Пояснительная записка
Практика работы со школьниками показала, что современные дети редко общаются с природой, не владеют знаниями об охране окружающей среды, не осознают влияния каждого человека на окружающую среду.
В связи с чем, экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде а, острая потребность времени, продиктованная самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить все взаимоотношения с окружающим миром.
А экологическое образование детей через практическую и исследовательскую деятельность намного результативней, чем традиционные формы просветительной работы (беседы, лекции).
Одной из форм практической и исследовательской работы является агитбригада, где дети сами добывают информацию, а потом представляют широкому кругу других людей.
Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью. Ведь сфера ее работы – агитация.
Цель: Формирование осознанного отношения к проблемам окружающей среды родного края у учащихся среднего звена посредством привлечения к работе в агитбригаде.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация знаний и расширение представлений об экологических проблемах г. Ухты Республики Коми, а также способов их разрешения.
- Знакомство учащихся с основными организациями и профессиями людей, профессионально занимающихся проблемами окружающей среды;
Развивающие:
- Создание условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на состояние окружающей среды.
- Развитие умения целенаправленно осуществлять поиск необходимой информации из различных источников, адекватно воспринимать ее, анализировать, делать на ее основе выводы.
- Создание условий для формирования умений строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к экологическому состоянию родного города.
Адресат: учащиеся среднего звена.
Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, аудиоколонки, компьютер; компьютерная презентация “Земля в опасности”, (Презентация) раздаточный материал. (Приложение №2)
Форма проведения: агитбригада – это творческий коллектив, выступающий по экологической тематике и затрагивающий актуальные проблемы нашего времени, который и показывает как положительные моменты, так и отрицательные.
Ход занятия
Вступительное слово:
- Ребята, сегодня наша агитбригада (агитбригада – это творческий коллектив, выступающий по экологической тематике и затрагивающий актуальные проблемы нашего времени, который и показывает как положительные моменты, так и отрицательные). (Слайд №1 Презентации №1)
познакомит вас с Природоохранными организациями города Ухта Республики Коми. А нужны ли нам такие организации и зачем? (да, нужны, чтобы осуществлялся контроль и защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологического образа жизни). (Слайд №2 Презентации №1)
“Земля в опасности”
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
(Слайд №3 Презентации №1)
Но кто же под защиту их возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки
(Слайд №4 Презентации №1)
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
(Слайд №5 Презентации №1)
Пора бы человечеству понять,
(Слайд №6 Презентации №1)
Богатство у Природы, отбирая,
(Слайд №7 Презентации №1)
Что Землю нужно охранять:
(Слайд №8 Презентации №1)
Она, как мы, такая же – живая!
(Слайд №9 Презентации №1)
Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены. (Слайд №10,11,12 Презентации №1)
И не случайно сегодня мы здесь собрались.
19 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”.
Наш город Ухта - это промышленный город, который тоже вносит свою лепту в загрязнении окружающей среды. (Слайд №13 Презентации №1)
Мы - дети города! Улицы наши полянки.
(Слайд №14 Презентации №1)
Вместо цветов на полянках растут гаражи,
Вместо зелёных лугов - только автостоянки.
(Слайд №15 Презентации №1)
Ты посмотри, как живёшь. Посмотри.
Плотным кольцом нас окружают бетонные башни
(Слайд №16 Презентации №1)
Тысячи окон. И дым из трубы заводской.
(Слайд №17 Презентации №1)
Мы не согласны, мы будем бороться
(Слайд №18 Презентации №1)
Мы - дети города. Город стал нашей судьбой.
(Слайд №19 Презентации №1)
Информирование: “Зона повышенной экологической опасности г. Ухта”
(Слайд №13 Презентации №1)
В зоне повышенного риска для собственного здоровья – жители 30 многоквартирных домов, посетители бассейна “Юность”, ученики школы № 45, продавцы и покупатели городского рынка, а также все чиновники мэрии, силовики, работающие на Бушуева, и даже сами контролеры человеческого благополучия из санэпиднадзора. Все эти люди живут или работают на территории, которая по экологическим канонам должна быть зеленым барьером между источниками вредных выбросов и жилым сектором.
