Цели и задачи: сформировать интерес к жанру балета; познакомить с происхождением слова "балет"; выявить предпосылки рождения балета, кто были его первые исполнители, каковы были костюмы танцовщиков, и в чем заключалась балетная реформа Ж.Ж. Новера.
Методы и приемы: наглядно-демонстрационный, словесный, дидактическая игра
Оборудование: мультимедийный проектор
Использованный материал: наглядный материал по данной теме, видеоматериал: отрывки телепередач - "Академия занимательных искусств" (выпуск "Музыка и балет"), "Абсолютный слух" (выпуск "Жан Батист Люлли"); отрывки художественного фильма "Король танцует".
Ход урока
Организационный момент.
<Приложение 1 (слайд 1)>
Изучение нового материала.
<Приложение 1 (слайд 2)>
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, мимики и сопровождал различные стороны жизни древнего человека.
Первоначально обрядовый танец сопровождала игра на всевозможных ударных инструментах, поддерживая общий ритм танцующих. С развитием духовых и струнных музыкальных инструментов танец уже навсегда связал свою историю с музыкой.
<Приложение 1 (слайд 3)>
В Древнем Египте, Индии и Китае танцевальные представления были связаны с религиозными обрядами.
<Приложение 1 (слайд 4)>
В Древней Греции возник античный театр, частью которого стал сценический танец. Эти представления первоначально были посвящены богу виноделия Дионису.
<Приложение 1 (слайд 5)>
В средние века в Италии на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный.
<Приложение 1 (слайд 6)>
В XV-XVI веках европейские короли и королевы, особенно во Франции и в Италии, стали приглашать учителей танцев для обучения своих придворных танцевальному искусству. Придворные принимали участие в спектаклях, в которых последовательность танцев организовывал "мастер бала" - балетмейстер. А ряд танцев, объединенных в единое целое получил название б а л е т. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета.
Какого же происхождение слова "Балет"?
<Приложение 1 (слайд 7)>
Слово " балет" французское, но произошло от итальянского "ballo", что означает "танцую".
<Приложение 1 (слайд 8)>
Во времена французского короля Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия. Сюжеты спектаклей были мифологические, исторические или сказочные. На сцене происходили "чудеса": герои внезапно "проваливались сквозь землю" или, наоборот, "взлетали в небеса", вызывая восторг у публики.
Король Людовик XIV был весьма искусным танцовщиком. В 1653 году он выступил в роли Солнца в "Балете ночи", с тех пор его стали называть "Король-Солнце".
<Приложение 1 (слайд 9)>, <Приложение 2>
<Приложение 1 (слайд 10)>
Жан-Батист Люлли занимал при "Короле-Солнце" пост придворного композитора. Он начал создавать по желанию короля "оперы-балеты" - музыкальные спектакли, в которых балетные сцены занимали такое же важное место, как и вокальные номера.
<Приложение 1 (слайд 12)>
Большую роль в развитии искусства танца сыграли итальянские актеры комедии масок. В их игре применялись сложнейшие технические танцевальные приемы, широко использовалась пантомима.
В первых балетных представлениях принимали участие многие придворные. На них, по моде того времени, были надеты тяжелые, пышные одежды, парики, а лица танцующих закрывали маски. В этих костюмах стали выступать и все профессиональные танцовщики, хотя они мешали движению, а маска, скрывающая лицо, лишало танец мимической выразительности.
<Приложение 1 (слайд 12)>, <Приложение 3>
<Приложение 1 (слайд 13)>
Замечательная французская танцовщица Мари Салле, сама сочинявшая и ставившая балеты, хотела танцевать в спектаклях с ясным сюжетом, стремилась приблизить образ к правдивости и естественности.
Она первая отказалась от традиционного балетного костюма, маски и парика, обнажив руки и плечи, появилась в греческой тунике, с распущенными волосами.
<Приложение 1 (слайд 14)>
В 1671 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, которую долгие годы возглавлял композитор Жан Батист Люлли.
