Урок внеклассного чтения. "Человек начинается с добра" – по произведениям В.А. Сухомлинского. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: формировать УУД:

  • Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать у детей представление о том, что добрый, чуткий человек всегда помогает другим, уважает, заботится, хорошо относится к родным и друзей, бережет природу.
  • Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.
  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в коллективе.
  • Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.
  • Образовательные: продолжать знакомство с произведениями В.А. Сухомлинського.
  • Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, произведения из сборника "Сказки школы под голубым небом", иллюстрации.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию нового материала

1.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, не спеша
И начнём урок, друзья.

2. Предлагаю детям рассмотреть рисунки

3. Беседа

- Ребята, давайте прочитаем пословицы, записанные на доске:

  • За добро добром платят.
  • Добро побеждает зло.
  • Кто людям добра желает, тот и сам его добывает.

- Какое слово чаще повторяется в пословицах ? (добро)

- Какого человека можно назвать добрым?

- А милосердным?

II. Объявление темы.

Тема нашего урока "Человек начинается с добра"

На уроке мы продолжим знакомство с произведениями В.А. Сухомлинського - выдающегося педагога и писателя, который очень любил детей, написал для них много интересных рассказов и очень хотел, чтобы все дети росли чуткими, добрыми, трудолюбивыми, любили и уважали своих родных, людей преклонных лет, друзей, родную землю.

- Какие произведения В.А. Сухомлинського мы уже читали?

("Как Наталья у лисы хитринку купила" и "Дедова колыбель")

III. Восприятие и осознание учебного материала.

- Послушайте рассказ "Доброе слово"

- Что случилось с девочкой?

- Что приносили Оле родственники?

- Что принесла бабушка?

- Помогло ли это девочке стать здоровой?

- Так чего Оле не хватало?

Очень часто и в нашем классе тоже не хватает доброго слова в отношениях друг с другом.

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

- Дети, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя тема.

1. Береги природу.

2. Цени своих товарищей.

3. Не будь безразличным.

4. Помогай старым и одиноким.

Прочитайте предложенные вам тексты и выразите своё отношение к поступкам героев рассказов.

В этих рассказах вы встретились с разными человеческими чувствами: добром и злом, с умом и безразличием.

Возьмите фломастеры и нарисуйте лицо доброго, злого, грустного и равнодушного человека.

Физкультминутка под песню: "Добрым быть совсем-совсем не просто"

- Посмотрите на эту картинку, кого вы здесь видите? (кот и цыпленок)

Послушайте, какой рассказ написал о них Сухомлинський "Как удивился Мурчик"

Считаю, что этот рассказ не закончен и предлагаю вам рассказать, как повел себя Мурчик дальше. Каждый придумывает свое окончание.

А вот что написано под этим рисунком.

Цыпленок мой хороший друг
Проводим вместе мы досуг
Лежу мурлычу что - нибудь,
А он сидит и слушает.
Цыпленок мой хороший друг!
Друзей никто не кушает.

- Давайте поиграем! Если ребенок совершает добрые поступки, вы хлопаете в ладони, а плохие - нет.

1. Помогает маме

2. Обижает друзей

3. Кричит, когда кто-то отдыхает

4. Бережет природу

5. Обманывает

6. Хорошо учится

7. Защищает более слабого.

8. Всегда здоровается

9. Помогает друзьям.

- Вы часто видели по телевизору как ведущая задает вопрос гостям в студии.

Предлагаю вам по очереди стать ведущими в студии и задать друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока ("Микрофон")

IV. Итог урока.

Дети читают стихотворение (заранее выучили несколько учащихся)

Дорога добра

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.