Тип урока: урок новых знаний.
Цель урока: Создание условий, для формирования умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей.
Задачи:
- Показать взаимосвязь природных условий, влияющих на формирование облика Западно-Сибирской равнины.
- Решить проблемные задания, используя различные виды географической информации.
- Установить причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью человека.
Методы и приемы: Решение проблемных ситуаций, работа с географическими источниками информации, заполнение схем и контурных карт.
Оборудование:
- Учебник. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. – М. Дрофа, 2012.
- Атлас «География. Природа и население. 8 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
- Атлас «География. Хозяйство и географические районы. 9 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
- Листы самостоятельной деятельности учеников.
- Знаки успешности.
- Мультимедийная презентация.
- Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
Ход урока
В ходе оргмомента учитель проводит инструктаж с особенностями деятельности. На всех этапах урока ученики работают в группах, выполняют задания предложенные учителем, записывают краткие выводы в листы самостоятельной деятельности (Приложение 1) и оценивают свою работу в соответствие с критериями:
- «5», если мы выполнили задание самостоятельно;
- «4», если нам помогли учитель или одноклассники;
- «3», если вписали готовый ответ.
Кроме этого, каждый может заработать дополнительные баллы – «знаки успешности» (Приложение 4). Для этого нужно активно участвовать в работе групп, отвечать на вопросы учителя, предлагать оригинальные варианты и пути решения заданий.
I. Мотивационный этап.
Учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие особенности природы Западно-Сибирской равнины. (слайд 2).
Сегодня на уроке мы будем изучать огромный богатейший край нашего государства, величайшую равнину земного шара, протянувшуюся от берегов Карского моря на севере, и, до Казахского мелкосопочника и Алтайских гор на юге, от Урала на западе, до р. Енисей на востоке. Русские проникли в этот район в конце XV века. Особенно много сведений сохранилось о походе в эти края казака Ермака Тимофеевича. В настоящее время главная хозяйственная функция района – поставка нефти и природного газа в европейскую часть страны. Как называется этот природный район? Чем отличается природа Западной Сибири? Что можно назвать символом Западно-Сибирской равнины?
Ученики перечисляют особенности равнины: запасы нефти и природного газа, река Обь, тайга, болота. Обсуждают и приходят к выводу, что ключевым отличием Западно-Сибирской равнины является наличие обширных болот.
II. Планирование.
(слайды 3-5).
Учитель просит учащихся сформулировать оригинальную тему урока, цель и задачи, используя инструкции в листах самостоятельной деятельности. Одна из тем записывается на доске.
Вопросы для формулирования темы.
- Что меня больше всего интересует в данной проблеме?
- Что хотелось бы изучить более глубоко?
- За что я могу получить лучшую оценку?
- Как мне удивить одноклассников?
Приём постановки целей. Я хочу…
- Узнать
- Выявить
- Уточнить
- Понять
- Раскрыть
- Описать
- Объяснить
- Составить
- Изобразить
- Выяснить
- Найти
- Научиться
Пути постановки задач. Я могу…
- подумать самостоятельно …
- изучить доступные источники информации …
- узнать, что думают об этом …
- обратиться за помощью …
- выполнить …
- другое …
III. Выдвижение гипотезы.
(слайд 6)
Учитель просит учащихся обсудить в группах и выдвинуть гипотезы, объясняющие возникновение на Западно-Сибирской равнине высокой степени заболоченности территории. В ходе работы могут быть высказаны предположения, кторые записываются на доске и ранжируются.
- Геологическая история развития, способствующая формированию плоского рельефа территории.
- Влияние современных факторов рельефообразования: деятельность четвертичных ледников, рек и неотектонических движений.
- Климатические особенности территории.
- Влияние вечной мерзлоты.
- Половодья и паводки на реках.
- Зарастание озер.
- Наличие водоупорных пород.
- Близкое залегание грунтовых вод.
- Наступление болот.
- Другие причины: леса.
