Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Русский язык


коррекционная – "Непроизносимые согласные в корне слова";
грамматическая – "Правописание непроизносимых согласных в корне слова";
лексическая – метафоры-установки на успех, объяснение лексического значения новых слов.

Цели:

  1. Уточнить правило проверки непроизносимых согласных в корне слова;
  2. Закрепить правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:
  3. Чтение метафоры "Все в твоих руках".
  4. Определения: морфема (корень), непроизносимая согласная, сильная позиция согласных.
  5. Игра со словами (игра с мячом).
  6. Работа с листами "Стратегия орфографии".
  7. Упражнения на правописание непроизносимых согласных.
  8. Визуальное запоминание слов, в которых были допущены ошибки.
  9. Трансовое упражнение на создание чувства уверенности .
  10. Подведение итогов = настрой на создание чувства уверенности.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. SMART – доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент:
Объявить тему занятия, включить музыкальный фрагмент или можно начать занятие с ритмичных хлопков, чтобы общий ритм и темп хлопков настроили на готовность к началу работы, включили в общее действие. Главное – начать занятие с позитивного якоря.

2. Основная часть:
1) Метафора "Все в твоих руках" ( учитель читает метафору, изображенную на доске):
"Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: "Все в твоих руках"".

2) Слово учителя:
Давайте вспомним способы проверки непроизносимых согласных в корне слова и запишем примеры в левой части тетради, выделим орфограмму, непроизносимые согласные напишите другим цветом, например, красным, правую сторону тетради вы заполните самостоятельно, придумывая свои примеры, раскрашивая их разными цветами.
- Ребята заполняют таблицу примерами, которые предлагает учитель, затем подбирают 5-7 своих примеров.

3) Игра с мячом (учитель называет слово с непроизносимой согласной в корне и бросает ученику мяч, тот должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово, в процессе игры уточняется ЛЗ подчеркнутых слов):
Прелестный, хлестнуть, доблестный, хрустнуть, совестно, шествие, наездник, тростник, крепостной, поверхностный, пристрастный, опасный, пастбище, окрестный, шефский, безмолвствовать, ужасный.

4) Работа с текстами (упражнение на правописание непроизносимых согласных):
«Извес…ный мес…ный садово…выр…стил ре…кой красоты розы для того, чтобы порадовать учас…ников предвыборной к…мпании. Его доблес…ный труд  всколыхнул этот захолус…ный городишко, и в окрес…ностях горо…ка по…вились коло…сальные сооружения, готовые принять необычную ко…лекцию роз. Крыши у п…вильонов были …деланы из ре…ких сортов мета…ла, они так и норовили блес…нуть на сол…це. Но произош…л досадный инц…дент: ярос…ный спор между учас…никами выборов произвел на всех горес…ное впеч…ление, и эта д…ску…сия зав…ршилась редкос…ным  явлением, не имеющим пр…це…дента в практике.»

Комментарий: упражнение изображено на доске, ученики выполняют задание в левой части тетрадного листа, выделяя орфограмму, проговаривают по слогам примеры и называют проверочные слова, если таковые есть. Объясняют ЛЗ подчеркнутых выражений.  Затем выписывают в правой части листа слова, в которых они сделали ошибки.

5) Работа с листами «Стратегия орфографии» (ученикам выдаются карточки с заданием):
Задание: напишите к проверочным словам однокоренные, содержащие непроизносимую согласную:
Прелесть - …………; хлестать - ………..; хруст - ………; совесть - ………..; ездить - …………; крепость - ………….; доблесть - ……..; пристрастие - …………..; безмолвие - ………; шеф - ………

6) Визуальное запоминание слов, в которых были допущены ошибки:
Ученики кладут листы с правильно написанными ошибкоопасными словами напротив себя, закрывают глаза, представляют каждое слово поочередно красиво и четко написанным на доске (стене и т.д.), заставляют себя «написать» слово своим внутренним взором, затем в парах проверяют написание слов.

7) Настрой на уверенность (примерные формулы): « Я все могу. Я справлюсь с трудностями. Я знаю, что писать надо грамотно, и это несложно. Я обязательно этому научусь.  Я теперь знаю, что слово (из прозвучавших на уроке, например, крепостной пишется именно так, потому что его можно проверить словом крепость. Я запомнил, что слово прецедент словарное, его надо писать именно так. Я уверен в своих знаниях и в том, что я буду писать правильно все эти слова». ( Настрой проговаривается хором, урок проводится в малых группах. Можно включить музыку со звуками морских волн или  лесными звуками, т.е. расслабляющую и успокаивающую).