Цель: написание глаголов с отрицательной частицей Не.
Задачи:
- познакомить с ролью частицы не, с ее раздельным написанием с глаголами;
- познакомить с глаголами - исключениями;
- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать.
Ход урока
I. Сообщение темы урока, постановка проблемы.
Изображение тётушки совы - мудрой головы.
Тётушка Сова принесла нам задания.
На доске пословица "Стыдно знать, стыдно учиться"
- Прочитайте пословицу и скажите, может она быть девизом урока?
- Ребята, что нужно изменить, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока?
Читаем пословицу с частицей: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!"
Объяснение смысла пословицы.
II. Повторение изученного.
1. Работа с предложением. Синтаксический разбор предложения.
К осени птицы собираются в многочисленные стаи и улетают в тёплые края.
(Повествовательное, невосклицательное, птицы собираются, улетают, распространённое, есть однородные сказуемые.)
Запись числа в тетради.
Минутка каллиграфии - написание сочетания НЕ
2. Словарная работа
Запись слов по рисункам на слайдах, с проверкой безударной гласной в корне.
прыгать, ползать, копать, пилить, красить, читать, ходить, рисовать, лежать, рубить, плавать, бросать, висеть, рвать, бежать
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка:
Тётушка Сова нам предлагает правила школьника, прочитайте их.
- Опаздывай в школу.
- Разговаривай на уроке.
- Мешай соседу по парте.
- Рисуй на парте.
Согласны ли вы с этими правилами? Почему?
Дети не соглашаются с правилами и изменяют их, подставляя частицу НЕ
1. Не опаздывай в школу.
2. Не разговаривай на уроке.
3. Не мешай соседу по парте.
4. Не рисуй на парте.
- Что делает частица НЕ?
- Отрицает.
Частица НЕ - служебная часть речи. Она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос. Обратите внимание на написание частицы НЕ с глаголами. Какой вывод можно сделать?
3. Работа с учебником. Стр. 80, рубрика "Давай подумаем".
Запомни: частица Не с глаголами пишется раздельно.
4. Выполнение упражнения из учебника. Стр. 81, упр. 1.
5. Грамматическая сказка.
Грамматическая сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Он говорил: "Люблю!", а она ему: "Не люблю!" Он признавался: "Верю!", а она ему: "Не верю!" Переживал Глагол очень. Друг его успокаивает: "Не грусти!" Однажды он пошёл к Мудрой Сове. Мудрая Сова отправила его в библиотеку поработать со словарями и учебниками. Когда Глагол вернулся и встретил частицу Не, она, как обычно, отскочила от него и закричала "Негодую! Ненавижу!" и вдруг призадумалась от неожиданно сказанных слов. Оказывается, в некоторых случаях, частица с глаголом пишется слитно, это - то и хотел рассказать Глагол, да частица Не сама догадалась, что жить они друг без друга не могут. А вы, ребята, догадались?
Есть такие глаголы, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, неволить, нездоровится, негодовать, недоумевать. Давайте объясним их смысл.
- Ненавидеть - чувствовать вражду и отвращение.
- Неволить - принуждать, заставлять делать что-то.
- Нездоровится - болеть, хворать.
- Негодовать - возмущаться, быть недовольным.
- Недоумевать - синонимы - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение - чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза.
Запомни: частица НЕ пишется слитно, если слова без НЕ глаголы не употребляются.
IV. Гимнастика для глаз. Упражнения для снятия усталости глаз.
V. Закрепление изученного.
1. Работа с правилом учебника на стр.81.
2. Выполнение упражнения из учебника. Стр.82, упр.3.
3. Повторение правила правописания частицы НЕ с глаголами.
4. Каждый получает карточку и выполняет её самостоятельно.
Задание:
- ребята первого варианта выписывают глаголы с частицой НЕ, которые пишутся раздельно,
- ребята второго варианта выписывают глаголы с частицой НЕ, которые без НЕ не употребляютя
VI. Итог урока.
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
- Какой вывод о написании частицы НЕ с глаголами ты можешь сделать?
VII. Оценивание и выставление отметок.
VIII. Домашнее задание. Стр.81, упр. 2.
Спасибо за урок!