Цель урока: ознакомить с понятием «политическая система», охарактеризовать её существенные признаки и основные компоненты; показать разнообразие политических систем, особенности их становления и развития; дать представление о факторах, влияющих на функции политической системы; раскрыть суть интегративных процессов в политическом пространстве современного мира.
Урок проводится в форме эвристической беседы, которая предполагает проблемную постановку вопросов (постановку с неочевидными ответами). Проблемный акцентированный вопрос должен отвечать следующим требованиям:
- содержать компонент, порождающий у учащихся дискомфорт от отсутствия знаний;
- содержать раздражитель, побуждающий учащихся преодолеть этот дискомфорт;
- содержать ориентир, позволяющий учащимся определить направление поиска, либо указывающий на источник, в котором содержится ответ;
- побуждать учащихся к ответу или вызывать активную психологическую реакцию.
Такая форма предполагает разнообразить способ
проведения занятий и проводить их с учётом
собственных вкусов и предпочтений.
Для того, чтобы урок прошел увлекательно, на дом
учащимся даются следующие задания: провести
опрос о политической социализации среди разных
возрастных групп: дети 3-4х лет, школьники
начальных классов, школьники старших классов,
взрослые до 30 лет, люди пенсионного возраста; по
5 человек (каждый определенную возрастную
группу).
Вопросы для опрашиваемых:
- Интересуетесь ли вы политикой?
- Откуда вы узнаете о важнейших политических событиях.
- Что оказывает влияние на формирование важных политических взглядов.
В результате опроса учащихся приходят к следующим выводам:
Дети 3-4 лет приобретают первые известия о политике в семье, а также через СМИ, с помощью церкви и окружающих сверстников.
Школьники. Посредством школы ребенок приобщается к государственной системе политического воспитания, хотя продолжаю влиять и другие факторы.
После окончания школы и до 30 лет. Приоритетнее влияние на отношение молодежи к политике имеют формальные и неформальные молодежные объединения.
От 30 лет и до пенсионного возраста. Когда деловые и профессиональные интересы личности не связаны с политикой, а условия жизни полностью его удовлетворяют, то политическая активность снижается. При неудовлетворенности условиям жизни, индивид активирует собственную политическую деятельность в партиях и движениях.
Пожилые люди. У пенсионеров
появляется много свободного времени, которое они
обычно используют для участия в политической
деятельности. Возможно и видеоинтервью.
Приведем пример интервью, взятого учащимся 10-А
класса Бондаруком Богданом у своего дедушки,
участника партизанского движения Великой
Отечественной войны. (Спрашивайте видеоматриал у
автора статьи. Прим. ред.)
Учитель делает вывод: адептами социализации являются: семья, школа, государство, малые социальные группы, политические партии, гражданские организации и т.д. С помощью них осуществляется механизм передачи культурных традиций и норм в определенной политической системе. В результате политической социализации формируется психологически нормальные социальные отношения, которые порождаю рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку государства и своим гражданским обязанностям, позитивное отношение к власти и формируется гармоничная политическая система, ее основной фундамент– чувство уважения и граждан к полит. Лидеру и чувство ответственности лидеров перед гражданами.
В качестве домашнего задания учащимся дается тема сочинения: «Отражение политической системы общества в искусстве»
Дома предлагается рассмотреть следующие памятники архитектуры
Памятник «Тысячелетие России»
Монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862
году в честь тысячелетнего юбилея легендарного
призвания варягов на Русь.
Группа из двух фигур – ангела с крестом в руке
(олицетворение православной церкви) и
коленопреклонённой женщины (олицетворение
России).
Силуэт памятника ассоциируется с двумя
важными символами российской и новгородской
истории: атрибутом царской власти — шапкой
Мономаха — и вечевым колоколом. Деление
монумента на три уровня подчеркивает
знаменитую формулу официальной доктрины того
времени: «Православие, самодержавие,
народность».
Памятник 1000-летию российской государственности
долгое время служил предметом всевозможных
дискуссий. Большая часть общественности
благосклонно приняла необычный памятник. Другие,
как, например, Герцен, его активно критиковали.
Но снести не решились даже большевики.
Статуя Свободы – свобода, озаряющая мир
Сама идея статуи Свободы возникла в 1865 году.
