельности, где каждый может заново себя попробовать, доказать свою состоятельность и успешность. Это говорит о том, насколько ценен такой союз новых видов работы и особенно в группе, где у любого педагога, учителя, логопеда, психолога большие перспективы как в обучающих целях и задачах, так и воспитательных, в формировании и личности каждого и коллектива в целом.
Подытоживая всё вышесказанное и анализируя пусть первый опыт работы над коллективным проектом и презентацией его, можно более грамотно и планомерно вести детей к следующему проекту, ставить перед собой и детьми более сложные задачи и на выходе достичь более значительных результатов.