Цель: познакомить учащихся с главными особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить многообразие голосеменных растений, классификацию голосеменных; выяснить какие голосеменные растения растут в лесах Ленского района Архангельской области;
- изучить особенности строения хвойных растений;
- выяснить их отличие от споровых растений.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать на основе изучения краеведческого материала, работая с ЛСМ;
- развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленный вопрос;
- развитие умений работать с дополнительной литературой.
- развивать эмоциональную сферу личности учащихся.
- Воспитательные:
- воспитание у школьников бережного отношения к природе.
- создание условий для формирования коммуникативной культуры;
- воспитание положительной мотивации к знаниям.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Что это? (Лес) Слайд 1
– Сегодня мы снова отправляемся лес. В очередную научно – исследовательскую экспедицию. Но каждый из участников экспедиции должен получить доступ – разрешение на работу в лесном массиве.
II. Проверка домашнего задания
Ученики получают карточку (Приложение 1), на которой три задания.
Задание 1. Определите растение по гербарию. Работа выполняется в парах. Учащиеся самостоятельно оценивают себя (Макс. оценка – 3 балла).
Задание 2. Индивидуальное выполнение теста. Общая проверка, самостоятельное оценивание результатов (Макс. оценка – 8 баллов).
1. Какие признаки характерны для папоротников?:
А) наличие слоевища, ризоидов;
Б) наличие стебля, листьев;
В) наличие стебля, листьев, корня.
2. Вайями называют:
А) корневища папоротников;
Б) побеги папоротников;
В) рассечённые листья папоротников.
3. Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения;
Б) размножения;
В) дыхания;
4. Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
5. В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно;
Б) где сухо и солнечно;
В) во влажных и тенистых местах
6. Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита;
Б) каменного угля;
В) торфа.
7. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ;
Б) плаун;
В) сфагнум.
8. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён;
Б) плаун;
В) риччия.
Задание 3. Найти лишнее растение. Работа выполняется в парах. Проверяется и оценивается. Максимальная оценка за это задание – 4 балла.
1) ламинария, ульва, сосна;
2) плаун, секвойя, хвощ;
3) пихта, папоротник, плаун;
4) хламидомонада, хлорелла, лиственница.
Подведем итог испытаниям:
15-14 баллов – «5»,
13-12 баллов – «4»,
11-10 баллов – «3».
Все ученики успешно проходят испытания и отправляются в научно – исследовательскую экспедицию.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Определение цели и темы урока
Почему лишними оказались сосна, секвойя,
пихта, лиственница? (Эти растения не
принадлежат ни одному отделу, который мы изучали
на уроках. Они принадлежат отделу растений,
который называют голосеменные растения.)
– Что мы знаем об этих растениях?
– Что хотим узнать о голосеменных растениях?
– Чем будем заниматься на уроке?
– Какую цель поставим перед собой?
Учащиеся с помощью наводящих вопросов определяют тему урока: «Особенности строения голосеменных растений и их многообразие». Ставят цель урока. Отмечают, что необходимо узнать особенности строения, размножения голосеменных растений, их многообразие, индивидуальные особенности некоторых голосеменных (особенно растущих в лесах Ленского района Архангельской области). Слайд 2.
IV. Изучение нового материала
Проанализируйте текст (Приложение 2) составьте схему – кластер «Классификация голосеменных растений». Слайд 3. Ученики работают в парах, по окончании работы самопроверка и корректировка схемы, используя презентацию учителя. Макс. оценка – 2 балла.
Слайды 4-9.
На СЛМ №1 (Приложение 3) ученики отмечают особенности строения голосеменных растений:
1. Органы – корень, стебель, лист.
2. Размножение с помощью – семян.
3. Видоизмененный побег – шишка.
Макс. оценка – 2 балла.
Слайд 10.
– Представители, какого класса из отдела голосеменных растений растут в лесах Ленского района Архангельской области? (Представители класса хвойные.)
– Используя тексты описания растений (Ель, Сосна, Пихта, Лиственница – Приложение 4), заполните СЛМ №2 (Приложение 5), подготовьте рассказ о растении. Макс. оценка – 5 баллов.
Слайды 14-15.
