Урок информатики по теме «Операторы цикла в С/С++»

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Чтобы научиться бегать, нужно сначала научиться ходить.

Цель любого занятия – постепенное, шаг за шагом, исполнение работы в изучаемой программной среде. Лабораторная работа – это одна из форм, в которой сочетаются теоретический материал, необходимый для выполнения работы, и практическая часть для отработки знаний, умений и навыков. Выполнение лабораторных работ требует предварительной подготовки обучающихся, включающей знание теории изучаемой проблемы, состава и принципа функционирования лабораторной модели, вычислительной техники и программного обеспечения, методики выполнения работы. В лабораторных работах материал обучающимся нужно подавать в адаптированной, удобной для понимания форме. Такая практика позволяет существенно ускорить процесс освоения программной среды, достаточно быстро формирует представление о технологии работы и ее возможностях для решения задач. В процессе выполнения практической работы, обучающиеся самостоятельно работают на компьютере. Они учатся выделять главное и конспектировать необходимые сведения, что помогает заложить им фундамент для дальнейшей самостоятельной работы. Скорость выполнения заданий зависит от индивидуальных качеств обучающихся и уровня их подготовленности.

Применение средств ИКТ, таких как презентация и имеющаяся в ней возможность посредством гиперссылки вызывать программные среды, такие как DEV-C++, PascalABC и другие, позволяет выполнять на занятии максимальное количество разнообразных по содержанию и сложности заданий.

В любом языке программирования тема «Циклические алгоритмы» актуальна и является основой для изучения программирования.

Цель занятия – формирование навыков практического применения приемов и способов решения задач циклических алгоритмов.

Задачи занятия:

  • Обучающие:
    • отработать знания, умения и навыки работы с  операторами цикла в С/С++;
    • сформировать умения обучающихся работать с тестовыми материалами.
  • Развивающие:
    • развивать алгоритмическое и логическое мышление;
    • развивать творческую активность, познавательный интерес.
  • Воспитательные:
    • побуждать к самостоятельной учебной деятельности – от постановки проблемы до ее практического решения;
    • способствовать профессиональному самоопределению.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Вид занятия: лабораторная работа.

Возраст обучающихся: обучающиеся соответствующего профиля учреждений дополнительного образования или обучающиеся профильных групп 10-11 классов.

Оборудование: маркерная доска, маркер, компьютеры, локальная сеть, мультимедийный проектор. В качестве среды программирования используется бесплатно распространяемая оболочка Dev-C++ с открытым исходным кодом, включающая компилятор GCC, позволяющая посредством гиперссылок демонстрировать работу программ прямо из презентации.

Методическое обеспечение занятия:

Методы и приемы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • проблемно-поисковые;
  • практические;
  • поощрение, создание ситуации успеха.

Планируемая деятельность обучающихся:

  •  проверка теоретических знаний – устный опрос, выполнение заданий самоконтроля;
  • заполнение рейтинговой таблицы (Приложение 1, табл. 1);
  • практическая работа на ПК – применение теоретических знаний, умений и навыков в процессе выполнения заданий различного уровня сложности.

Действия педагога:

  • комментирует электронную презентацию;
  • демонстрирует из презентации работу программ – предлагает один из возможных вариантов решения задач;
  • просматривает у каждого обучающегося выполнения заданий самоконтроля, обращает внимание учащихся на типичные ошибки (Приложение 5), заполняет сводную рейтинговую таблицу (Приложение 4);
  • консультирует, ведет диалог;
  • обсуждает с обучающимися каждый этап самоконтроля, итоги выполненных заданий, отмечает и поощряет тех, кто успешно справился с ними;
  • оценивает вместе с обучающимися задания, выполненные на ПК (Приложение 1, табл. 2).

Рекомендации по проведению занятия:

  • презентация может демонстрироваться на экране для групповой работы, или передана по локальной сети на каждое рабочее место (ПК) для работы в индивидуальном режиме;
  • во время занятия необходимо соблюдать режим работы в компьютерном классе [5, 6];
  • каждый обучающийся получает для практической работы свой экземпляр лабораторной работы (Приложение 2), выполненная работа остается у обучающегося;
  • в зависимости от уровня подготовки обучающихся, педагог может использовать проверочные задания не только в виде самоконтроля, но и используя формы педагогической проверки знаний;
  • обучающиеся, отмечают выполненные задания в рейтинговой таблице (Приложение 1, табл. 1), сравнивают свои ответы с правильными ответами на слайдах;
  • педагог может использовать взаимопроверку: обучающиеся обмениваются работами и проверяют работы друг друга;
  • в затруднительных случаях задания по самоконтролю выполняются обучающимися на ПК.

Формы контроля и оценки результатов:

  • тестовые задания;
  • устный опрос;
  • самопроверка, взаимопроверка;
  • выполнение заданий на ПК.

Содержание и ход занятия (Приложение 5)

Ожидаемые образовательные результаты:

Предметные:

  • сформированность алгоритмического, логического и аналитического мышления; умений обучающихся: писать и отлаживать программы циклической структуры;
  • закрепление знаний, умений и навыков работы с операторами цикла в С/С++;
  • сформированность умений обучающихся работать с тестовыми материалами;
  • владение приемами и способами решения задач циклической структуры

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, принятию самостоятельных решений, мотивация к познанию нового;
  • пробуждение интереса к практической деятельности в целях дальнейшего профессионального самоопределения;
  • повышение творческой активности.

Метапредметные:

  • умение планировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • способность участвовать в обсуждениях, формулировать собственное мнение;
  • умение сотрудничать с педагогом и другими обучающимися, определять способы взаимодействия;
  • умение осуществлять самоконтроль и определять свой уровень усвоения учебного материала.

Интегрированные:

  • умение обучающихся управлять собственной деятельностью от цели до планируемого результата;
  • умение выбрать способы действий в соответствии со своим индивидуальным стилем деятельности;
  • умение ориентироваться в различных ситуациях, владеть стратегией и приемами деятельности.