Класс: 3 класс (Коррекционно-развивающего образования 7 вида), УМК «Школа России».
Цель урока: осмысление и запоминание знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ
- а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.
- б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
- в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
- учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
- учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.
Оборудование:
- конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
- карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»;
- карточки с текстами;
- презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
- учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;
- листы бумаги, маркеры.
Ход урока
Этапы урока | Примечание |
1. Оргмомент.
Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, с помощью разноцветных кружков, разделитесь на три группы. Посмотрите на товарищей своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря. Назовите свою команду. |
(дети сидят в группах по 6 человек) |
2. Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов». 2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика. Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. После просмотра фильма, поделитесь своими чувствами. Я – природа, я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастие Подарить – в моей всё это власти – Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и захода. Иву над рекой,… Учитель: С каким настроением вы смотрели первую часть фильма? Почему вы ощутили радость? (Свежесть утра, запах луговых цветов, услышали шум прибоя…) Учитель: Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? (На картинках грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной воде…) Учитель: − Произошло нарушение экологии. 2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». Учитель: − Что такое экология?(ответы детей , если затрудняются куда нужно обратиться?) Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. (На доске выстраивается схема) Учитель: −Что является окружающей средой для человека?(выслушиваются ответы детей, если затрудняетесь.) Учитель: Эти термины вы хорошо знаете. Мы их внесем в графу таблицы учета знаний – ЗНАЮ. Еще раз, вы знаете что такое (дети: экология и окружающая среда) Учитель: - Что же является миром рукотворным и нерукотворным. Ребята, на общем столе лежат картинки. Одна команда выбирает объекты рукотворного мира и крепит их на доску, вторая команда выбирает объекты живого мира, а третья неживого. Представители команд выходят к доске и крепят объекты. Учитель : с помощью сигнальных карточек оцените работу групп. (Выставляем оценку за первое задание в общую таблицу) Переход по щелчку на слайд 3 Учитель: Окружающая среда это глубокие моря и океаны, высокие горы, просторы лугов, густые леса.− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Уже сам человек нуждается в защите! − На последних уроках мы работали по теме- безопасность. О какой безопасности будет идти речь сегодня? (Дети : Экологическая безопасность) Учитель: Сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. |
Слайд 2 На слайде 2 по щелчку перейти к просмотру ролика Переход на слайд 3 (по щелчку) |
3. Стадия «Осмысление». Учитель: Ребята, что же вы узнаете на этом уроке? (Дети: Что такое Экологическая безопасность, правила экологической безопасности) Учитель: Заносим термины в таблицу учета знаний в раздел: Хочу знать. Учитель: Как вы думаете, что такое экологическая безопасность? (Выслушиваем ответы детей) Учитель: Где можно об этом прочитать? (Дети читают определение из учебника с. 30) 3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей». Учитель: − Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с текстами, прочитайте и обсудите в группах, как человек загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды существует? (дети в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух) Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды: Карточка 1. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает. Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами. Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах. Карточка 2. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того, поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека, городскими и промышленными сточными водами. Карточка 3. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов (Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов) Физминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения. Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится! 3.2. Введение понятия «цепь загрязнения». Учитель: Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. От завода, фабрики или работы машин загрязняется неживая природа- воздух, вода, почва, что влияет на живые организмы и на людей в том числе. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения. Учитель: Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения. (работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения) Карточки для моделирования цепи загрязнения: Перевозка нефти танкером; Разлив нефти Нефтяная пленка Зараженная нефтепродуктами рыба Промысловая добыча Попадание рыбы в пищу человеку Заболевание органов пищеварения 3.3. Поиск решений проблемы. Учитель: Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения исчезла? (Каждая группа предлагает свои пути решения) (Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов) 3.4. Индивидуализация поиска решения. Учитель: Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию? (Выслушиваем ответы детей) Учитель: Что вы делаете для решения этой проблемы? 3.5. Работа по учебнику. Учитель: На все ли вопросы вы ответили? (Дети мы не знаем правил экологической безопасности) Учитель: Где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике) Работаем по учебнику. Каждая команда работает со своим текстом и составляет правила Экологической безопасности. (Дети работают в группах по учебнику. Представитель от команды знакомит всех с правилами. Правила каждой команды наклеиваются в книжку- раскладушку) (Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов) |
|
4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия». 4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал». Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Отмечаем в таблице «Узнал». Урок подходит к концу. Подведем итоги. Вы решили поставленную задачу и узнали, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности. Все команды работали на уроке активно и получали только хорошие баллы. Значит вы справились с поставленной задачей хорошо. Кто-то испытывал трудности? (Ответы детей) Учитель Все группы работали успешно. Наибольшее количество баллов набрала... команда. Вы закончили изучать тему: «Наша безопасность» и на следующем уроке мы выступим перед учениками первых классов и подарим им книжку-раскладушку. |
Слайд 7 |