<Приложение 1 (слайд 15)
В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы. В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные и массовые.
<Приложение 1 (слайд 16)>
В качестве сольных исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре. Массовые танцы исполнял кордебалет.
<Приложение 1 (слайд 17)>
Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей - придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, "выворотность", т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков.
<Приложение 1 (слайд 18)>
Сочинял и записывал танцы хореограф. Слово choreographie произошло от греческих сhorea (танцевать) и graphein (писать). Оно означает искусство записи танцев, а сейчас и танцевальное искусство в целом.
<Приложение 1 (слайд 19)>
Первую балетную реформу осуществил француз Жан Жорж Новер, который сделал музыку главным действующим лицом балета. Она определяла движения и действия танцовщика, раскрывая при этом драматизм и содержание балета.
Жан Жорж Новер создавал настоящие драматические спектакли. Он стремился приблизить свои постановки по важности и серьезности к драме. Одним из важнейших приемов в спектаклях балетмейстера стала пантомима. Были окончательно упрощены костюмы танцовщиков, навсегда изъяты маски. Для постановок Новера писали музыку Моцарт и Глюк.
Новер сам подвел итог своему творчеству:?"Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и ещё более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были".
<Приложение 1 (слайд 20)>
Таким образом, во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал развиваться самостоятельно. Слова и пение с успехом заменили пантомимные сцены, в которых актеры жестами и мимикой выражали чувства героев, передавали смысл происходящего. Благодаря пантомиме балет приобрел еще большую выразительность.
Закрепление нового материала
<Приложение 1 (слайды 21 - 45)>
Тест "Рождение балета"
1.От итальянского слова "ballo" происходит слово:
а) опера
б) симфония
в) балет
2. Страны, которые считают родиной балета:
а) Италия Германия
б) Италия Франция
в) Англия Австрия
3. Прозвище французского короля Людовика XIV, который в молодые годы увлекался танцами и часто выступал в золотом костюме, обозначающем власть и величие:
а) Юпитер
б) Солнце
4) В 15-16 веках придворные принимали участие в спектаклях, в которых последовательность танцев организовывал "мастер бала":
а) капельмейстер
в) балетмейстер
4. Во времена Людовика XIV для костюма танцовщиков и танцовщиц были обязательны парик и еще один атрибут:
а) веер
б) маска
5) Придворный композитор и руководитель оперного театра при дворе французского короля Людовика XIV в 17 веке:
а) Ж.Б. Люлли
в) А. Вивальди
5. Королевская Академия музыки в Париже впоследствии стала называться:
а) Метрополитен Опера
б) Гранд Опера
6. Первоначально это слово означало искусство записи танцев, а впоследствии и все танцевальное искусство в целом:
а) хореография
б) стенография
7. До середины 18 века балет существовал как часть:
а) симфонии
б) кантаты
в) оперы
8. Когда балет отделился от оперы, слова и пение заменил "язык выразительных поз, жестов и мимики":
а) пантомима
б) акробатика
9. Танцовщица первой половины 18 века, которая первая отказалась от традиционного балетного костюма, маски и парика и появилась в греческой тунике, с распущенными волосами:
а) Мария Тальони
б) Мари Салле
10. Балет отделился от оперы благодаря смелой творческой деятельности французского балетмейстера:
а) Ж.Б. Мольер
б) Ж.Ж. Новер
4. Домашнее задание: Кроссворд "Рождение балета"
Список использованных интернет-ресурсов:
- http://selfire.com/2008/05/724/
- http://hnb.com.ua/articles/s-sport entsiklopediya_tantsa_balet-2457
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_balet-2457
- http://enc.vkarp.com/2011/05/07/б-балет/
- http://baryshnikovphotography.com/bertewor
- http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video
- http://www.coolreferat.com/История_балета
- http://tfilm.tv/10765-korol-tancuet.html
- http://natala.ucoz.ru/load/video/o_kompozitorakh/peredacha_quot_absoljutnyj_slukh_quot_o_kompozitorakh/30-1-0-181