Лидеры по загрязнению атмосферы среди 23 предприятий промузла на левом берегу реки Ухты (в процентах от общего вклада)
1 место – НПЗ – 26,02 (окислы азота, сероводород, диоксид серы, фенолоальдегидные смолы, углеводороды нефти)
2 место – Ухтажелезобетон – 12,32 (окислы азота, диоксид серы, пыль – органическая и неорганическая)
3 место – УМЗ – 10,08 (окислы азота, пыль – органическая и неорганическая)
4 место – УЭМЗ – 6,74 (окислы азота)
5 место – СМН – 5,8 (окислы азота, сероводород)
6 место – Комиэнерго – 5,12 (окислы азота)
7 место – Фауна – 4,95 (окислы азота, сероводород, диоксид серы)
По данным экоцентра “Аквилон”
(Слайд №21 Презентации №1)
Чтобы мы могли дышать чистым воздухом,
Пить чистую воду,
Любоваться красивой природой,
Слушать пение птиц,
Купаться в реке,
Кушать экологически чистые продукты
В каждом городе, в том числе и в Ухте, созданы комитеты охраны природы.
В городе работает “Ухтинский городской комитет по охране окружающей среды Минприроды”. (Слайд №22 Презентации №1)
Проводит соблюдение природоохранных законодательств на территории г. Ухта.
Отдел экологии при администрации г. Ухта проводит:
(Слайд №23 Презентации №1)
мероприятия, направленные на информирование граждан по вопросам охраны окружающей среды.
акции:
- “Речная лента”, “Посади дерево”,
- “Поросёнок месяца”.
Филиал управления Росприроднадзора РК осуществляет контроль за:
(Слайд №24 Презентации №1)
- промышленной безопасностью;
- безопасностью гидротехнических сооружений;
- безопасностью в энергетике;
- безопасностью в строительстве.
Филиал управления Ростехнадзора РК осуществляет:
(Слайд №25 Презентации №1)
- надзор за земельными ресурсами, за водными ресурсами;
- контроль в сфере охоты;
- контроль и охрана недр.
В Ухте находится:
(Слайд №26 Презентации №1)
- Печорская природоохранная межрайонная прокуратура (представитель) проводит расследования нарушений в области охраны окружающей среды.
- Государственное автономное учреждение РК “Коми региональный лесопожарный центр” - филиал “Ухтинские авиоотделение”
- тушение пожаров. (Слайд №27 Презентации №1)
- МУП “Росзеленхоз” (Слайд №28 Презентации №1)
- озеленение города, обрезка деревьев, кустарников;
- обустройство памятников, парков;
- выращивание рассады и цветов для предприятий города и населения.
- Межрайонный отдел государственного контроля, надзора и охраны ВБР
- “Ухтинский рыбнадзор”. (Слайд №29 Презентации №1)
- охрана, рациональное использование, изучение, сохранение, воспроизводство водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыболовства.
- Государственное казенное учреждение РК. “Ухтинское лесничество”
- Организация и контроль за использованием государственного лесного фонда. (Слайд №30 Презентации №1)
- МУП “Ухтаводоканал” (Слайд №31 Презентации №1)
- Очистка и обеззараживание использованной населением воды.
- Станция юных натуралистов (зооуголок) (Слайд №32,33,34,35,36,37 Презентации №1)
- основная задача - это воспитание бережного отношения к природе, животным.
Чтобы что-то делать, нужно знать, что ты делаешь и зачем.
В Ухте, при лесхозе п. Дальний в летнее время работает “Зеленый патруль”.
