Мы с детства любим сказки. Сказка обращена к чистому детскому началу каждого человека. Язык сказки понятен даже маленькому ребёнку.
Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки, дает возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую историю, чужие чувства, радости и трудности.
К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, – “воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою”.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить доброту, заботу, чувство справедливости.
Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Сказки, и детская художественная литература в целом, занимают в жизни ребенка -дошкольника очень важное и большое место, являясь универсальным развивающее - воспитательно - образовательным средством.
Психологическое сопровождение образовательной области “Чтение художественной литературы”- является одним из условий успешной реализации программы дошкольного образования.
Психологический подход в работе с детской художественной литературой помогает решать задачи развития познавательных процессов, речи, эмоций, а также профилактики коммуникативных и эмоциональных трудностей у детей.
Психолого-педагогическая работа детского сада по освоению детьми образовательной области “Чтение художественной литературы” включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.
К инновационным методам работы с художественной литературой, в частности, относятся интегрированные занятия.
Представленное интегрированное занятие по русской народной сказке “Гуси- лебеди” построено в форме игры со сказкой, с использованием элементов психогимнастики и кукольного театра.
Цель занятия:
- развитие эмоциональной и когнитивной сфер,
- формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе сверстников.
Образовательные задачи:
- закрепить у детей знание сказки “Гуси-лебеди”;
- обучать умению рассказывать знакомую сказку, отвечать на вопросы по сюжету сказки,
- тренировать навыки счета ,
- закрепить представления о деревьях в лесу, диких и домашних животных,
- объяснить значения незнакомых детям слов,
- дать представления о русском быте в старину.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- воспитывать вежливость, эмоциональную отзывчивость, ответственность за порученное дело,
- формировать групповую сплоченность
- формировать положительную мотивацию к совместной организованной игре,
- стимулировать эмоциональное восприятие сказки и кукольного театра.
Развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление, речь,
- развивать мелкую моторику рук через пальчиковые игры,
- развивать мимическую эмоциональную выразительность.
- стимулировать развитие воображения,
Оборудование и материалы:
- иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди” (для оформления зала);
- бланки раскрасок по сказке “Гуси-лебеди” (формат А-4);
- картинки с изображениями деревьев (дуб, ель, береза, клен, рябина);
- картинки с изображениями теней животных родного края;
- аудиозаписи: “Звуки природы” (журчание ручья, кваканье лягушек, пение птиц в лесу), “Камаринская” (русская народная), “Звуки животных и птиц” (волк, гуси), песня "В мире много сказок" (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).
- тонкая ткань белого и зеленого цветов (2*2 м);
- голубая ткань (для изображения ручья);
- тоннель (физкультурный);
- персонажи кукольного театра (Баба-Яга, девочка, мальчик, мышка), ширма;
- костюм Сказочницы (русский народный);
- бублики (или леденцы) для детей.
Предварительная работа:
- прочтение русской народной сказки “Гуси-лебеди” (в обработке А.Н. Толстого или из сборника А.Н. Афанасьева “Народные русские сказки”), обсуждение ее с детьми;
- рассматривание картин и иллюстраций по книге;
- объяснение значения старорусских слов;
- просмотр мультфильма “Гуси-лебеди” (реж. И. Иванов-Вано, 1949 г.)
- разучивание пальчиковых игр “Ежик колкий”, “Стоит пень среди двора”, физкультминутки “Станем мы деревьями”;
- дидактические игры “Дикие и домашние животные”, “Деревья”;
- знакомство с эмоциями;
- мимические упражнения.
Ход занятия
В оформлении зала используются: иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди” или бланки раскрасок по сказке “Гуси-лебеди” (формат А-4). Иллюстрации располагаются в неправильной последовательности.
Звучит музыка "В мире много сказок" (музыка В.Шаинского, слова Ю. Энтина).
Дети входят в музыкальный зал. Их встречает Сказочница (педагог-психолог).
Сказочница (педагог-психолог):
Детушки- касатушки,
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь,
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки, расскажу сейчас вам сказку.