Прототипом создания стала картина Делакруа
«Свобода, ведущая народ на баррикады»,
которую скульптор Бартольди взял за
основания. Главным инженером был Густав Эйфель,
прославившийся позднее как автор Эйфелевой
башни.
Более ста лет назад народ Франции преподнес
статую в дар американскому народу в знак дружбы,
сложившейся в годы американской революции. За
эти годы статуя Свободы стала не только
воплощением дружбы двух народов, но и символом
свободы и демократии.
Богиня свободы держит факел в правой руке, а в
левой – табличку с надписью «4 июля 1776», дата
подписания Декларации Независимости. Одна нога
«Свободы» стоит на разбитых оковах.
Факты о Статуе Свободы
- «Свобода, озаряющая мир» — это полное настоящее название Статуи Свободы.
- До 46 метров достигает высота статуи.
- Изначально, статуя не была зелёной. Она позеленела в результате природных явлений, в том числе от кислотных дождей.
- Корона на статуе имеет 7 зубцов. Считается, что они символизируют 7 континентов или 7 морей.
- Высоко над головой, в правой руке Леди Свобода держит факел, а в левой руке она прижимает к телу табличку.
- На табличке написано «JULY IV MDCCLXXVI» — это означает, что 4 июля 1776 года был подписан Договор Независимости Соединённых Штатов Америки.
- Чтобы подняться до короны статуи, предстоит пройти по 354 ступенькам винтовой лестницы.
План эвристической беседы
— Что такое политика? Понятие политика
происходит от древнегреческого слова polis (город,
государство) и производного от него
прилагательного politicos (всё, что связано с
городом-государством, управление, гражданин и
т.д.). Это понятие было распространено под
влиянием тракта Аристотеля «Политика» в котором
он изучил свои размышления о государственном
устройстве и проблемах государственного
управления. До конца 19 века политику традиционно
рассматривали как учение о государстве.
В современном понимании понятие «политика»
охватывает всю сферу политической жизни
общества, а при определенных расходов как
системообразующее начало социальной системе.
— Можно ли считать, что современный мир в области политики является пусть сложным, противоречивым, но единым целым? (Да, потому что жизнь человечества глобализируется, оно осознает себя единым сообществом)
— Существуют ли сегодня изолированные регионы, хозяйство и население которых абсолютно не связанно с остальным человечеством? (Нет, даже такое закрытое государство как КНДР имеет диагностические отношения с другими странами и представлены в международных организациях, а за её деятельностью например в области атомной энергетики следит мировое сообщество.)
— В какой мере глобализация политики определяется различными средствами связи? (В решающей, именно бурное развитие средств связи и сообщения обеспечивает оперативное информирование и реагирование вне зависимости от расстояний.)
— Международные организации давно стали реальностью, чем вызван постоянный рост их числа? (Необходимостью специализации действий, международное сотрудничество расширяется, постоянно возникают его новые каналы, требующие профилированной деятельности.)
— Не содержит ли противоречия утверждение о том, что «политические столкновения происходят, пожалуй чаще, чем политические объединения»? (Не содержит, ибо политика– всегда борьба интересов, установок, а столкновения и объединения– лишь внешние ее формы. Современный мир находится в стадии становления, поэтому вполне естественно, что борьба обостряется, несмотря на тенденции к единству и глобализации.)
— Можно ли утверждать, что политическая система и система государственной власти – это одно и тоже? Чем определяется тип, способ политического существования данного общества – политической системой или государственной властью? (Безусловно, политической системой, одним из компонентов которой является форма государственной власти. Кроме того, она включает политический режим, политические партии, политическую культуру и т. п.)
— Каковы факторы, влияющие на политическую систему? (Экономика, историческая традиция, иностранные образцы, борьба различных политических сил, амбиции политических лидеров, новые политические феномены. Приведем примеры влияния этих факторов, используя знания по курсу истории, сравнив западную Европу и Россию.)
— Что выступает как более важный компонент жизни общества – характер политической системы или уровень социально-экономического развития? (Эти два показателя нельзя сравнивать в такой постановке, они носят взаимоопределяющий характер.)
