Задачи:
- привлечение интереса старшеклассников к русскому языку,
- организация взаимодействия между советами старшеклассников,
- расширение культурного кругозора.
Участники конкурса:
В конкурсе принимают участие советы старшеклассников, органы ученического самоуправления
Возраст участников: 9-11 классы.
Содержание конкурса:
Он состоит из 4 этапов и конкурса капитанов
1 "Умники и умницы".
2. "Самый умный".
3 этап - "Ребусы".
4. "Хочу всё знать".
Ведущий: Добрый день дорогие друзья!
Нам очень приятно, что вы решили принять участие в районном конкурсе "Великий и могучий русский язык"
Ведущий: Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах.
Ведущий: Я думаю, вам не составит труда и ответить на мои вопрос.
1. Как помогает вам русский язык в жизни?
2. Для девушки важно, чтобы молодой человек отличался красноречием?
3. Считается, что девчонки могут часами болтать по телефону, это значит, что они лучше знают русский язык?
4. Что важно в девушке быть красивой или умной?
Ведущий: Язык это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: "Язык до Киева доведёт", "Язык - стяг, дружину водит", "В умной беседе быть - ума прикупить", "Без языка - как без рук"
Ведущий: А теперь пришло время поприветствовать всех участников нашего конкурса.
(Приветствие участников)
Ведущий: Определить самую грамотную команду, нам поможет профессиональное жюри.
Приветствуйте:
Ведущий: Осталось рассказать, как будет проходить наш конкурс.
Конурс состоит из 4 этапов и конкурса капитанов.
1 "Умники и умницы" вам раздадут листы с заданием и за 15 минут вам нужно ответить на 10 вопросов.(из разных разделов русского языка) За каждый правильный ответ получите 1 балл
2. "Самый умный"- на экране будут продемонстрированы вопросы с ответами под буквами А,Б,В,Г. , а вы за короткое время выберите свой ответ, и поднимите табличку с выбранной буквой. За каждый правильный ответ -1 балл
3.этап - "Ребусы" Будут листаться слайды(10 секунд ), вам нужно записать ответы.
4. "Хочу всё знать" Кто больше назовёт существительных, которые начинаются с трёх согласных (стр) (стрижка, стройка, скворечник, стружка, стрекоза, стриж, странник, склероз, склонение,)
Ведущий: Итак, всем всё понятно? тогда мы начинаем.
Всем удачи.
Конкур капитанов
Сказать быстро скороговорку.
1. У нас на дворе подворье
Погода размокропогодилась.2. Тридцать три корабля лавировали, лавировали,
Да не вылавировали3. Рапортовал, да недорапортовал,
Дорапортовал, да зарапортовался4.Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
5. Клара у Карла украла кораллы
А Карл у Клары украл кларнет.6. Мамаша Ромаше дала сыворотку
Из-под простокваши.7. Наш пономарь, вашего пономаря, перепономарит, перевыпономарит
1 конкурс "Умники и умницы"
1. Укажите в словах ударение
- занята
- каталог
- премировать
- щавель
- принял
- звонит
2. Объясните смысл следующих слов.
- дискуссия
- воочию
- пессимизм
3. Четвёртый лишний (объяснить почему)
- носок, мозоль, георгин, помидор
- магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь
4. Вам даны предложения, замените выделенные словосочетания на одно слово.
- Он смотрел в широко раскрытое окно.
- Село сильно встревожилось, как вовремя пожара.
- Лица у геологов были шершавые от ветра.
- Он смял в комок снятые с рук перчатки.
5. Продолжи пословицу
- Рыбак рыбака::.
- Один в поле:::.
- Умный в гору ::..
- Не плюй в колодец ::::
- Без терпенья:::
6. Найди предлоги
- Название какого домашнего животного составлено из 2-х предлогов
- Какие пять предлогов все вместе собак выгуливают.
- Какие 4 предлога производятся пчёлам
7. От названия животных образовать 1.- глагол, 2.- прилагательное, 3.- наречие: слон, петух, ерш, лиса
8. Какой раздел грамматики изучает части речи?
9. Раскрой скобки Не с прилагательным
- (не)счастные дни бывают памятны очень долго.
- (не)весёлый , а грустный взгляд.
- В классе мы писали (не)трудный диктант.
- Этот стол вовсе (не)деревянный.
10. Сколько букв н в следующих прилагательных
- Соломе( )ая шляпа
- ветре( )ая погода
- экскурсио( )ое бюро
- лекцио( )ый зал
- серебря( )ое кольцо
ОТВЕТЫ
1. Укажите в словах ударение
- занята
- каталог
- премировать
- щавель
- принял
- звонит
2. объясните смысл следующих слов.