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Узнали вы сказку? (ответы детей: “Гуси-лебеди”)
Сказочница (педагог-психолог): Ребята, давайте поиграем в сказку. Покажем, как летят гуси-лебеди, крыльями машут.
Проводится упражнение на иммитацию движений птиц.
Воспитатель: Ребята, гуси-лебеди унесли братца, что же девочке- то делать? Как ей поступить?
(ответы детей).
Да, детки, есть такая пословица: “Умел ошибиться – умей и исправиться”. Видно, придется девочке отправляться за братцем.
Сказочница (педагог-психолог): Давайте отправимся вместе с девочкой в сказку, согласны? Тогда, беремся за руки и – в путь!
Дети за воспитателем “змейкой” идут по залу.
Сказочница (педагог-психолог): “Выбежала девочка в чистое поле - а там...” (ответы детей).
Вот печка, вот пенек - на нем дрова рубят.
Проводится упражнение на развитие мелкой моторики “Стоит пень среди двора”
Стоит пень среди двора,
я колю, колю дрова.
Колю дрова на чурочке,
горит огонь в печурочке.
Знаете, как дрова рубят?
Проводится упражнение на развитие крупной моторики “Рубка дров”.
Воспитатель: Вы помните, что девочка печке сказала? А что печка сказала? А что девочка ответила? (ответы детей)
Сказочница (педагог-психолог): Да, не захотела девочка ржаного пирожка. А как она показала всем своим видом “Не хочу я пирожок” - проводится психогимнастика на выражение эмоции.
Воспитатель: А что печка девочке сказала? (ответы детей). Что ж, придется дальше идти.
Дети с воспитателем “змейкой” идут по залу, подходят к яблоне.
Сказочница (педагог-психолог): Прибежала девочка к Яблоне. Давайте рассмотрим яблочки.
Проводится упражнение по психогимнастике:
Вот яблочко спелое, наливное – вам улыбается, само в рот просится - нравится? (улыбнуться)
А в этом яблочке - фу! - червячок живет. (отвращение)
А одно яблоко вам на голову упало- ой! - покажите, вы рассердились, потрогали шишку на голове, (нахмуриться)
или удивились: ну надо же- яблоко свалилось! (изобразить удивление)
Воспитатель: Вспомните, что девочка яблоне сказала? (ответы детей)
Сказочница (педагог-психолог): И яблочка не захотела девочка скушать. Покажите, как она изобразила: “Кислое яблоко” - проводится психогимнастика на выражение эмоции.
Воспитатель: А что яблонька девочке сказала? (ответы детей) Что ж, придется дальше идти.
Дети с воспитателем “змейкой” идут по залу, останавливаются.
Сказочница (педагог-психолог): Послушайте, куда мы пришли.
Звучит аудиозапись журчания ручья (ответы детей). Вот прибежала девочка к речке .
Воспитатель: Как речка называлась? Что девочка ей сказала? Что речка ответила? (ответы детей)
Сказочница (педагог-психолог): Покажите, как девочка отказалась молочко пить - проводится психогимнастика.
Воспитатель: Ничего речка девочке не сказала – надо дальше идти.
Сказочница (педагог-психолог) предлагает перепрыгнуть речку. Дети перепрыгивают и идут по залу, останавливаются.
Сказочница (педагог-психолог): Пришли мы в лес. Там деревья растут высокие-высокие. Давайте мы превратимся в деревья.
Проводится упражнения на развитие крупной моторики “Станем мы деревьями”.
Станем мы деревьями- сильными, большими.
Ноги - это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево,
падать не давали,
из глубин далеких
воду добывали.
Тело наше- ствол могучий,
он чуть-чуть качается,
и своей верхушкой острой
в небо упирается.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие в том лесу росли деревья.
Проводится дидактическая игра “Деревья”.
Сказочница (педагог-психолог): Тише, лес полон звуков. Что слышно в лесу?
Звучит аудиозапись “Звуки леса”. (ответы детей)
В лесу стало темно. Какие животные ходят в темноте - вы их узнаете?
Проводится игра на развитие зрительного восприятия “ Заколдованные картинки”.
Воспитатель: Все ли из этих животных живут в лесу? Проводится дидактическая игра “Дикие и домашние животные”.
