Класс: 7
Цель урока: Научить решать задачи по теме: “Давление твердых тел”.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Научить видеть физический смысл феномена “давление” в явлениях окружающего мира, опираясь на методику межпредметных связей, и на этой основе научить решать теоретические и практические задачи.
2. Показать значимость теоретических знаний в практической деятельности человека, научить “увязывать” теоретические знания с практикой человека на примере освоения методики хода решения задач в общей форме с последующей подстановкой величин.
3. Продемонстрировать значение давления твердых тел в практико-ориентированной деятельности человека.
4. Обучить применению полученных знаний в повседневной жизнедеятельности человека.
Воспитательные:
1. Побудить к активной работе мысли.
2.Способствовать развитию любознательности.
Развивающие:
1. Научить видеть преемственность знаний.
2. Обучить умению замечать проявление изученных закономерностей в окружающей жизни.
3. Способствовать развитию интереса к предмету, выработать внимание, трудолюбие, стремление к целостному познанию окружающего мира.
4. Развить устную речь учащихся, закрепить знания.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
1. Вводный. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель. Эпиграф к уроку - это краткое и в то же время достаточно точное высказывание авторитетного ученого, отражающее основную идею в конкретной области познания. И в качестве эпиграфа к уроку не случайно сегодня выбраны замечания венгерского математика Пойа о взаимосвязи исследовательской деятельности ученого и решения конкретных задач в школе.
2 слайд.
“Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия”.
“Умения решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах”.
Ведь тема сегодняшнего урока: “Решение задач по давлению твердых тел”. Но прежде чем начнём решать задачи, давайте вспомним, что значит решить физическую задачу.
3 слайд.
Что значит решить физическую задачу?
Это значит найти неизвестную физическую величину на основе известных физических величин, зная их соотношение между собой.
4 слайд.
С чего начинается решение задачи?
С определения, решаема ли она при данных условиях?
5 слайд.
Что является основанием вывода о решаемости задачи?
Наличие данных о физических величинах, в явной или неявной форме, необходимых и достаточных для решения задачи.
6 слайд.
Что такое данные в неявной форме?
Данные, которые можно математически “вывести” из уже имеющихся данных в явной форме, т.е. приведенных в условиях задачи.
2. Основной. Операционно-познавательный и поисковый этап
Учитель: На ваш взгляд, какая основная рабочая формула у нас будет сегодня на уроке?
Проговаривается, записывается, появляется (7 слайд)
7 слайд.
p=F/S
Учитель: Исходя из этой формулы, что такое давление?
Давление - это физическая величина, численно равная силе давления, действующей перпендикулярно поверхности на единицу площади поверхности.
Учитель: Давайте проанализируем её.
Формула показывает, что во сколько раз мы увеличиваем силу давления при неизменной площади поверхности, во столько же раз увеличивается давление и наоборот. Учитель: Это теоретический вывод. Теперь проверим верность этого утверждения на практике, выполнив следующее задание. Определите давление бруска на губку при опоре на каждую из его граней.
Учитель: Напишите решение задачи в общей форме.
Учитель: А теперь возьмите необходимые для подготовки исходных данных приборы.
(У кого-то на столе нет весов, но есть динамометры, у кого-то есть весы, но нет динамометров, у кого-то нет ни того ни другого, у кого-то есть все необходимое).
Учитель: Достаточно ли инструментов для обеспечения получения необходимых и достаточных данных? Решаема ли она при имеющихся у вас приборах?
(Ученики определяют, у всех ли есть необходимые для выполнения замеров приборы и материалы. Отсутствие динамометра или весов указывает на не решаемость этой задачи. После определения решаемости задачи, в случае отсутствия приборов, учащиеся получают необходимое и приступают к выполнению задания).
Учитель: Теперь вы готовы к выполнению задания. Проведите замеры и их результаты и расчеты занесите в таблицу.
(У всех учеников имеются специально подготовленные индивидуальные карточки). Приложение 1.
