Цель: формировать у обучающихся основы здорового образа жизни.
Задачи:
- создать элементарные представления об основных понятиях здоровья;
- обучить умению и навыкам рационального мышления и правильного поведения;
- добиваться сознательного выполнения правил способствующих здоровьесбереженью.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, значки с эмблемой Неболейки, карточки с соответствующими знаками (! – понравилось, ? – появились вопросы, Н – узнали новое).
План занятия
1. Организационный момент
2. Выяснить преимущества здорового образа жизни.
3. На пути в страну “Здоровья” (задания, загадки).
4. Правила здоровья.
5. Итоговый этап.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам самим определить тему нашего занятия. Сегодня мы будем говорить о самом главном в жизни человека. Без этого человек не может работать, заниматься спортом и многими другими делами. Отгадайте загадку: что всего дороже на свете?
Обучающиеся: здоровье.
Педагог: правильно. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Здоровья. А поможет нам в этом наша гостья. Педагог заходит за доску, надевает на себя атрибут феи Неболейки (корона феи и волшебная палочка) и выходит к детям.
Педагог: Я фея Неболейка. Вы, конечно, догадались, что означает мое имя. Раньше я была Куталкой, всего боялась: воды холодной, ветра свежего, снега зимой, солнца летом. Зарядку не делала никогда, поэтому и болела часто. Теперь я очень редко болею. А если и приключится какая-нибудь неприятность – кашель привяжется или насморк, то справлюсь с ними быстро.
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем, здоровье одно из главных ценностей в жизни человека. Подумайте пожалуйста, когда вы больны как себя ведете? Вам что-то бывает недоступно?
Обучающиеся: больной человек слабый, вялый, пьет лекарства, лежит в постели, не занимается спортом, не играет с друзьями, не ходит в школу, театр.
Педагог: верно. Больной человек часто отстает в росте, развитии, часто у него ухудшается память. Теперь скажите, как вы себя ведете, когда здоровы, чем занимаетесь?
Обучающиеся: когда мы здоровы, можем заниматься спортом, ходить в школу, на выставки, в театр, на праздник.
Педагог: Все правильно здоровый человек может много и быстро работать, он сильный, хорошо все запоминает, ему многое доступно. Здоровье - это радость жизни, это удача, это уверенность в себе.
Выясним, как по внешнему виду можно отличить здорового человека от больного (взмахивает волшебной палочкой, появляются рисунки. В дальнейшем взмахивает при необходимости). Рассмотрите внимательно две картинки, скажите на каком из рисунков изображены нездоровые дети на каком здоровые (слайд №2).
Обучающиеся: на рис.1 дети нездоровые, на рис.2 здоровые.
Педагог: Верно. По каким признакам вы решили, что именно эти дети нездоровы?
Обучающиеся: Эти дети бледные, вокруг глаз темные круги, грустные, держатся за свои больные места, одеты не по погоде тепло.
Педагог: Правильно. По каким признакам вы решили, что на рис.2 дети здоровы?
Обучающиеся: Эти дети радостные, легко одеты, у них здоровый цвет лица, играют с мячом, прыгают на скакалке.
Педагог: Да, ребята, если человек здоров он много двигается, у него хорошее настроение, он может осуществить свои планы и желания. А, вы хотите быть здоровыми или больными?
Обучающиеся: здоровыми!
Педагог: Хотите стать моими помощниками Неболейками?
Обучающиеся: Конечно!
Педагог: Тогда идем в страну Здоровья! Но попасть туда не просто, надо выполнить несколько заданий. Готовы?
Обучающиеся: да!
Педагог: первое задание (слайд №3) для начала отгадайте загадки:
И в жару, и в гололед
Захочу - и дождь пойдет,
Зашумит над головой,
Дождь придет ко мне домой. (Душ) [1]Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник) [1]Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка) [1]Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это ребята? (Мыло) [1]
Педагог: Молодцы, справились. Второе задание покажите, как вы умеете делать зарядку:
Под руководством педагога дети делают зарядку.
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья!
Ну-ка, проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку,
Покачали головой,
Руки вкрест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели,
Ах! – и встали.
Ох! – и сели.
Снова встали, сели, встали,
Пальцы сжали и разжали.
Не устали?[3]
Педагог: Чтобы открылась дверь в страну ЗДОРОВЬЯ необходимо выполнить третье задание (слайд №4)
Перед вами пограничный столб с указателями. Направо пойдешь в страну Здоровья попадешь, налево пойдешь, придешь в страну Нездоровья. Перед вами слова, одни из них подходят к описанию жителей страны Здоровья, другие к описанию жителей страны Нездоровья. (красивый, веселый, усталый, грустный, сильный, слабый, бледный, ловкий). Вы читаете слово и называете к жителям, какой страны относится это слово.