Сказочница (педагог-психолог): А кого девочка в лесу встретила, кто ей подсказал, куда Гуси- лебеди полетели? (ответы детей)
А мы для ежика песенку споем - проводится пальчиковая игра “ Ежик”.
Ежик, ежик колкий,
покажи иголки-
вот они, иголки.
Ежик, ежик колкий,
спрячь свои иголки-
раз! - и нет иголок.
На ширме прикреплено изображение избушки Бабы- Яги.
Сказочница ( педагог-психолог ):Вот и избушка Бабы-Яги. Давайте тихо подойдем и послушаем, что там происходит.
Показ фрагмента сказки с помощью кукольного театра
Действующие лица:
- Баба-Яга
- Девочка
- Мальчик
- Мышка
Сцена 1.
Баба-Яга: Фу-фу, русским духом запахло. Чего пожаловала?
Девочка: Я по полям - по болотам ходила, платье намочила - позволь обогреться.
Баба-Яга: Ладно, садись покуда кудель прясть. (уходит)
Сцена 2.
Мышка: Девочка, дай мне кашки, а я тебе добренькое скажу.
(Девочка угощает мышку кашкой).
Мышка: Бери братца и беги, а я за тебя кудель буду прясть.
Девочка: Спасибо тебе, мышка. ( уходят)
Сцена 3.
Девочка и мальчик убегают по ширме.
Сцена 4.
Мышка сидит. Слышен голос Бабы- Яги : Прядешь ли, девица?
Мышка: Пряду, бабушка.
Сказочница (педагог-психолог): Ребята, давайте поможем мышке мотать клубочки.
(Дети выполняют вращательные движения кистями рук - упражнение на развитие мелкой моторики)
Баба- Яга: Ах, убежала! Гуси-лебеди, летите вдогонку, сестра братца унесла. (Уходит)
Сказочница (педагог-психолог): Бежим скорей от гусей- лебедей.
Сказочница (педагог-психолог): Побежала девочка к речке и просит: ... Что она просила? А что ей речка ответила? (ответы детей)
Попила девочка молочка. И спасибо сказала. (Дети иммитируют действия). Спрятала их речка под своим бережком.
(Психолог накрывает детей прозрачной тканью). Гуси- лебеди мимо пролетели, не заметили.
Воспитатель: Скорей бежим к яблоньке.
Сказочница (педагог-психолог): Побежала девочка к яблоньке и просит: ... Что она просила? А что ей яблонька ответила? (ответы детей)
Съела девочка яблочко, и спасибо сказала. (Дети иммитируют действия).Спрятала их яблонька, укрыла своими веточками.
(Психолог накрывает детей прозрачной тканью). Гуси-лебеди мимо пролетели, не заметили.
Воспитатель: теперь поспешим к печке.
Сказочница (педагог-психолог): Побежала девочка к печке и просит: ... Что она просила? А что ей печка ответила? (ответы детей)
Съела девочка пирожок, и спасибо сказала.(Дети иммитируют действия). Спрятала их печка в устьице.
(Дети пролезают через физкультурный тоннель) Гуси-лебеди, полетали, и ни с чем улетели. Выходите, дети.
Сказочница (педагог-психолог): А какие пирожки- то были, вкусные? А с чем? (ответы детей)
Ну вот и закончилось путешествие - девочка с братцем домой прибежали. Как обрадовались дети, что домой вернулись!
Звучит веселая народная музыка. Все танцуют. Танец по показу взрослого.
Воспитатель: А тут как раз и родители вернулись.
Сказочница (педагог-психолог): Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец! Вам и сказка, и бубликов вязка. И на память – раскраска.
Список использованной литературы.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.- М., 2006.
- Азбука общения./ Под ред. Шипициной.- СПб, 1998.
- Гадаева Ю.В. Учимся, играя. Пальчиковые игры.- СПб, 2009.
- Микляева Н.В. Развитие способностей детей средствами двигательно- игровой активности. – М., 2010.
- Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3
- Хухлаева О.В , Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки.- М., 2012.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”.- М., 2010.
- Веракса Н. Е, Комарова Т.С., Васильева М. А и др. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 2010.