Пояснительная записка
Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются подростки - люди, вещи, явления окружающей жизни, накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта, подростки нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом.
Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий.
Нравственное воспитание в учреждении дополнительного образования должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем.
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество. Необходимо систематическое воспитание, направленное на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, сила воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
Процессы, происходящие в обществе, утрата социально-значимых ориентиров, разнообразие трудностей, с которыми приходится сталкиваться подросткам, и ее неумением их преодолевать, порождает проблему появления подростков “группы риска”. В психолого-педагогической литературе они обозначаются различной терминологией: “трудные дети”, трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети “группы риска”, дети с девиантным поведением и т.д.[4,12,18]
В процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.В условиях современного общества и имеющихся изменений морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с тем и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Подростки характеризуются стремлением к самостоятельности и общению со сверстниками. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Особенно это касается подростков “группы риска”. Появление у подростков социально вредных черт можно объяснить тем, что у них нарушается процесс социализации и как следствие – формируются извращенные, с точки зрения общечеловеческих ценностей, модели поведения. Такие подростки становятся подростками “группы риска”.[4,10] Их действия угрожают обществу и им самим. У таких подростков формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, раздражительность.
Актуальность работы с подростками “группы риска” возрастает в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков из “неблагополучных” семей, малообеспеченных, которые, попадая в “неблагоприятную среду”, нередко становятся на путь правонарушений и преступлений. Именно такие подростки, подростки “группы риска” требуют нашего пристального внимания.
Данная программа поможет подросткам расширить знания в вопросах нравственного воспитания, научит анализировать, повысит личную ответственность за свои действия и поступки. Кроме того, ее актуальность определяется необходимостью помочь подросткам осознать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, понять, как их поступки могут повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности.
Программа предназначена для проведения групповых занятий в МБОУ ДОД “ЦДТ” Центрального района или на базе образовательных учреждений Центрального района.
Цель:формирование у подростков “группы риска” адекватного восприятия себя и окружающей действительности.
Задачи:
- учить подростков адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из жизненных ситуаций;
- развивать у подростка умения регулировать свое поведение через развитие самопознания и самооценки;
- вырабатывать устойчивое отношение к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников;
- способствовать сознательному принятию подростками нравственных категорий как механизма регуляции отношений между людьми.
Направление программы:
Социально-педагогическая профилактика, коррекция:
- профилактическая и коррекционная работа с подростками, состоящими на различных видах учета (“группа риска”, внутришкольный учет);
- пропаганда здорового образа жизни;
- индивидуальные консультации для подростков, оказавшихся в трудныхжизненных ситуациях.
Методические рекомендации:
Групповые занятия проводятся педагогом-организатором. Программа рассчитана на 16 часов, 16 занятий с периодичностью встреч 2 раза в месяц по 1 часу. Желательно участие социального педагога образовательного учреждения, классного руководителя, психолога, которые будут обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями.
Количество участников: 12-15 подростков.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- индивидуализация, т.е. актуализация максимума различий между участниками группы.
В структуру занятий входят:
1. Теоретическая часть (беседа).
2. Практическая часть:
- игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу;
- упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия барьеров в общении;
- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения;
- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
3. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников).
Формы работы:
- проблемные ситуации
- ситуации выбора
- социологический опрос
- анкетирование
- игры
- дискуссии
- работа в группах
Требования к ведущему занятия практикума:
- педагогическая компетентность.
- наличие знаний и опыта работы с подростками.
Оценка эффективности работы: эффективность работы отслеживается по данным диагностики, проводимой перед началом курса занятий и по завершению занятий, по результатам исследования социального педагога, классного руководителя – экспертная оценка наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.
Исследование проводится психологом в начале работы практикума и после его завершения с применением диагностического метода анкетного опроса, используются методики: “Диагностика межличностных отношений” по Тимоти Лири , “Я – другой” (жизненные ситуации) и “Отношения “Я – Другой” в самопознании” (Н.И. Непомнящая). Изучение нравственной сферы подростков по критерию “Добродеятельность” осуществляется с помощью теста “Духовно-нравственное развитие личности”.
Процедура проведения состоит в сборе материалов, письменного опроса социального педагога, классного руководителя, психолога.