– Рассмотрите СЛМ №3 (Приложение 6), какое хвойное растение кроме сосны, пихты, ели, лиственницы встречается в наших лесах? Чем отличается это растение от перечисленных голосеменных? (Можжевельник, у этого растения не шишки, шишко – ягоды темно-синего цвета). Слайды 16-20.
– Чем отличаются растения класса хвойные от растений других классов голосеменных растений? (Листья видоизменились и превратились в хвоинки.)
Лабораторная работа «Изучение хвои и шишек голосеменных растений». Макс. оценка – 5 баллов.
Слайд 21.
Цель: изучить особенности строения хвои и шишек хвойных растений.
Название растения |
Хвоя |
Шишка |
||||
Длина |
Окраска |
Расположение на ветке |
Размер |
Окраска |
Плотность расположения чешуек |
|
Сосна | ||||||
Ель | ||||||
Лиственница | ||||||
Пихта |
Учащиеся рассматриваю хвою сосны, ели, пихты, лиственницы. Отмечают их длину, окраску, расположение на ветке, рассматривают срез хвои под микроскопом. Делают вывод: хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.
Учащиеся рассматривают шишки хвойных растений сосны, ели, лиственницы. Отмечают их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Делают вывод: шишки видоизмененные побеги, в которых семена развиваются и лежат на поверхности чешуек. После созревания семян чешуйки открываются, и семена лежат открыто, не защищено на чешуйках. Поэтому растения данного отдела называют голосеменными.
V. Закрепление изученного материала. Слайды 22-28.
1) Решение задач ТРИЗ (Макс. оценка – 3 балла)
Вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу.
Задача №1.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?
Ответ: хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. В радиусе 1 м. от можжевельника воздух стерилен. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.
Задача №2.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный!
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы!
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса
отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?
Задача №3.
В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?
Задача №4.
Почему пихта очень чувствительна к огню?
Ответ: Кора молодых пихт пронизана смоляными ходами, которые, переплетаясь, образуют смоляные желваки, заметные снаружи по небольшим отчетливым бугоркам. Пихта – дерево с тонкой и смолистой корой. Поэтому очень она чувствительна к огню.
Слайд № 29.
2) Определи правильные высказывания. Макс. оценка – 8 баллов
Предложения | Да, нет |
|
1. | Еловые леса и сосновые боры светлые | |
2. | Хвоя ели длинная, на побегах по 2 хвоинки | |
3. | У сосны хвоинки живут на ветках 1 год | |
4. | Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов | |
5. | Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал | |
6. | Папоротники более высокоорганизованные растения, чем голосеменные | |
7. | Образование семян – важный этап в эволюции растений | |
8. | Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка. |
Проверка и самопроверка, самооценивание.
В конце любой научно-исследовательской экспедиции всегда составляется научный отчет.
3) Закончите предложения и составьте отчет экспедиции. Макс. оценка – 6 баллов
Предложения | Закончи предложения: | |
1. | Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс… | |
2. | В лесах Ленского района растут следующие голосеменные растения… | |
3. | Голосеменные растения размножаются…. | |
4. | У голосеменных растений имеется видоизмененный побег… | |
5. | Семена голосеменных растений развиваются в… | |
6. | У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название…. |
Проверка и самопроверка, самооценивание.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности
Была ли успешной наша научно-исследовательская экспедиция? Учащиеся отмечают, что удалось узнать о голосеменных растениях, а что нет. (Узнали об особенностях строения, многообразии голосеменных растений, способе размножения, о некоторых индивидуальных особенностях сосны, ели, лиственницы, пихты. Предстоит изучить подробнее размножение и применение хвойных растений Ленского района Архангельской области).
Итоги урока:
46-40 баллов – оценка «5»,
39-35 баллов – оценка «4»,
34-29 баллов – оценка «3».
VII. Домашнее задание
Параграф № 16.
Заполнить таблицу о значении хвойных растений в
природе и жизни человека.
Название хвойного растения | Значение в природе | Значение в жизни человека |
Сосна обыкновенная | ||
Сосна сибирская | ||
Ель европейская | ||
Пихта сибирская | ||
Лиственница |
Дополнительные задания по желанию:
Задача ТРИЗ
- Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями?
- В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных? Объясните это явление?
- Составить вопросы викторины, отражающие индивидуальные особенности хвойных растений.
Слайд 30.