Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о частях слова;
- узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
- способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- учебник: Л.Ф.Климанова «Русский язык. 2 класс»
- раздаточный материал
- памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
- карточки для работы в группах
- карточки для дифференцированной работы
- проектор, компьютер
- Презентация Microsoft Power Point
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Форма организации урока |
Учитель |
Учащиеся |
Формирование УУД |
1. Самоопределение к деятельности | Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы | Слайд 2
– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями. |
Дети настраиваются на активную работу | Личностные: самоопределение, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работа в парах | – Откройте свои тетради, запишите дату.
Объясните орфограммы. Чч Аа Сс Тт Ии Слайды 3 Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами Слайд № 4 (подсказка) |
28 февраля Работа на минутке красивого письма. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения главного |
3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока | Работа в группах | – Какие части слова вы знаете? – Что такое корень? Приставка? Слайд 5 Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К) – Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение – Выделите в этих словах корень. – Какие цели и задачи вы перед собой поставите? – Что получилось? Слайд 6 – Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит? – С помощью чего образовались новые слова? – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? – Это новая тема для вас? Слайд 7 – Какую цель перед собой ставим? – А откуда мы можем получить новую информацию? – С помощью какого суффикса образовали новые слова? – Какой оттенок смысла он придает новым словам? Слайд 8 – Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей. |
– Корень, основа – Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. – С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс -к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62 – С помощью суффикса образовались новые слова?
|
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы Коммуникативные: работа в группах. |
4. Закрепление: создание условий – для развития умения делать выводы; – для актуализации полученных знаний. |
Прием «Кластер» Фронтально |
На доске и удетей карточки со словами: Маленькое
слово – Выберите опорные слова, которые
характеризуют суффикс. |
У детей и на доске получается схема: | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
Физминутка для глаз Слайд 11 | ||||
5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации | Групповая работа. Образование слов с помощью суффиксов |
1 группа Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ист- строи _____ плот ______ арт _______ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. |
Дети работают в группах. Проверка. – Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека. |
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах). |
2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-. Женя – Женечка Миша – Мишенька Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. |
– Имена звучат ласково. |
|||
3 группа Задание. От
слова дом образуйте слова с помощью
суффиксов: -ик-, -ищ-, -ишк-,
-ин- |
– Увеличивает предметы |
|||
4 группа Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс -онок-, а когда -ёнок- и сделайте вывод. лосёнок бельчонок (Слайды 17-20) |
Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч. |
|||
5 группа Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс -ек-. Есть арбузик – нет арбузика Проверка по слайду 21, 22, 23 Используя вывод, напиши правильно Платоч…к стол…к Укажите значение суффикса.
(Уменьшительно-ласкательное) |
– Превращает слова в маленькие предметы |
|||
Итог урока, рефлексия: создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | – А теперь давайте подведем итог
нашего урока. – Над какой темой мы сегодня работали? – Что же такое суффикс? Слайд 25 – С какими новыми суффиксами познакомились? – Какие смысловые оттенки они вносят? – Кто остался доволен своей работой? – Дополните предложения. Дополнение предложений на сл. – Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените работу группы на доске, а себя на листочках. Самооценка (Слайды 26, 27) – Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились … Д/З индивидуальные дифференцированные карточки Поменяйтесь заданиями между группами и выполните дома. Можно выбрать задание из конверта. |
– Суффикс Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. -тель-, -ник-, -ист-, -очк-, -ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-, -онок-, -ёнок- |
Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе). |