- дискуссия- спор, обсуждение какой-либо проблемы, вопроса на собрании, беседе, в печати.
- воочию - своими глазами, убедиться наглядно, зримо
- пессимизм- мироощущение, проникнутое унынием, безнадёжностью, неверием в справедливость, в будущее, склонность во свеем видеть плохое.
3. четвёртый лишний
- носок, мозоль, георгин, помидор (мозоль - -ж.р)
- магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь(вестибюль -м.р)
4. Вам даны предложения, замените выделенные словосочетания на одно слово.
- Он смотрел в широко раскрытое окно.(распахнутое)
- Село сильно встревожилось, как вовремя пожара. (Всполошилось)
- Лица у геологов были шершавые от ветра.(Обветренные)
- Он смял в комок снятые с рук перчатки.(Скомкал)
5. Продолжи пословицу
- Рыбак рыбака, видит из далека.
- Один в поле не воин
- Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт
- Без терпенья нет ученья
6. найди предлоги
- Название какого домашнего животного составлено из 2-х предлогов (К-от)
- Какие пять предлогов все вместе собак выгуливают
- (По-В-О-ДО-К)
- Какие 4 предлога производятся пчёлами (В-О-С-К)
7. От названия животных образовать 1.- глагол, 2.- прилагательное, 3.- наречие:
- слон (слоняться, слоновый, по-слоновому)
- петух (петушиться, петушиный, по-петушиному)
- ерш (ершиться, ершовый, по-ершовому)
- лиса (лисить, лисий, по-лисьи)
8. Какой раздел грамматики изучает части речи? (Морфология)
9. Раскрой скобки Не с прилагательным
- (не)счастные дни бывают памятны очень долго.(Слитно)
- (не)весёлый, а грустный взгляд.(Раздельно)
- В классе мы писали (не)трудный диктант.(Слитно)
- Этот стол вовсе (не)деревянный.(Раздельно)
10. Сколько букв н в следующих прилагательных
- Соломе( )ая шляпа (нн)
- ветре( )ая погода (н)
- экскурсио( )ое бюро (нн)
- лекцио( )ый зал (нн)
- серебря()ое кольцо (н)
2 конкурс "Самый умный"
презентация
ответы
1. Как правильно?
А. вне зоны досегаемости
Б. вне зоны досягаемости
В. вне зоны достягаемости
Г. вне зоны досигаемости
2. Что не может одеревенеть?
А. дерево
Б. ноги
В. язык
Г. стебель
3. Какие два слова могут представлять собой антонимы?
А. разбивать - забивать
Б. развивать - завивать
В. разогревать - согревать
Г. рассекать - засекать
4. Как называется заграждение, служащее защитой во время уличных боёв?
А. блокада
Б. канонада
В. Коррида
Г. Баррикада
5. Какого слова не существует?
А. прошедший
Б. происшедший
В. произойдущий
Г. проходящий
6. Даны словосочетания, какое из них содержит ошибку?
А. в краю далёком
Б. в Красноярском краю
В. Хата с краю
Г. на краю гибели
7. Какое слово существует?
А. тогоже
Б. тогдаже
В. тойже
Г. туже
8. В каком из приведённых выражений падеж существительного можно определить однозначно?
А. о камни
.Б о край
В. о пианино
Г. о музыка
9. Мама пригласила на день рождения пять подруг . Четыре уже пришли, а одна из::. задержалась
А. гостей
Б. гостий
В. гостьев
Г. гость
10. Какое из данных ниже слов исторически не родственно остальным?
А. продать
Б. создать
В. Воздать
Г. передать
3 конкурс "Ребусы"
смотри презентацию
ответы
Ребусы:
1. Шкатулка.
2. Портфель.
3. На дворе трава, на траве дрова.
4. Трикотаж.
5. Смородина.
6. Скворец.
7. Слово-серебро, молчание-золото.
8. Пусть всегда будет солнце.
9. Каникулы.
10. На сердитых воду возят.
Список литературы:
- Граудина А. К., Мескевич Г. И. "Теория и практика русского красноречия", изд. М., 1989 год
- Реформатский А. А.Введение в языкознание. - М.,2005.
- Русский язык и культура речи, под ред. Черняк В. Д. - М., 2002
- Современная русская устная научная речь / Под ред. О. А. левагиной - М.: МГУ, 2004.
- Ярцева В. Н .Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 2002,