– Можно ли назвать точное число факторов, влияющих на политическую систему? (В единичном конкретном случае да, но это не будет универсальным показателем, т.к. у другой политической системы действенными могут быть другие факторы, большее или меньшее их число, иная ранжировка по значимости.)
– Справедливо ли утверждение: сколько государств, столько и политических систем? (Эти два показателя нельзя сравнивать в такой постановке, они носят взаимоопределяющий характер.)
– Разве все монархии или все демократические республики не обладают общими признаками? (Безусловно, общие признаки, позволяющие отнести форму государственности к тому или иному типу, классифицировать ее, существуют, но нет абсолютно одинаковых государств, а тем более – политических систем)
Работа в группах со схемой “Факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую структуру государства”
Факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую структуру государства | Индивидуальная оценка |
Правильная оценка |
Групповая оценка |
Индивидуальная ошибка |
Групповая ошибка |
Уровень урбанизации | 4 | 674897 | |||
Географическое положение, климат | 1 | 144 | |||
Уровень развития производства | 2 | 2 | |||
Половозрастная структура населения | 5 | 5 | |||
Наличие природных ресурсов | 3 | 3 | |||
Научный и образовательный потенциал | 2 | 2 | |||
Государственно-политическое устройство | 3 | 3 |
Эту учебную карту надо заполнить,
проранжировав приведённые факторы по
признаку степени влияния, наличия с самого
значимого (наименьшая цифра) в направлении
нарастания. Вначале эту работу в течение 3-5 минут
выполняет каждый учащийся, индивидуально
заполняя первую колонку. После этого начинается
работа в малых группах. На этом этапе учащиеся
должны в течение 10 минут заполнить вторую
колонку («групповая оценка»), но с условием, что у
каждого из группы в этой колонке будут
поставлены одинаковые цифры, а так как
индивидуальная оценка у них, как правило, не
совпадает, предстоит обсуждение, в ходе которого
учащиеся должны найти оптимальные решения (при
этом они развивают навыки убеждения окружающих,
достижение разумного компромисса, выражения и
отстаивания своей позиции и т.п.). По завершении
этого этапа работы учитель сообщает учащимся
правильную оценку.
Учащиеся, имеющие индивидуальную ошибку от 0 до 7
баллов, получают «5», от 8 до 11 – «4», от 12 до 15 – «3».
Участники группы с наименьшей групповой ошибкой
получают дополнительно по одному баллу к своей
оценке.
Учащиеся выполняют задания в таблицах.
Сравните понятия, выделив общее и отличия.
Понятие | Общее | Отличия |
Президентская республика | ||
Парламентская республика |
Проанализируйте понятия, выделив общее и отличия.
Понятие | Общее | Отличие |
Тоталитарный политический режим | ||
Авторитарный политический режим |
Дополните схему
Определите характер политического режима по приведённому отрывку документа. Свой ответ обоснуйте.
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа т служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определят генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политике СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
– Если приведенное утверждение справедливо, значит нет смысла заимствовать иностранные образцы политических систем, как бы хороши они не были? (Заимствовать в значении слепо копировать, бессмысленно, есть смысл изучать опыт, использовать лучшие достижения, все равно абсолютного подобия не получится.)
– Обеспечивает ли возникновение многочисленных, несхожих политических систем их бесконфликтное существование? (Пожалуй нет, т.к. направленность и интересы, выраженные разными политическими системами, неодинаковы, однако гармоничное существование и бесконфликтное – это не одно и тоже, политический мир находиться в динамике, отсюда – неизбежность конфликтов.
– Отличаются ли политические системы современности внутренней стабильностью?
– Каковы причины постоянной нестабильности внутри политических систем? (Борьба между различными ветвями власти за преобладание, столкновение интересов различных социальных слоев и выражающих их политических сил и т.п.)
– Какие факторы являются решающими во внутриполитической борьбе? (Чаще всего силовой – армия, спецслужбы и прочее, социальный – опора на широкие массы населения, представляющие те или иные социальные слои, личностный, национальный, религиозный, этнический, экологический и другие.)
Используемая литература:
1. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX–
начало XX в.: – М.: Просвещение, 1995.
2. Бородина О.И. Россия на рубеже двух
эпох(Современный подход к преподаванию истории).
– М.: О-во «Знание» РФ, 1992, 96 с. (Секция
исторических знаний)