IV. Выбор методов исследования.
(слайд 7).
Используя инструкцию в листах самостоятельной деятельности, учащиеся выбирают методы исследования.
- Изучение специальной литературы.
- Интервьюирование или опрос.
- Наблюдения.
- Картографический метод.
V. Исследование.
(слайды 8–21).
На этапе исследования учащиеся анализируют выдвинутые ими гипотезы, доказывая или опровергая их. Учитель, на этом этапе координирует их деятельность в группах, направляет, помогает в поиске необходимой информации.
Таблица 1
Гипотеза | Источник информации | Возможные выводы |
Геологическая история. | Карта «Тектоническое строение». Приложение 2, рис. 1 «Геологическая история развития территории». | В ходе геологической истории сформировался плоский рельеф, препятствующий стоку воды с Западно-Сибирской равнины. |
Современные факторы рельефообразования. | Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Приложение 2: рис. 2 «Современные неотектонические движения земной коры». Текст параграфа 48. | Четвертичное оледенение с центрами формирования на Северном Урале, плато Путорана и г. Бырранга препятствовали стоку рек и способствовали возникновению подпрудных водоемов на равнине. Реки выносят массу обломочного материала, песков и суглинков, продолжая выравнивать территорию. Неотектонические движения приводят к опусканию центральной части равнины и образованию ее чашеобразной формы. Совокупность данных условий усиливает процесс заболачивания. |
Климатические особенности территории. | Климатическая карта России. Приложение 2: рис. 3 «Зоны увлажнения». | Анализ климатических особенностей Западно-Сибирской равнины показывает, что в условиях нежаркого лета на большей территории, холодной зимы формируется зона избыточного увлажнения. |
Влияние вечной мерзлоты. | Приложение 2: рис. 4 «Температура воздуха. Январь», рис. 5 «Вечная мерзлота». | Холодная продолжительная зима с низкими температурами, нежаркое лето, способствуют сохранению вечной мерзлоты, которая создает условия для накопления поверхностных вод и заболачиванию. |
Половодья и паводки на реках. | Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Текст параграфа 48. | Реки текут медленно. Они неглубокие, но зато имеют чрезвычайно широкие долины с многочисленными протоками и озерами-старицами. Весной реки разливаются на многие километры вокруг. |
Зарастание озер. | Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Собственные знания и наблюдения. | Многочисленные озера в поймах рек зарастают, превращаясь в болота. |
Наличие водоупорных пород. | Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Собственные знания и наблюдения. | Слои водоупорных пород – глин, слагающих равнину препятствуют просачиванию вод. |
Близкое залегание подземных вод. | Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Собственные знания и наблюдения. | Близкое залегание подземных вод Западно-Сибирского бассейна, их выходы, способствует заболачиванию территории. |
Наступление болот. | Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Приложение 2: рис. 6 «Распространение болот», текст 1. | Болота способны сами создавать условия для своего распространения. Мхи накапливают влагу, торфяники растут со скоростью литр на каждое тысячелетие, постепенно заполняя углубления и сливаясь между собой. |
Другие причины: леса. | Карта «Растительность России». Текст параграфа 48. | Леса способствуют сохранению и накоплению влаги. Площадь болот постоянно увеличивается за счет заболачивания лесов. |
В середине урока проводится интеллектуальная разминка. Учитель читает утверждения, а ученики хлопают в ладоши, если согласны с ним, или встают, если не согласны. (Приложение 3).
По окончании работы над гипотезами учащиеся оформляют краткий вывод в листе самостоятельной деятельности. (слайд 22.Приложение 1).
Подводя итоги работы, учитель задает заключительный вопрос: «Можно ли считать болота Западной Сибири «гиблыми» местами России?» (слайд 23).
VI. Рефлексия и самооценка.
Учащиеся заполняют листы самостоятельной деятельности, выбирают домашнее задание и оценивают свое самочувствие на уроке. (слайды 24, 25. Приложение 1).