Ребята высаживают саженцы деревьев, убирают мусор, ведут противопожарную деятельность. (Слайд №38 Презентации №1)
Не остаются в стороне и наши шестиклассники:
а) проводим занятия по экологии. (Слайд №39 Презентации №1)
б) изучаем редкие виды растений и животных. (Слайд №40 Презентации №1)
в) сажаем растения, цветы; ухаживаем, поливаем, удобряем. (Слайд №41 Презентации №1)
г) в игровой наблюдаем, изучаем и ухаживаем за рыбками. (Слайд №42 Презентации №1)
д) подкармливаем братьев наших меньших (птиц, белочек...)(Слайд №43 Презентации №1)
е) убираем мусор. (Слайд №44,45 Презентации №1)
Групповая дискуссия “Народная мудрость” (пословицы и поговорки об экологии) (Слайд №46 Презентации №1)
- Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость. Пословицы и поговорки появляются из наблюдений людей за своей жизнью). Я предлагаю вам обсудить следующие пословицы и поговорки. (Слайд №46 Презентации №1)
(Слайд №47 Презентации №1)
- “ Не плюй в колодец, пригодится воды напиться”. (говорится как предостережение от необдуманного, недальновидного поведения по отношению к кому-либо).
- “Одно дерево срубил - посади сорок”. (варварское ненаучное использование природных ресурсов ставит под угрозу существование человечества на Земле).
- “Дерево дорого плодами, а человек – делами”. (деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах).
- “Сломать дерево недолго, вырастить – годы”. (кедр (кедровая сосна) - первое время растут медленно, за 10 лет вырастают максимум на 2 метра. Начиная с 15-20 лет, кедр растет достаточно быстро, дает ежегодные приросты от 15 до 35 см. Береза кудрявая, обыкновенная вырастет до 5-6 метров за 8-10 лет. Сосна обыкновенная - в молодом возрасте растет примерно на 2 метра за 3 года).
- “Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом”. (огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении).
- “Судьба природы – судьба Родины”. (Уничтожение природы ведёт к гибели человечества. Природа способна облагородить человеческую душу, раскрыть его лучшие душевные качества).
(Слайд №48 Презентации №1)
- Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что если бы не было природы, у человека не было бы ничего - он просто не смог бы жить на земле. Природа нам дала дом, в котором мы живём, воздух, которым мы дышим, наконец - саму жизнь. Всё, что человек получил, всё без исключения - от природы.
(Слайд №49 Презентации №1)
Я живу на красивой планете
Под названием добрым Земля
(Слайд №50 Презентации №1)
Я закаты люблю и рассветы,
(Слайд №51 Презентации №1)
И пригорки люблю, и поля
(Слайд №52 Презентации №1)
Я люблю, когда солнышко в небе,
(Слайд №53 Презентации №1)
И когда барабанят дожди
(Слайд №54 Презентации №1)
И когда все окутано снегом,
(Слайд №55 Презентации №1)
И когда не смолкают ручьи
(Слайд №56 Презентации №1)
Я люблю серебристые росы
(Слайд №57 Презентации №1)
И туманы над светлой водой,
Приглушенные краски под осень
(Слайд №58 Презентации №1)
И с небес звездопад золотой.
(Слайд №59 Презентации №1)
И, пожалуйста, вы мне поверьте,
Я счастливой считаю себя,
(Слайд №60,61 Презентации №1)
Что живу на красивой планете
Под обычным названьем Земля.
(Слайд №62 Презентации №1)
(Слайд №63 Презентации №1)
Люди, опомнитесь,
Мы здесь живем!
Россия - наша Родина,
г. Ухта – наш дом.
Давайте заботиться дружно о нем,
Тогда от невзгод мы край наш спасем.
И будет город наш процветать,
А мы его в наших стихах прославлять!
Итог:
(Слайд №64 Презентации №1)
Наша задача- помочь природе.
Больших проблем нам не решить,
Но убрать мусор, посадить дерево,
Подкормить птиц, сделать кормушки мы можем.
Земля такая маленькая!
Давайте её беречь!
(Слайд №65 Презентации №1)
(Слайд №66 Презентации №1)
(На мотив песни “Бременские музыканты...”)
Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь, друзья свою планету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.
Мы своё призванье не забудем
Сохраним мы воду чистой людям
Сбережём мы воздух, лес и реки
Чтоб природу сохранить на веки.
Список литературы.
- Данные экоцентра “Аквилон”
- Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. - 2009.
- С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка” Москва “АЗЪ”. - 1996.
- Т.В. Розе “Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей”. Москва “ОЛМА Медиа-Групп”. - 2010.
- А.С. Литвинова, О.Е. Жиренко “Нравственно-экологическое воспитание школьников”. Москва. - 2008