"Дифференциация гласных "ы-и" в слогах и словах". 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3


Цель:

Уточнить артикуляцию звуков “Ы– И”, отметить сходство и различие, развитие фонематического восприятия. Обратить внимание на влияние гласного “И” на стоящий перед ним согласный (смягчение).

Задачи:

– Образовательная: уточнить артикуляцию заданных звуков, учить дифференцировать заданные звуки в слогах и словах;
– Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики; развивать и укреплять артикуляционную моторику посредством выполнения артикуляционных упражнений: развитие межполушарного взаимодействия через специальные упражнения; развитие координаций движений при выполнении физкультминуток; активизация работы г.м. посредством выполнения специальных упражнений в физкультминутках; коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звука в словах; развитие фонематического восприятия через выделение звука из звукового и слогового потока; развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе с кассой; развитие усидчивости, самоконтроля и выдержки.
– Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, организованность, прививать интерес к выполнению заданий.

Оборудование: карточки – символы “И–Ы”, чудесный мешочек с 5 предметами на звуки “Ы–И”, набор букв, набор для составления схем слов, раздаточный материал, зеркала, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие, настрой на работу.

2. Самомассаж:

Взяли карандаши. Зажали пальцами и растираем, постепенно продвигая к ладоням. Разогреваем руки.

– Пальчиковая гимнастика:
– Кошка села на окошко (указательными и большими пальцами обеих рук складываем прямоугольник).
– Зайка прыгает в кустах (выполняем обеими руками упражнение “Зайка”).
– Пароход плывет по речке (сводим ладони вместе, большие пальцы вверх).
– Мышка спряталась под печкой (выполняем упражнение “Мышка” обеими руками).
– Галка села на скворечник (выполняем упражнение “Скворечник” обеими руками).
– Пальцы спрятались в кулак (зажали пальцы в кулак).

– Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:
“Кулак – ребро – ладонь”, “Ухо – нос”, “Змейка”.

– Артикуляционная гимнастика:
Упр-я для челюсти и губ:
“Улыбка” “Трубочка” “Домик” “Движения челюстью вправо влево” “Постукивание зубами” “Жевательные движения сомкнутыми губами” “Расчестка” “Толстячки – худышки”.

Упр-я для языка:
“Улыбка – лопатка – иголочка – часики – змейка – лопатка – качели – болтушка – бульдог – обезьянка – круговые в преддверии рта – лопатка – накажем непослушный язычок”.

3. Основная часть:

Отгадывание по артикуляции “Ы”.

Логопед артикулирует, дети наблюдают и догадываются, выбирают карточку – символ. Самостоятельное произношение (садимся удобно, делаем вдох носом, поем на выдохе, спокойно).

Наблюдение и характеристика (визуально): губы напряжены не сильно, язык отодвинут вглубь рта.

По ощущениям: произносим как бы грубо, твердо. Как проходит звук через ротовую полость– свободно или с препятствиями? (Гласный или согласный?)

Пальчиковая гимнастика.
– Складываем из пальцев обеих рук “Ы”.

Фонематическое восприятие.
– Хлопните в ладоши если услышите звук “Ы”:
а ы о у ы я и е ы

Артикуляция звука “И”.
Логопед артикулирует, дети наблюдают и называют, выбирают карточку– символ. Самостоятельное произнесение на выдохе.
Наблюдение и характеристика: губы растянуты в улыбку, кончик языка упирается в нижние зубы. По ощущениям: произносим как бы нежно, мягко. Определяем какой звук (гласный или согласный).

Пальчиковая гимнастика.
– Показываем пальцами И

Фонематическое восприятие.
– Топните ногой если услышите звук “И”:
шу па ти бо ны лу ви хи

4. Сообщение темы урока и запись на доске:

Как вы думаете, о каких двух звуках мы сегодня с вами будем говорить? (“Ы– И”.)

Сравнение двух гласных:
Давайте еще раз произнесем звуки “Ы, И”. Чем отличается произношение этих звуков? (Положение рта, языка, “Ы” – звучит грубее, тверже, “И” – нежнее, мягче.) Чем похожи? (Положение зубов, гласные.)

– Пропевание по звуковой дорожке:
и и ы и и ы и ы

– Игра “Наоборот” Логопед называет слог, а дети – обратный:

пы (пи)
си (сы)
мы (ми)
хи (хы)

– Физкультминутка:
А сейчас встанем, задвинули стульчики и послушали внимательно:
Я буду называть слова со звуками “Ы– И”, если услышите слово со звуком “Ы”– присядьте, “И”– поднимите руки вверх:
дым такси дыня мышка слива цветы пила

– Кто услышал, название какого животного я проговорила?

МЫШКА – составим это слово, проговорим его, разобьем его на слоги, как мы проговариваем первый слог? (Твердо.) Обозначим его синим кружком. А теперь измените слово так, чтобы первый слог произносился мягко (И, МИШКА). Составьте его. Как мы произносим звук “М’”? Почему? (Потому что после него стоит гласный звук “И”.) Обозначим его зеленым кружком.

– “Чудесный мешочек”.
Каждый берет себе предмет, составляет слово и выделяет твердый– мягкий звук (на доске уже составленные слова закрыты, открываем после того, как последний ребенок составит свое слово)

– Физкультминутка.

1. “Перекрестные движения” (активизируют оба полушария Г М, готовят к усвоению знаний).

Одновременно с правой ногой движется левая рука и наоборот.

2. “Ленивые восьмерки” По три раза рисуем восьмерку сначала левой рукой, потом правой, затем обеими руками сразу. (Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышают устойчивость внимания.)

– Игра “Скажи ласково” (с мячом).

Зонты (зонтики)
Кусты (кустики)
Усы (усики)
банты (бантики)
рыбы (рыбки)
норы (норки)
грибы (грибочки)
блины (блинчики)
 

– А сейчас мы с вами рассмотрим картинки. Читаем задание и выполняем. Назови предметы и “рассели” их по домикам (проведи стрелочки, задание выполняется на раздаточном материале).

Итог:

С артикуляцией каких двух звуков мы сегодня познакомились?

Что происходит с согласным звуком если после него стоит гласный И?