История песни периода Великой Отечественной войны "Огонек"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Участники: учащиеся, преподаватели, ветераны Вов.

Цель: познакомить учащихся с песнями времён Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Развивающие:
    • развитие познавательных и творческих способностей учащихся
    • развитие устной речи учащихся, навыков публичного выступления
  • Воспитательные:
    • формирование уважительного отношения к боевому прошлому нашей страны, к её культуре
    • формирование умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Межпредметные связи: история, литература.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • электронная игра «Ваш выбор»;
  • презентация «История одной песни Вов»;
  • карточки для проведения викторины.

ХОД МЕРОПРЯИТИЯ

  1. Организационный момент. Звучат песни военных лет.
  2. Беседа учащихся с ветераном Вов. (Беседа начинается с небольшого выступления ветерана войны по теме «Значение песен в годы Вов»).
  3. Викторина «Песни военных лет». (Для проведения викторины группам раздаются вопросы и бланки ответов. Ребята заполняют бланки ответов. Проверить можно во время проведения следующего этапа).
  4. Сообщение учащейся об истории песни «Огонек» с использованием презентации.
  5. Прослушивание песни «Огонек» в разных исполнениях.
  6. Заключительная часть: исполнение песни учащимися и гостями мероприятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Организация прослушивания военных песен. Приветствие учащихся. Приветствие преподавателя. 1 мин.
2 Беседа с ветераном ВОв Организует беседу Активно участвуют в беседе. Читают стихи или исполняют фрагменты любимых военных песен 15 мин.
3 Викторина Организует работу с карточками (Приложение 1) Работают в группе. Отвечают на вопросы. Заполняют бланк ответов 7 мин.
4 Сообщение учащейся по теме «История песни «Огонек» Организует показ презентации
Презентация  (слайды 1-11)
Слушают. 6 мин.
5 Заключительная часть Организует исполнение песни «Огонек» Презентация  (слайды 12-28) Исполняют песню

2 мин.

Кто сказал, что надо бросить 
Песни на войне? 
После боя сердце просит 
Музыки вдвойне. 

(В. Лебедедв-Кумач)

Учитель: Есть такое крылатое выражение: «Когда говорят  пушки, музы молчат». Но в годы Великой Отечественной войны музы  не молчали. «В дни войны у писателей была одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине». Эти слова принадлежат Михаилу Александровичу Шолохову, который, как и многие другие поэты и писатели, в годы войны стал военным корреспондентом и сражался против ненавистного врага мощным оружием – СЛОВОМ.  
В Советской Армии была официально введена особая должность – писатель.
«Ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство, наша литература», – писал Василий Чуйков, маршал Советского Союза.
А маршал Советского Союза  Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых месяцах войны,  писал: «Именно в этот труднейший период войны у народа-великана, у русского народа родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности».
С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Очень хорошо об этом сказал поэт Михаил Светлов: «В бою песня встаёт комиссаром перед самым передним окопом».

Ученик:

Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

Учитель: Советские поэты и композиторы с огромным подъёмом принялись за работу. Их девизом стали слова: «Песня – фронту». Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен.
Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»
Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.

– Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Олтаржевской Ольге Владимировне.

– А теперь вам предлагается ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы песни Вов?». (Приложение 1)

(Ответы можно проверить вместе, отрывки из некоторых песен прослушать или исполнить по желанию учащихся).

– Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти пяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.

– Давайте и мы с вами познакомимся с одной из песен, созданной в годы Великой Отечественной войны.

(Выступление учащейся с использованием презентации по теме «История песни «Огонек». Электронный проект позволяет не только прослушать песню в разных исполнениях: оригинальном, современном и на японском языке, но и исполнить песню: слайды 12-28).