В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами – это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и само реализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья , на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
Цель программы: создание системы целенаправленной работы с семьями с целью формирования компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
- Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
- Повышение правовой компетентности родителей.
- Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии.
- Организация совместной деятельности учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.
Направления |
Задачи |
Формы организации работы |
Психолого-коррекционная работа | – оказание психо-терапевтической
помощи родителям; – реконструкция родительско-детских взаимоотношений; – коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Групповая и индивидуальная работа Родительский клуб |
Педагогическое и правовое просвещение родителей | – расширение знаний родителей по
правовым вопросам социальной защиты детей с
ограниченными возможностями здоровья; – формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей. |
Тематические родительские собрания. Родительский клуб. Конференция родителей. |
Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми | – повышение педагогической
грамотности родителей; – демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье; – создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество; – знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса, с использованием технологий ИКТ |
Работа в рамках родительского клуба. Мастер-классы для родителей и с участием родителей Дни открытых дверей. Семинары-практикумы для родителей и с участием родителей по запросам Индивидуальное консультирование по вопросам реабилитации и обучения. |
Воспитание в семье и досуговая деятельность | – создание условий для духовного
общения и совместного взаимодействия детей с
ограниченными возможностями здоровья и
родителей; – освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение; – раскрытие творческого потенциала семьи; – объединение воспитательных усилий родителей. |
Участие родителей в выпуске журнала «Семейный круг» |
Включение родителей в деятельность учреждения | – создание условий для активного и
полезного взаимодействия школы и семьи по
вопросам обучения и воспитания; – организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья; |
Педагогический совет. Субботники, туристические походы, летние экологические лагеря. Оздоровительные мероприятия. |
Профилактика семейного неблагополучия | – выявление семей и детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации; – взаимодействие по профилактике и оказанию помощи трудным семьям. |
Создание банка данных о
неблагополучных семьях. Обследование жилищно-бытовых условий. Разработка индивидуальной карты реабилитации семьи и ребенка |
Программа родительского всеобуча «Здоровая и дружественная Школа»