Ожидаемые результаты:
- 100% обучающихся посещают учебные занятия;
- подростки умеют анализировать и владеть своимичувствами, выбирать эффективные способы поведения управлять собой;
- имеют устойчивое отношение к неблагоприятным средствам влияния;
- умеют понимать точку зрения другого,сочувствовать, сопереживать;
- уважительно относятся к себе;
- умеют жить вместе с другими;
-успешная социализация личности (дальнейшее обучение, трудоустройство).
- принятие подростками нравственных категорий как механизма регуляции отношений между людьми (осознают ценность понятий: добро, зло, совесть, стыд, любовь, влюблённость и т.д.).
Приложение 1. Содержание программы.
Тематическое планирование курса “Социализация детей “группы риска”
№ | Разделы и темы | Количество занятий | Количество часов |
1 | Входная диагностика Знакомство с группой. |
1 |
1 |
2 | Комплексная коррекция участников
группы Стыд и совесть Добро и зло Дружба Любовь и влюбленность Счастье Семья Честь и достоинство Культура поведения Мое здоровье Навыки общения Толерантность и мы Самопознание и самовоспитание Формула успеха Мой жизненный путь |
14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 |
3 | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
Всего | 16 занятий | 16 часов |
Список литературы
1.Беседа Что такое любовь? - сайт священника Павла Гумерова -pavel-gumerov.ru/book/tri-kita/part...
2.Бирюков, А. А. С легким паром [Текст]/ А. А. Бирюков. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 464 с.
3.Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей [Текст]/ И.П. Брязгунов.-М.:Просвещение,1992.
4.Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас...: О проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурении [Текст]/ Б.М. Гузиков, А.А. Мейроян.-Л.:Лениздат,1990.
5.Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст]/ И.В. Дубровина.- Просвещение, 1987,184с.
6.Здоровое питание. Здоровый образ жизни [Текст]/. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 237 с. - (Медицина и здоровье).
7.Золотарёв, Ю. Г. Надежный путь к здоровью[Текст]/ Ю. Г. Золотарёв. – СПб. : ДИЛЯ, 2002. - 352 с.
8.Иванов, Ю. М. Как исцелить душу и тело. Советы экстрасенса[Текст]/ Ю. М. Иванов. - М.: Центрполиграф, 2000. - 495 с.
9.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет [Текст]/ Е.А. Каралашвили . – М.,2002.
10.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]/ Ю.А. Клейберг.- М. Новая школа, 2001,160 с.
11.Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения[Текст]/ Н.А. Козлов. - Екатеринбург: АСТ Пресс, 1997,145с.
12.Коррекционно – развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками [Текст]/. М.2002.
13.Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения Текст]/ Г.И. Макартычева. - Санкт – Петербург: Речь, 2006,191с.
14.Малахов, Г. П. Золотые правила питания[Текст]/ Г. П. Малахов .- М.: МарТ, 2003. - 576 с.
15.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [Текст]/ М.Д. Маханева. – М.:АРКТИ, 1999.
16.Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности [Текст]/ Н.И. Непомнящая.- М.: ВЛАДОС,2001.-192с.
17.Одинцова М.А. "Я - целый мир" [Текст]/ М.А. Одинцова. М. 2004
18.Подросток на перекрестке эпох /Под ред. Кривцовой [Текст]/. – М.:Генезис,1997.
19.Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. [Текст]/. – СПб.: Ювента, 1999.
20.Родионов, В.А. Я и все – все – все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков подростков [Текст]/ В.А. Родионов.- Ярославль: Академия развития, 2002,240с.
21.Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей [Текст]/ Г.И. Сартан. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.
22.Семенова, Л. О. Здоровье от Фэн-Шуй [Текст]/ Л. О. Семенова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 188 с.- (Панацея).
23.Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001,80с.
24.Смид З. Групповая работа с детьми и подростками [Текст]/ З. Смид. – М.: Генезис, 1999.
25.Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими [Текст]/ Г.У. Солдадова. – М.: Генезис, 2000.
26.Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей [Текст]/ М.Я. Студеникин. - 5-е изд. - М.: Медицина , 1988.
27.Сухарев, В. А. Мир здоровья [Текст]/ В. А. Сухарев. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 400 с. - (Животворные источники)
28.Ужегов, Г. Н. Здоровье мужчины [Текст]/ Г. Н. Ужегов. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2002. - 400 с. - (Ваше здоровье).
29.Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст]/ О.Н. Усанова.- М.: СПб: Питер, 1995.
30.Фопель К. Как научить детей сотрудничать [Текст] К. Фопель/. – М.: Генезис, 1998.