Слайд 8.
F, H | a, м | b, м | S, м2 | P, Па | l, м |
Учитель: Если бы вообще не было динамометра, какой прибор можно было бы использовать при решение данной задачи?
Весы.
Учитель: Если бы вместо динамометра Вы использовали весы, тогда исходные условия были бы заданы в явной или неявной форме?
В неявной, т.к. надо было бы вычислять вес тела.
(Обсуждаются результаты. Учащиеся приходят к выводу: эксперимент показывает, что при увеличении или уменьшении площади поверхности при неизменной силе давления, давление изменяется - уменьшается или увеличивается).
Учитель: Как вы видите, данная формула подтверждается и практически. Где же можно использовать знания давления, в каких областях?
Слайд 9.
Учитель: Решим следующую задачу (№ 2). Спортсмен массой ... кг стоит на лыжах на заснеженной горизонтальной поверхности. Длина каждой лыжи 1.8 м, ширина 10 см. Какое давление оказывает лыжник на снег? Массу лыж не учитывать. Коэффициент принять равным 10 Н/кг.
(Каждый ученик берет в качестве исходных данных массу своего тела. Задачу решает каждый самостоятельно)
Учитель: Какой результат получили вы? Сопоставьте ваш результат с моим результатом, полученным в ходе решения задачи.
Слайд 10.
Идёт слайд с решением задачи № 2. Учитель проговаривает полное решение данной задачи. (Аналогично и при решении других заданий).
(Перед этим обмениваются индивидуальными карточками с соседом по парте, для исправления ошибок и так поступают на протяжении всего урока при проверки решений задач. Ответы учеников анализируются, и выявляется закономерность, где больше масса, тем больше давление)
Учитель: “Как вы думаете, достаточно ли для обеспечения равных условий участия в соревнованиях выдать всем одинаковые лыжи?”
Нет. Лыжник с большей массой оказывает большее давление на заснеженную горизонтальную поверхность, тем самым увеличивая силу трения, и лыжнику придется выполнить большую работу для преодоления сил трения, т.е. тратить больше энергию.
Учитель: “Что можно сделать, чтобы уменьшить трату сил на преодоления трения?”
Использовать различные смазочные материалы для поверхности лыж.
Слайд 11.
Учитель: Поговорив о спорте, пришла пора и нам сделать физкультминутку (проводится физкультминутка в сопровождении flash-ролика)
Слайд 12.
Учитель: Решим следующую задачу. Задача №3. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5м2.
Слайд 13.
(Идет решение задачи № 3. Обсуждается результат (сравнивается с лыжником), который показывает, что танк создает большое давление на грунт.
Слайд 14, 15, 16.
Учитель: Давайте просмотрим отрывок из кинофильма “Великая Отечественная война”.
(Просматривается отрывок).
Слайд 17.
Учитель: Решив задачу и просмотрев отрывок фильма, ответьте на вопрос: Можно ли было проводить наступление на Белорусском фронте, следуя тактике Рокоссовского, зная рельеф и почву Беларуси?
Нет. Ведь в месте предполагаемого наступления болотистая почва.
Слайд 18.
Учитель: Давайте посмотрим, как решается эта проблема. (Просматривается отрывок из фильма ВОВ)
Учитель: А какую вы ещё знаете историческую битву, где большую роль сыграло давление с точки зрения физики?
Ледовое побоище.
Слайд 19.
(Смотрят фрагмент из фильма “Александр Невский”)
Учитель: Одинаковую ли цель и задачу ставили перед собой Рокоссовский и Александр Невский?
Задача физическая одна, а цели разные. Борьба с давлением и использование более высокого давления.
Учитель: Таким образом, один и тот же физический закон можно использовать при решении разнонаправленных практических задач.
Учитель: Мы видим, что знание давления широко используется в военной тактике и спортивных состязаниях. Возможно, кто-то возразит, а если мы этим не занимается, зачем нам это знать?
Для этого предлагаю сделать следующее задание №4, где надо определить, где используется знание давления в профессиональной деятельности или в быту. И в каждом конкретном случае, уменьшаем или увеличиваем давление. (Одним цветом обозначается увеличение или уменьшение давления, другим - где используется.
Слайд 20.
1.Увеличение давления | 1.Уменьшение давления | |
2.В проф. деят-сти | 2.В быту | |
гусеницы вездеходов, тракторов | ||
шины автомобилей | ||
шасси самолета | ||
шпалы под рельсы | ||
фундамент здания | ||
шайбы под гайки | ||
нож | ||
гвозди | ||
лыжи | ||
иголки | ||
шило | ||
лопата | ||
рюкзак | ||
(Таблицу самостоятельно заполняют. После завершения сопоставляют со слайдом.)
Учитель: Из данного задания видно, что знания давления нужны не только в профессиональной деятельности, но и в быту, и особую, огромную роль играют для любителей зимней рыбалки и любителей сокращать путь в зимний период по замершей речки или озера.
Слайд 21.
Решите следующую задачу (задача №5): Лёд выдерживает максимальное давление 15 кПа. Определить, какой должна быть минимальная площадь каждой подошвы обуви рыбака массой 75 кг, чтобы он мог пройти по этому льду.
(Идет решение задачи).
Слайд 22.
После этого дается слайд с решением задачи.
Учитель: После решения задачи вспомним о правилах безопасности передвижения по льду замерзшего водоема.
Правила безопасности на льду
(Параллельно раздаются брошюры с “Правилами безопасности на льду”) Приложение 2.
Слайд 23. НЕЛЬЗЯ: Выходить одному на неокрепший лед Собираться группой на небольшом участке льда Проверять прочность льда ударами ног, клюшками Переходить водоем по неокрепшему льду друг за другом на небольшом расстоянии Идти по льду, засунув руки в карманы. Нести за спиной прочно надетый рюкзак |
Слайд 24, 25. МОЖНО И НУЖНО: Не рисковать! Если лед трескается и прогибается, остановиться немедленно и сойти со льда Удостовериться в прочности льда. Спросить разрешения перехода у взрослых Передвигаться по льду на расстоянии друг от друга, внимательно смотреть перед собой за состоянием льда Взять в руки шест, лыжи. Снять рюкзак или надеть его свободнее на одно плечо Играть только на окрепшем льду, подальше от незамерзшей реки или полыньи |
Учитель: А теперь настало время для повторения. На вводном уроке мы с вами рассматривали и записывали, для чего надо изучать физику
Слайд 26.
Физику надо изучать для того, чтобы:
- Обезопасить себя в этом не простом мире;
- Сохранить собственное здоровье, а следовательно и жизнь;
- Использовать знания в быту, а возможно и профессиональной деятельности;
- Для комфортной жизни;
- Быть цивилизованным человеком.
Учитель: Чтобы вы еще могли добавить к этому после сегодняшнего урока? Проанализируйте, все ли пункты, для чего изучаем физику, у нас выполняются сегодня на уроке?
(Выслушиваются ответы учеников)
3. Заключительный. Рефлексивный этап.
Слайд 27.
Учитель: Этот урок хочу завершить словами древнегреческого философа Платона “Лошадь увидеть каждый глупец сумеет, а вот увидеть лошадинность - талант, который дается немногим”. На мой взгляд, он все же ошибался. Вы все талантливы – нужно только учиться. Неспособных среди вас нет. Так давайте будем развивать каждый свой талант. И в этом нам всем поможет работа не только на уроках, но и дома. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: проанализировать, почему подбирают размер иголки, толщину нити и соответствующий вид ткани и нити? Параграф 27, упражнение 17 задачи №3, 4. (Для учеников Беларуси).
Заполните анкету и поставьте себе оценку. Приложение 3.
Учитель (собрав рефлексивные тесты и бланки с выполненными заданиями): Мне было очень приятно работать с вами на уроке. Спасибо за урок!