Возможности ЛабДискГломир естественнонаучной цифровой лаборатории

Разделы: Начальная школа


Цифровая  лаборатория – ЛабДиск ( Labdisc) появилась в нашей школе недавно в рамках программы  по оснащению начальной школы оборудованием, позволяющим использовать в образовательном процессе современные технологии, что является требованием ФГОС  II поколения.
По сути ЛабДиск естественно-научная  лаборатория с мультисенсорным регистратором данных– это самостоятельный компьютер со своим источником питания, памятью, операционной системой.  Предназначена для автономного сбора данных во время эксперимента и их обработки.
Цифровая лаборатория позволяет сделать исследовательскую деятельность учащихся максимально доступной.
Регистратор данных ЛабДиск можно использовать на уроках математики, при изучении величин, для измерения длины, ширины, высоты.  
Применяя цифровую лабораторию на уроках окружающего мира, обучающиеся смогут выполнить множество практических работ:

  • Измеряем свой пульс;
  • Отражение света;
  • Зависимость освещенности от расстояния;
  • День и ночь;
  • Громкость звука;
  • Проект «Протокол путешествия или черный ящик»
  • Сквозняки и простуда;
  • Карта освещенности класса;
  • Светолюбивые и теневыносливые растения;
  • Согревание почвы;
  • Шум большого города;
  • План и карта  и др.

Применение  ЛабДиска на уроках окружающего мира в начальной школе, во внеурочной деятельности может быть интегрировано с такими предметами, как «Технология», «Изо» и даже «Физическая культура».
Регистратор данных   можно использовать в проектно-исследовательской деятельности учащихся   в  образовательном  сетевом сообществе ГлобалЛаб (Глобальная школьная  лаборатория)

В своем применении цифровая лаборатория имеет ряд преимуществ:

  • Обладает мобильностью. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход;
  • Позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах;
  • Дает возможность производить удобную обработку результатов.

Регистратор данных имеет 7 датчиков.
Датчик  расстояния (измеряет расстояние от 40см до 10 метров).
Датчик  частоты сердечных сокращений (Измеряет пульс человека от 0 до 200 ударов в минуту).

Микрофонный  датчик (Измеряет уровень громкости звука).
Датчик освещенности (Измеряет уровень освещенности).
Датчик температуры исследуемой среды (- 25 до +110)
Датчик температуры окружающей среды (-10 до+50 ).
Перечисленные датчики измеряют только один параметр
Датчик GPS-приемника фиксирует одновременно  6 параметров: долготу, широту, направление, скорость, текущую дату, текущее время.

Школьники могут работать в современных лабораториях, проводить эксперименты, пользуясь инструкциями из рабочих журналов,  знакомиться с биографиями известных ученых, занимательными научными фактами.

     Для ознакомления моего класса с цифровой лабораторией я выбрала урок окружающего мира. Мы проводили замеры температуры окружающей среды в классе после каждого урока и на переменах после проветривания. Данные представили в виде столбчатой диаграммы и  графика.

 

С помощью ЛабДиска на уроке математики мы с легкостью сделали замеры длины и ширины класса для определения периметра класса.

Заинтересовала тема «Измерение   частоты пульса  при различной физической нагрузке» Измеряли пульс до и после урока физкультуры. Данное внеклассное занятие является пропедевтическим по отношению к изучению одной из тем по окружающему миру.

Исследовали  уровень шумового загрязнения в нашей школе и выяснили его влияние на организм человека.

С помощью ЛабДиска у нас появилась возможность познакомиться с безопасным маршрутом учеников, т.к.  данные измерений датчика GPS  можно вывести на карту ГУГЛ. Точками обозначен маршрут ученика. Помимо маршрута датчик отображает скорость, время, местоположение.

Практическая работа с ЛабДиском способствует  формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь- это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную  в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов  замеров. Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли.
Регулятивные УУД –  давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.
Самый большой плюс от работы с Лабдиском заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать  более глубокие знания.
Данные исследований можно размещать сайте  ГлобалЛаб.
ГлобалЛаб  - среда, обеспечивающая совместную проектную и исследовательскую деятельность детей из разных школ, включающая комплект методических и дидактических материалов и вебсайт (www.globallab.ru), на котором дети могут размещать результаты совместных исследований в виде текстов, снимков, фильмов и презентаций, данных измерений, полученных с помощью цифровых датчиков ЛабДиск, представленных в виде карты, графиков и диаграмм, обсуждать их на форуме.

      Все материалы ГлобалЛаб разбиты на самостоятельные модули. В каждом модуле собрано все, что необходимо школьнику для выполнения исследовательского проекта. Каждый такой проект называется МИМ –мультимедийный исследовательский модуль.
Каждый МИМ создан для поддержки определенной учебной темы, но все они содержат стандартный набор информационных ресурсов и инструментов, обеспечивающие как прохождение фактического материала, так и выполнение совместного исследования на его основе.

Каждый мультимедийный исследовательский модуль (МИМ) включает:

  • фактический материал: текст, иллюстрации, специально подобранные фотографии, вопросы для обсуждения;
  • мультимедийные уроки (ММУ) для работы по конкретной учебной теме;
  • доступ к общей базе данных для размещения результатов исследований, фото- и видеоматериалов;
  • комплект инструментов для визуализации данных на географической карте
  • инструменты для построения графиков на основе статистического анализа полученных результатов;
  • форум учеников для поддержки совместной проектно-исследовательской деятельности;
  • О подробные и понятные методические рекомендации для учителя;
  • форум педагогов, закрытый для учеников, для обмена опытом и методической взаимопомощью.

Учителя начальной школы, участвующие в ГлобалЛаб, могут использовать методические и дидактические материалы всех этапов проекта, адаптируя их к возрастным особенностям своих подопечных, но в ГлобалЛаб есть и разделы, разработанные специально для учеников начальной школы: «Окружающий мир» и «Опыты с ЛабДиском».

Приложение