Тип урока. Урок развития умений.
Цели для учителя: создание условий для повторения правил употребления в словах разделительных ъ и ь знаков.
Задачи для учителя:
- способствовать развитию умений сравнивать, анализировать;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
- создать комфортную, доброжелательную обстановку на уроке.
Цель как деятельность учеников: развитие умений распознавать слова с ъ и ь знаками, находить орфограммы-буквы разделительный ь и ъ знак, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами.
Задачи для ученика:
- уметь писать слова с разделительными знаками через повторение признаков их употребления;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах сменного состава, оценку и самооценку деятельности;
- закрепить полученные учащимися знания о разделительных Ъ и Ь знаках. Закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков;
- повторить ранее изученные орфограммы;
- развивать умение группировать, выделять подгруппы по определенным свойствам;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, (презентацию можно показывать на интерактивной доске) набор настроения (солнышко и тучка) у каждого ученика, карточки-проверялки, тексты, таблицы для заполнения.
Комментарии к презентации
После коллективного составления плана урока, учащиеся сами выбирают с какого пункта работать. Учитель направляет учащихся. Можно данную презентацию частично использовать на других уроках по теме.
ХОД УРОКА
1. Рефлексия настроения
– Я пришла сегодня на урок вот с таким настроением (слайд № 2). А у вас какое настроение? Как прошла перемена? Положите перед собой (ребята выкладывают на парту солнышко или тучку, или прячут солнышко за тучку)
2. Обсуждение темы урока
– У меня слайде (№ 3) затранскрибировано два слова. Озвучьте их.
[пал’от]
[пал’йот]
– Одинаково звучат слова?
– Из-за чего слова прозвучали по-разному?
– Давайте сделаем буквенную запись слов. Как на
письме отразить эту разницу в произношении? Как
во втором слове надо [л’] отделить от [й’]? (Записывают
слова полёт и польёт.)
– Какую роль выполнил ь? (Разделительную.)
– Когда пишем разделительный ь?
– Для этой же цели служит и ещё один знак. Какой? (ъ)
– На слайде предложение: К об...ду я всю
окрестность об...еду.
– Запишите предложение, вставив пропущенные
буквы.
– В каком из выделенных слов согласный при
произношении не сливается с гласным?
– Какой знак вставили?
– Когда пишем разделительный ъ?
– Почему важно знать, когда надо писать
разделительные ь и ъ знаки?
– Как вы думаете, что будем сегодня закреплять на
уроке? Какая тема урока?
– Тема урока “Правописание разделительных ъ
и ь знаков” (Слайд №4)
– Выделите в слове “правописание” корень. (Прав,
пис)
– Соответственно, какая ваша цель на уроке?
3. Планирование деятельности
– Как необходимо организовать работу, чтобы достичь желаемого результата?
(Выслушиваются варианты учащихся. Повторить правило, потренироваться, а потом выполнять самостоятельно. Выводится план работы)
Слайд № 5
4. Актуализация знаний
– В таком порядке мы и будем сегодня
работать.
– Озвучьте правило правописания
разделительного ъ. Приведите примеры. (По
гиперссылки проверяются знания правила)
– Какие слова иностранного происхождения с ъ
вы знаете?
– Озвучьте правило правописания
разделительного ь. Приведите примеры. (По
гиперссылки проверяются знания правила)
– Какие слова иностранного происхождения с ь
вы знаете?
– На какую часть слова вы будете обращать
внимание при написании слов с ь и ъ
знаками?
– Достаточно ли теперь ваших знаний, чтобы
работать самостоятельно?
5. Тренировочное упражнение (слайд № 8)
– Тогда выполним мгновенную поверку. (У учащихся имеются квадраты из 25 ячеек. Учитель диктует слова, а дети записывают в клеточке только знак ъ или ь)
– Диктую: подъезд, съедобный, варенье, обезьяна, хлопья, вьюга, подъём, листья, счастье, печенье, бельё, взъерошенный, объём, въезд, семья, серьёзно, объявление, копьё, инъекция, ружьё, воробьи, съемка , съезд, предъюбилейный, ручьи.
– Закрасьте только те клеточки, в которых написан ъ. Давайте проверим. При правильном написании должно получиться:
6. Физкультминутка
7. Работа по учебнику (Слайд № 9)
Стр. 137, упр. 169
- Прочитайте задание.
- Какие слова отвечают на вопрос что?
- Какие слова отвечают на вопросы что сделал? что сделаю?
- I вариант выписывает слова отвечающие на вопрос что? I I вариант выписывает слова отвечающие на вопрос что?
- Взаимопроверка.
8. Сказка «Два братца» (Слайды 10-12, переход по гиперссылкам. Приложение 1)
(Сказку может прочитать учитель или инсценировать, подготовленные ученики)
9. Работа в парах (Слайд 13)
1) Положите перед собой листочки.
2) Прочитайте.
Текст на карточках (Приложение 2)
З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал
грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный
луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли
д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились
почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со
снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма
старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не
см_гла.
Учитель:О чем говорится в предложениях?
Можно их назвать текстом? Почему? Докажите.
Дети:В предложениях говорится о борьбе
зимы с весной. Эти предложения связаны между
собой по смыслу, объединены одной темой, поэтому
их можно назвать текстом. На какие группы можно
разделить орфограммы?
Орфограммы | ||||
Приставки | Безударные гласные | Ъ знак | Ь знак | Парны согласные |
3) Заполните таблицу.
4) Проверка.
10. Итог урока
– Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
– Приведите примеры слов с названными
орфограммами в корне между приставкой и корнем.
– Какую цель вы поставили перед собой в начале
урока?
– Как думаете, достигли вы этой цели?
11. Рефлексия результативности урока
– Оцените свою работу на уроке. Какой высоты вы
достигли сегодня на уроке? Нарисуйте себя на
вершине горы, если у вас всё получилось. Ниже,
если есть ещё затруднения.
– Поскольку вы достигли цели нашего урока, то
настроение у меня осталось такое же, как и в
самом начале урока (Слайд 14)
12. Д/з по выбору