Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих". 3-й класс
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих”.
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Оборудование:
- карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;
- презентация
- учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий. Москва “Просвещение”, 2013 год (программа “Школа России”).
- Рабочая тетрадь по русскому языку на печатной основе В.П. Канакина. Москва “Просвещение”, 2013 год (программа “Школа России”).
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.
Структура и ход урока
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Организационный | Начинаем урок русского языка. Посмотрите все на
доску. Прочитайте пословицу и объясните её смысл. “Кто не стыдится
спрашивать, узнаёт многое”
- Чем будем сегодня заниматься? - Посмотрите на слова, записанные на доске: вьюга, ручьи, тополь, крылья, тюльпан, голубь - Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? |
Настраиваются на работу
- Если спрашивать у учителя, у взрослых, то узнаешь много нового - Будем узнавать что-то новое
- Мягкий знак. |
| Чистописание | Выполняет показ на доске написания.
Слайд № 3 |
Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию |
| Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке) | Какое задание можно выполнить с этими словами?
Деление на группы Слайд №4 |
Дети предлагают разные варианты заданий. |
| Постановка проблемы | Создание ситуации, приводящей к постановке учебной
задачи.
Слайд № 5 Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу). Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”. Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске
Сформулируйте задачи урока. Слайд № 6 |
Дети работают фронтально, отвечают на вопросы,
делают вывод, формулируют цель урока.
(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак). |
| Открытие детьми нового материала | Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в
каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и
“шаг за шагом” выполняйте работу.
Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода). Слайд № 7 |
Дети делают вывод
Формулируют тему урока. |
| Составление алгоритма. | А как быть, если слова писать на слух? Ваши
действия? В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется
совместно выработанный алгоритм).
Слайд № 8 |
(Необходимо составить план действий – алгоритм).
Озвучивают алгоритм |
| Физминутка | Называю имена существительные мужского и женского
рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы
хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное
мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ковш, дичь, печь, вещь, кирпич, тишь, товарищ, ералаш, ландыш, ложь, багаж. |
Выполняют упражнение на внимание. |
| Первичное закрепление | Работа со словосочетаниями.
Запись на доске:
Слайд № 9 |
Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, и записывают на интерактивной доске с комментированием и проговариванием “шагов” алгоритма. |
| Работа с учебником (правило) | Сверимся с учебником, где авторы приводят правило.
Учебник стр.31 |
(чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника). |
| Закрепление | А сейчас каждый поработает самостоятельно,
выполняя задания используя ЦОР.
Тест. Слайды 10, 11, 12 |
|
| Домашнее задание | Записывают д/з в дневник с.33, упр 57
по выбору с.33, упр.57, выучить алгоритм |
|
| Рефлексия | Какое открытие вы сегодня сделали?
Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание: поставьте крестик (галочку) на стрелке в соответствующем месте. Слайд № 13 |
Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя |