Урок биологии по теме "Многообразие голосеменных растений и особенности их строения"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: познакомить учащихся с главными особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить многообразие голосеменных растений, классификацию голосеменных; выяснить какие голосеменные растения растут в лесах Ленского района Архангельской области;
    • изучить особенности строения хвойных растений;
    • выяснить их отличие от споровых растений.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать на основе изучения краеведческого материала, работая с ЛСМ;
    • развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленный вопрос;
    • развитие умений работать с дополнительной литературой.
    • развивать эмоциональную сферу личности учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитание у школьников бережного отношения к природе.
    • создание условий для формирования коммуникативной культуры;
    • воспитание положительной мотивации к знаниям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Что это? (Лес) Слайд 1

– Сегодня мы снова отправляемся лес. В очередную научно – исследовательскую экспедицию. Но каждый из участников экспедиции должен получить доступ – разрешение на работу в лесном массиве.

II. Проверка домашнего задания

Ученики получают карточку (Приложение 1), на которой три задания.

Задание 1. Определите растение по гербарию. Работа выполняется в парах. Учащиеся самостоятельно оценивают себя (Макс. оценка – 3 балла).

Задание 2. Индивидуальное выполнение теста. Общая проверка, самостоятельное оценивание результатов (Макс. оценка – 8 баллов).

1. Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов;
Б) наличие стебля, листьев;
В) наличие стебля, листьев, корня.

2. Вайями называют:

А) корневища папоротников;
Б) побеги папоротников;
В) рассечённые листья папоротников.

3. Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения;
Б) размножения;
В) дыхания;

4. Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена
Б) пыльца
В) споры

5. В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно;
Б) где сухо и солнечно;
В) во влажных и тенистых местах

6. Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита;
Б) каменного угля;
В) торфа.

7. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ;
Б) плаун;
В) сфагнум.

8. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён;
Б) плаун;
В) риччия.

Задание 3. Найти лишнее растение. Работа выполняется в парах. Проверяется и оценивается. Максимальная оценка за это задание – 4 балла.

1)  ламинария, ульва, сосна;
2) плаун, секвойя, хвощ;
3) пихта, папоротник, плаун;
4) хламидомонада, хлорелла, лиственница.

Подведем итог испытаниям:

15-14 баллов – «5»,
13-12 баллов – «4»,
11-10 баллов – «3».

Все ученики успешно проходят испытания и отправляются в научно – исследовательскую экспедицию.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Определение цели и темы урока

Почему лишними оказались сосна, секвойя, пихта, лиственница? (Эти растения не принадлежат ни одному отделу, который мы изучали на уроках. Они принадлежат отделу растений, который называют голосеменные растения.)
– Что мы знаем об этих растениях?
– Что хотим узнать о голосеменных растениях?
– Чем будем заниматься на уроке?
– Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся с помощью наводящих  вопросов определяют тему урока: «Особенности строения голосеменных растений и их многообразие». Ставят цель урока. Отмечают, что необходимо узнать особенности строения, размножения голосеменных растений, их многообразие, индивидуальные особенности некоторых голосеменных (особенно растущих в лесах Ленского района Архангельской области). Слайд 2.

IV. Изучение нового материала

Проанализируйте текст (Приложение 2) составьте схему – кластер «Классификация голосеменных растений». Слайд 3. Ученики работают в парах, по окончании работы самопроверка и корректировка схемы, используя презентацию учителя. Макс. оценка – 2 балла.

Слайды 4-9.

На СЛМ №1 (Приложение 3) ученики отмечают особенности строения голосеменных растений:

1. Органы – корень, стебель, лист.
2. Размножение с помощью – семян.
3. Видоизмененный побег – шишка.

Макс. оценка – 2 балла.

Слайд 10.

– Представители, какого класса из отдела голосеменных растений растут в лесах Ленского района Архангельской области? (Представители класса хвойные.)

– Используя тексты описания растений (Ель, Сосна, Пихта, Лиственница – Приложение 4), заполните СЛМ №2 (Приложение 5), подготовьте рассказ о растении. Макс. оценка – 5 баллов.

Слайды 14-15.

– Рассмотрите СЛМ №3 (Приложение 6), какое хвойное растение кроме сосны, пихты, ели, лиственницы встречается в наших лесах? Чем отличается это растение от перечисленных голосеменных? (Можжевельник, у этого растения не шишки, шишко – ягоды темно-синего цвета). Слайды 16-20.

– Чем отличаются растения класса хвойные от растений других классов голосеменных растений? (Листья видоизменились и превратились в хвоинки.)

Лабораторная работа «Изучение хвои и шишек голосеменных растений». Макс. оценка – 5 баллов.

Слайд  21.

Цель: изучить особенности строения хвои и шишек хвойных растений.

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна            
Ель            
Лиственница            
Пихта            

Учащиеся рассматриваю хвою сосны, ели, пихты, лиственницы. Отмечают их длину, окраску, расположение на ветке, рассматривают срез хвои под микроскопом. Делают вывод: хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения  испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Учащиеся рассматривают шишки хвойных растений сосны, ели, лиственницы. Отмечают их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Делают вывод: шишки видоизмененные побеги, в которых семена развиваются и лежат на поверхности чешуек. После созревания семян чешуйки открываются, и семена лежат открыто, не защищено на чешуйках. Поэтому растения данного отдела называют голосеменными.

V. Закрепление изученного материала. Слайды 22-28.

1) Решение задач ТРИЗ (Макс. оценка – 3 балла)

Вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу.

Задача №1.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?

Ответ: хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. В радиусе 1 м. от можжевельника воздух стерилен. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.

Задача №2.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес?
– Хвойный!
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы!
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?

Задача №3.

В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?

Задача №4.

Почему  пихта очень чувствительна к огню?

Ответ: Кора молодых пихт пронизана смоляными ходами, которые, переплетаясь, образуют смоляные желваки, заметные снаружи по небольшим отчетливым бугоркам. Пихта – дерево с тонкой и смолистой корой. Поэтому очень она чувствительна к огню.

Слайд № 29.

2) Определи правильные высказывания. Макс. оценка – 8 баллов

  Предложения

Да, нет

1. Еловые леса и сосновые боры светлые  
2. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 хвоинки  
3. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год  
4. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов  
5. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал  
6. Папоротники более высокоорганизованные растения, чем голосеменные  
7. Образование семян – важный этап в эволюции растений  
8. Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.  

Проверка и самопроверка, самооценивание.

В конце любой научно-исследовательской экспедиции всегда составляется научный отчет.

3) Закончите предложения и составьте отчет экспедиции. Макс. оценка – 6 баллов

  Предложения Закончи предложения:
1. Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс…  
2. В лесах Ленского района растут следующие голосеменные растения…  
3. Голосеменные растения размножаются….  
4. У голосеменных растений имеется видоизмененный побег…                                                  
5. Семена голосеменных растений развиваются в…  
6. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название….  

Проверка и самопроверка, самооценивание.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности

Была ли успешной наша научно-исследовательская экспедиция? Учащиеся отмечают, что удалось узнать о голосеменных растениях, а что нет. (Узнали об особенностях строения, многообразии голосеменных растений, способе размножения, о некоторых индивидуальных особенностях сосны, ели, лиственницы, пихты. Предстоит изучить подробнее размножение и применение хвойных растений Ленского района Архангельской области).

Итоги урока:

46-40 баллов – оценка «5»,
39-35 баллов – оценка «4»,
34-29 баллов – оценка «3».

VII. Домашнее задание

Параграф № 16.
Заполнить таблицу о значении хвойных растений в природе и жизни человека.

Название хвойного растения Значение в природе Значение в жизни человека
Сосна обыкновенная    
Сосна сибирская    
Ель европейская    
Пихта сибирская    
Лиственница    

Дополнительные задания по желанию:

Задача ТРИЗ

  • Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями?
  • В промышленных городах хвойные деревья  гибнут быстрее лиственных? Объясните это явление?
  • Составить вопросы викторины, отражающие индивидуальные особенности хвойных растений.

Слайд 30.

Индивидуальный оценочный лист

Технологическая карта урока