Педагог помогает детям, комментирует некоторые слова. Вместе выясняют значение слова ловкий.
Педагог: Молодцы, вы правильно описали жителей двух стран. Жители страны Нездоровья грустные, усталые, слабые и бледные. Жители страны Здоровья веселые, красивые, сильные, ловкие.
Вот мы и в стране Здоровья, чтобы остаться здесь надолго надо вырастить цветок Здоровья, согласны? Цветок у нас необычный – волшебный. Каждый лепесток – это правило здоровья. Посмотрите на первый лепесток и сформулируйте первое правило здоровья (слайд №5).
Обучающиеся: Чтобы быть здоровым нужно умываться каждый день.
Педагог: Верно!
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам - стыд и срам! (К. Чуковский)
Посмотрите на следующий лепесток (слайд №6)и попробуйте сформулировать следующее правило.
Обучающиеся: Чтобы быть здоровым надо закаляться.
Педагог: Правильно.
Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья,
Будем с вами закаляться и здоровья набираться.
Какое правило зашифровано на третьем лепестке (слайд №7)?
Обучающиеся: необходимо все дела совершать вовремя.
Педагог: верно.
Чтобы каждый день успеть сделать разные дела,
Режим дня соблюдать нам приходиться всегда.
Вместе с педагогом выясняют, что такое режим дня.
Следующие правило здоровья на лепестке четыре (слайд №8)
Обучающиеся: чтобы быть здоровым надо заниматься зарядкой.
Педагог: да.
Вини себя за вид болезненный и хмурый,
Не занимаешься ты видно физкультурой! [3]
Теперь пятое правило (слайд №9)
Обучающиеся: необходимо есть здоровую пищу.
Педагог: действительно
Должно быть правильным питание – без переедания.
Не забывай в числе других продуктов
Побольше кушать овощей и фруктов. [3]
Смотрим следующий лепесток (слайд №10), как вы думаете, какое правило здоровья соответствует этому рисунку?
Обучающиеся: необходимо гулять в лесу.
Педагог: да.
Правило это всем важно знать,
Полезно чистым, свежим воздухом дышать,
Для этого ходите чаще за город гулять!
Педагог: седьмой лепесток, здесь зашифровано очень важное правило (слайд №11). Как вы думаете, кто здесь нарисован? Как вместе можно назвать этих людей? Правильно, семья! Какая должна быть семья?
Обучающиеся: хорошо друг к другу относиться, радоваться друг другу, быть дружными и т.д.
Педагог:
Если дружная семья,
Если все друг, друга любят,
Если все вежливы и улыбаются
Здоровья в такой семье прибавляется!
Посмотрите внимательно ребята, (Взмахивает волшебной палочкой) серединка цветка - это каждый из вас здоровый, умный и веселый ( слайд №12).
Вот мы и вырастили наш волшебный цветок Здоровья, и узнали семь правил здоровья.
Предлагаю вам закончить поговорки (слайд №13)
Молодцы, правильно ответили. Помните, ребята, в начале нашего занятия вы, так же как и я когда-то захотели стать Неболейками? Что нужно выполнять регулярно, каждый день, чтобы вас назвали Неболейкой?
Обучающиеся: Чтобы стать Неболейкой надо каждый день выполнять правила здоровья.
Педагог: верно, молодцы, принимаю вас в Неболейки. Вы будете моими главными помощниками и расскажите своим родным и друзьям как попасть в страну Здоровья и стать Неболейкой (Раздает детям эмблемы Неболейки, снимает корону феи и кладет волшебную палочку).
Наше занятие подошло к концу, оцените, как прошло занятие.
Дети показывают карточки с соответствующими знаками (! - понравилось, ? - появились вопросы, Н - узнали новое).
Ребята вы хорошо поработали молодцы!
Желаю вам цвести, расти,
Копить крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
(С. Маршак)
До свидания.
Эмблема Неболейки:
Словарь терминов:
Режим дня - Распорядок дел, действий в течении дня. Правильный режим питания. Школьный режим. Больничный режим.
Ловкий - Искусный, обладающий физической сноровкой. Ловкий удар. Ловкий прыжок. Ловкий наездник.
Литература.
- Елкина Н.В. Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 2007
- Зайцев Г.К. Твое здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург, Акцидент, 1997
- ЛазаревМ. Л., Здравик. Книга для детей и родителей. М., Мнемозина, 2008
- Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Ижевский И.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник - М., 2002
- Шахович В.Н. Анатомия физиология и гигиена человека. Минск, Книжный дом, 2004
- Эккольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М., Медицина, 1980
- http://www.vedu.ru/expdic/29847/ Толковый Словарь Русского Языка.