Участники: учащиеся, преподаватели, ветераны Вов.
Цель: познакомить учащихся с песнями времён Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Развивающие:
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся
- развитие устной речи учащихся, навыков публичного выступления
- Воспитательные:
- формирование уважительного отношения к боевому прошлому нашей страны, к её культуре
- формирование умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Межпредметные связи: история, литература.
Комплексно-методическое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- электронная игра «Ваш выбор»;
- презентация «История одной песни Вов»;
- карточки для проведения викторины.
ХОД МЕРОПРЯИТИЯ
- Организационный момент. Звучат песни военных лет.
- Беседа учащихся с ветераном Вов. (Беседа начинается с небольшого выступления ветерана войны по теме «Значение песен в годы Вов»).
- Викторина «Песни военных лет». (Для проведения викторины группам раздаются вопросы и бланки ответов. Ребята заполняют бланки ответов. Проверить можно во время проведения следующего этапа).
- Сообщение учащейся об истории песни «Огонек» с использованием презентации.
- Прослушивание песни «Огонек» в разных исполнениях.
- Заключительная часть: исполнение песни учащимися и гостями мероприятия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
№ | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Организация прослушивания военных песен. Приветствие учащихся. | Приветствие преподавателя. | 1 мин. |
2 | Беседа с ветераном ВОв | Организует беседу | Активно участвуют в беседе. Читают стихи или исполняют фрагменты любимых военных песен | 15 мин. |
3 | Викторина | Организует работу с карточками (Приложение 1) | Работают в группе. Отвечают на вопросы. Заполняют бланк ответов | 7 мин. |
4 | Сообщение учащейся по теме «История песни «Огонек» | Организует показ презентации Презентация (слайды 1-11) |
Слушают. | 6 мин. |
5 | Заключительная часть | Организует исполнение песни «Огонек» Презентация (слайды 12-28) | Исполняют песню | 2 мин. |
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
(В. Лебедедв-Кумач)
Учитель: Есть такое крылатое
выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат».
Но в годы Великой Отечественной войны музы не
молчали. «В дни войны у писателей была одна
задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно
держало под локоть нашего бойца, зажигало и не
давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей
ненависти к врагам и любви к Родине». Эти слова
принадлежат Михаилу Александровичу Шолохову,
который, как и многие другие поэты и писатели, в
годы войны стал военным корреспондентом и
сражался против ненавистного врага мощным
оружием – СЛОВОМ.
В Советской Армии была официально введена особая
должность – писатель.
«Ни одна армия в мире не имела такой силы, как
наше искусство, наша литература», – писал
Василий Чуйков, маршал Советского Союза.
А маршал Советского Союза Баграмян, вспоминая
о первых, самых тяжёлых месяцах войны, писал:
«Именно в этот труднейший период войны у
народа-великана, у русского народа родилось в те
дни много песен. Они были бодры и воспевали
Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество,
отвагу, боевую дружбу – всё то, что помогало
преодолеть военные трудности».
С первого дня Великой Отечественной войны до
победного праздничного салюта песня всегда была
с солдатом. Она помогала ему преодолевать
трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала
боевой дух воинов. Как верный друг, она не
покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала
разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с
солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу,
смелость. Очень хорошо об этом сказал поэт Михаил
Светлов: «В бою песня встаёт комиссаром перед
самым передним окопом».
Ученик:
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Учитель: Советские поэты и
композиторы с огромным подъёмом принялись за
работу. Их девизом стали слова: «Песня – фронту».
Только в Москве и только в первую неделю войны
было создано около двухсот новых песен.
Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и
пляски Красной Армии Александр Васильевич
Александров писал: «Я не был никогда военным
специалистом, но у меня всё же оказалось могучее
оружие в руках – песня. Песня так же может разить
врага, как и любое оружие!»
Песни, которые пели в годы войны на фронте и в
тылу, разнообразны по своему характеру:
героические и шуточные, боевые и лирические. Они
распространялись очень быстро, передавались из
уст в уста. Прошло более шестидесяти лет, но песни
тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое
испытание временем, по-прежнему поются и
вызывают у слушателей самые искренние чувства.
– Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Олтаржевской Ольге Владимировне.
– А теперь вам предлагается ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы песни Вов?». (Приложение 1)
(Ответы можно проверить вместе, отрывки из некоторых песен прослушать или исполнить по желанию учащихся).
– Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти пяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.
– Давайте и мы с вами познакомимся с одной из песен, созданной в годы Великой Отечественной войны.
(Выступление учащейся с использованием презентации по теме «История песни «Огонек». Электронный проект позволяет не только прослушать песню в разных исполнениях: оригинальном, современном и на японском языке, но и исполнить песню: слайды 12-28).