Лыжный спорт является одним из массовых видов спорта и доступных средств физического воспитания. Занятия лыжным спортом имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. При занятиях лыжным спортом работают практически все мышцы тела. Занятия на чистом морозном воздухе, в лесу благотворно влияют на организм. Они способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, закаливанию организма, снижению умственного утомления, повышению работоспособности, формируют жизненно важные навыки и умения, физические и морально-волевые качества: выносливость, быстроту, силу, координацию, смелость, решительность, выдержку, упорство в достижении цели. Это отличное средство активного отдыха. В прикладном значении, лыжи используют как средство передвижения в труднодоступной местности охотники, геологи, полярники, военнослужащие.
В 10 классах в программу лыжной подготовки входит обучение переходу с одноименных ходов на попеременные и преодолению подъемов и препятствий, в 11 классе – переходам с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, а также некоторым элементам тактики лыжных гонок. Кроме этого уделяется время на совершенствование в технике ранее изученных лыжных ходов, подъемов, спусков и поворотов, так как без уверенного владения всеми этими способами нельзя показать хорошие результаты при прохождении дистанций, проложенных по пересеченной местности.
Подготовительная работа:
- презентация о средствах и методах спортивного ориентирования, препятствиях и способах их преодоления на лыжной трассе;
- преодоление препятствий на роликовых лыжах в спортивном зале (препятствиями служат: напольное гимнастическое бревно, гимнастический козел, арка);
- ориентирование на прилегающей к школе территории, определение местоположения предмета по азимуту (география 6 класс).
Место проведения урока: загородный парк.
Инвентарь: комплекты лыжи – ботинки – палки, по количеству обучающихся, планшеты, карты, компасы, 4 контрольных пункта с обозначениями, 4 цветных карандаша, 2 секундомера.
Задачи урока:
- пропагандировать здоровый образ жизни,
- продолжать учить преодолевать препятствия на лыжной трассе,
- закрепить умение ориентироваться на местности с помощью карты и компаса,
- воспитывать интерес к спортивному ориентированию на лыжах.
Ход урока
Вводная часть
Построение участников ориентирования, объявление задач. Участникам спортивного ориентирования выдается комплект для ориентирования (планшет, карта <Рисунок>, компас), объясняется задание. Проговорить и повторить способ ориентирования с помощью компаса, условия отметки на контрольных пунктах, условные обозначения на карте, разобрать легенду. Проговорить препятствия, встречающиеся на трассе и способы их преодоления.
Выполнить комплекс общеразвивающих упражнений. Участники надевают лыжи, крепят планшет с картой. Старт участникам дается с интервалом в одну минуту. На каждом контрольном пункте находится судья (учитель).
Основная часть
С линии старта участник передвигается по относительно ровной поверхности (болотистая местность), свободным, удобным для передвижения стилем, дистанция 500 метров.
Первое препятствие, с которым столкнутся участники ориентирования – поваленное бревно. Ученик его должен преодолеть перешагиванием в сторону. Затем через 250 метров первый контрольный пункт: столб, с прикрепленным к нему изображением зеленого круга. Участник, пришедший на контрольный пункт, берет зеленый карандаш, привязанный к столбу и, в специально отведенном окне на карте, рисует зеленый круг.
С помощью компаса участник прокладывает дальнейший маршрут. Через 250 метров второе препятствие – перелезание верхом через бетонноеполуразрушенное ограждение высотой не более 1 метра. Преодолев второе препятствие, участники двигаются далее по маршруту еще 250 метров, затем, в яме, второй контрольный пункт – красный треугольник, прикрепленный к столбу и привязанный красный карандаш. На втором контрольном пункте ученики выполняют то же действие, что и на первом, а именно рисуют геометрическую фигуру данного образца, определенным цветом в специальном окне на карте (красный треугольник).
Далее снова расчет маршрута и 500 метров подъем по покатому склону – третье препятствие. В конце подъема третий контрольный пункт – синий квадрат – находится у подножья скальной стены. Ученики проделывают уже знакомые действия с помощью синего карандаша.
После расчета маршрута четвертое и пятое препятствия - 250 метров спуск со склона и подползание под снежный завал. Затем участники ориентирования передвигаются еще 500 метров по ровной болотистой местности и приходят на четвертый контрольный пункт – желтый прямоугольник. Отметить прямоугольник в карте, рассчитать маршрут и движение в сторону финиша еще 500 метров.
Заключительная часть
Финишировавшие участники сдают карты. Учителя подсчитывают время, затраченное на прохождение дистанции, смотрят отметки на контрольных пунктах, подводят результаты.
Участники, справившиеся с заданиями спортивного ориентирование и с преодолением препятствий, награждаются отметкой “отлично”.