Цели: формировать УУД:
- Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать у детей представление о том, что добрый, чуткий человек всегда помогает другим, уважает, заботится, хорошо относится к родным и друзей, бережет природу.
- Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в коллективе.
- Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.
- Образовательные: продолжать знакомство с произведениями В.А. Сухомлинського.
- Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, произведения из сборника "Сказки школы под голубым небом", иллюстрации.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию нового материала
1.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, не спеша
И начнём урок, друзья.
2. Предлагаю детям рассмотреть рисунки
3. Беседа
- Ребята, давайте прочитаем пословицы, записанные на доске:
- За добро добром платят.
- Добро побеждает зло.
- Кто людям добра желает, тот и сам его добывает.
- Какое слово чаще повторяется в пословицах ? (добро)
- Какого человека можно назвать добрым?
- А милосердным?
II. Объявление темы.
Тема нашего урока "Человек начинается с добра"
На уроке мы продолжим знакомство с произведениями В.А. Сухомлинського - выдающегося педагога и писателя, который очень любил детей, написал для них много интересных рассказов и очень хотел, чтобы все дети росли чуткими, добрыми, трудолюбивыми, любили и уважали своих родных, людей преклонных лет, друзей, родную землю.
- Какие произведения В.А. Сухомлинського мы уже читали?
("Как Наталья у лисы хитринку купила" и "Дедова колыбель")
III. Восприятие и осознание учебного материала.
- Послушайте рассказ "Доброе слово"
- Что случилось с девочкой?
- Что приносили Оле родственники?
- Что принесла бабушка?
- Помогло ли это девочке стать здоровой?
- Так чего Оле не хватало?
Очень часто и в нашем классе тоже не хватает доброго слова в отношениях друг с другом.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
- Дети, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя тема.
1. Береги природу.
2. Цени своих товарищей.
3. Не будь безразличным.
4. Помогай старым и одиноким.
Прочитайте предложенные вам тексты и выразите своё отношение к поступкам героев рассказов.
В этих рассказах вы встретились с разными человеческими чувствами: добром и злом, с умом и безразличием.
Возьмите фломастеры и нарисуйте лицо доброго, злого, грустного и равнодушного человека.
Физкультминутка под песню: "Добрым быть совсем-совсем не просто"
- Посмотрите на эту картинку, кого вы здесь видите? (кот и цыпленок)
Послушайте, какой рассказ написал о них Сухомлинський "Как удивился Мурчик"
Считаю, что этот рассказ не закончен и предлагаю вам рассказать, как повел себя Мурчик дальше. Каждый придумывает свое окончание.
А вот что написано под этим рисунком.
Цыпленок мой хороший друг
Проводим вместе мы досуг
Лежу мурлычу что - нибудь,
А он сидит и слушает.
Цыпленок мой хороший друг!
Друзей никто не кушает.
- Давайте поиграем! Если ребенок совершает добрые поступки, вы хлопаете в ладони, а плохие - нет.
1. Помогает маме
2. Обижает друзей
3. Кричит, когда кто-то отдыхает
4. Бережет природу
5. Обманывает
6. Хорошо учится
7. Защищает более слабого.
8. Всегда здоровается
9. Помогает друзьям.
- Вы часто видели по телевизору как ведущая задает вопрос гостям в студии.
Предлагаю вам по очереди стать ведущими в студии и задать друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока ("Микрофон")
IV. Итог урока.
Дети читают стихотворение (заранее выучили несколько учащихся)
Дорога добра
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.