Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс – и я пойму,
Отойди – и я буду действовать!
Китайская пословица
Цель современного образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся является одной из проблем школы.
Эта проблема решается через использование методов и приемов, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося. Такие виды обучения позволяют овладеть научными понятиями через умение получать информацию самостоятельно, через поиск и развитие своей индивидуальности. Одним из видов такого обучения является проблемное обучение. Данный вид обучения является процессом продуктивным, т.к. в его основе лежит поиск решения задач, проблем, ответов на поставленные вопросы. В процессе поиска решения проблемы активизируется внимание, наблюдательность, мышление и познавательная деятельность учащихся. Результатом такой работы становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Проблемное обучение осуществляется в основном в трех формах: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская (творческая) деятельность учащихся. Эти формы отличаются по степени познавательной активности учащихся.
Рассмотрим частично-поисковый метод, который предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска, где проблему ставит учитель. В процессе изложения темы он обращается к ученикам с просьбой сформулировать гипотезы, подтвердить или опровергнуть их, предложить свои способы решения задач, дать объяснения, сделать выводы. К частично-поисковой деятельности можно отнести метод опережающего эксперимента и графического моделирования, сочетание которых предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся.
Метод опережающего эксперимента, предложенный М.С. Атаманской, позволяет создать проблемную ситуацию в виде реального или виртуального эксперимента, которую предстоит учащимся рассматривать, опираясь на имеющиеся у них средства: систему ранее накопленных знаний, практический опыт поиска, воображение и свое мышление. 1
Рассмотрим график зависимости соотношения развития воображения и работы ума. Как видно из рисунка 1 к 12-13 годам, т.е. к моменту начала изучения физики в школе, у ребенка воображение развито чуть больше, чем работа ума (мышление).
Рисунок 1. График зависимости соотношения развития воображения и работы ума
Поэтому при изучении некоторых тем курса физики целесообразнее использовать метод опережающего эксперимента.
Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Этапы проблемного обучения, осуществляемого в форме частично-поисковой деятельности с помощью метода опережающего эксперимента рассмотрим на примере изучения первого урока по теме «Сила Архимеда» курса физики 7 класса. (Приложение 2)
В таблице 1 показаны действия учителя и ученика при проблемном обучении, осуществляемого в форме частично-поисковой деятельности с помощью метода опережающего эксперимента.
Таблица 1. Действия учителя и ученика при проблемном обучении, осуществляемого в форме частично-поисковой деятельности с помощью метода опережающего эксперимента.
Действия учителя | Действия ученика | |
1. | Ставит (создает) проблемную ситуацию. | Осознание сущности затруднения |
2. | Организует размышления над проблемой. | Формулирует проблему. |
3. | Организует поиск гипотезы –предположительного объяснения противоречий в ситуации. | Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления. |
4. | Организует проверку гипотезы. | Проверяет гипотезы, проводя эксперимент. |
5. | Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение. | Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. |
Рассмотрим эти этапы более подробно.
1. Постановка (возникновение) проблемной ситуации на уроке.
2. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы. Демонстрация нескольких опытов, при которой учащиеся могут зарисовывать опытные установки. Учитель может предложить делать рисунки или записи с помощью таблицы 2, столбцы которой заполняются учащиеся постепенно.
3. Поиск способа решения проблемы путем формулирования гипотез с попыткой соответствующего обоснования. На этом этапе учителю необходимо предоставлять учащимся возможность обмениваться мнениями в поисках решения поставленной проблемы, не опасаясь, так называемого, «рабочего шума». Здесь очень важно уметь выслушать эти гипотезы, не отвергая и не поддерживая их. Только в этом случае ученики внутренне осознают недостаточность своих знаний для решения проблемы.
4. Доказательство гипотезы (в том числе с помощью графического моделирования). Учащиеся путем самостоятельного поиска и пополнения недостающих знаний пытаются доказать правоту своей гипотезы. Управляя деятельностью учащихся, учитель наиболее рациональными путями ведет их к верным выводам. Немаловажный момент решения проблем – это сбор информации о свойствах элементов, составляющих познавательную проблему. На основе анализа гипотез строятся суждения; они доказываются и обосновываются.
При наглядно-образном мышлении первичные условия (эксперимент), переводятся с перцептивного содержания (ощущений, полученных на основе жизненного опыта) на «язык» семантических признаков, на язык значений, символов, образов. «Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер».2
Основная функция образного мышления – создание понятных образов (символов, знаковых систем) и оперирование ими в процессе решения проблемы; точнее, умение переводить данные знаковые системы реальный или виртуальный эксперимент в более удобные для объяснения увиденного. Для реализации этой функции нужен специальный механизм представления, направленный на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных – графическое моделирование.
5. Проверка правильности решения проблемы и вывод. В результате решения учебной проблемы учащиеся приходят к заключению и общим выводам. Дается их формулировка, устанавливается значение полученного вывода, его связь с другими знаниями, полученными ранее.
Пример заполнения таблицы 2 учеником 7 класса при проблемном обучении, осуществляемого в форме частично-поисковой деятельности с помощью метода опережающего эксперимента и графического моделирования в Приложении 1.
Безусловно, метод опережающего эксперимента положительно влияет на активное отношение учеников к обучению, развивает их творческий потенциал, учит учащихся методике мышления мыслеобразами и создает целостную картину изучаемого явления в частности, а в общем – картину окружающего мира, обеспечивая такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Список литературы.
- Атаманская М.С. «Технология графических образов». Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.
- Зинченко В.П., под ред. Мещерякова Б.Г. «Большой психологический словарь». М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Потанина Л.Т., Гусев А.Н. «Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности», Вопросы психологии, 2008г №2.
- Талызина Н.Ф., «Педагогическая психология», М. «Академия», 1998
- Фоменко В.Т., Введение «Технология графических образов». Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.