Здоровьесбережение школьников является ключевым направлением развития общего образования в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Д. А. Медведевым (4 февраля 2010 г.).
Цель моей работы состоит в попытке реализации здоровьесберегающих технологий с целью создания условий, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Технология здоровьесбережения предполагает обследование здоровья детей, гигиенических условий учебного процесса, определение психолого-педагогических направлений работы, проведение оздоровительной работы, мониторинг состояния здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
- объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
- необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
- ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
- целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
- содействие формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.[2]
Обследование здоровья детей, обучающихся на дому.
Диагностика состояния здоровья учащихся, их индивидуальных особенностей — обязательное условие реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. На начальном этапе — это оценка ситуации, чтобы правильно поставить первоочередные задачи, выделить проблемы, которым необходимо уделять особое внимание.
Реализация диагностических программ способствует решению и еще одной актуальной задачи — привлечения внимания школьников к проблеме своего здоровья, учету своих индивидуальных способностей и возможностей (а для тех, у кого такой интерес проявился, — их информационная поддержка), что является неотъемлемой составной частью воспитания культуры здоровья.
Обследование здоровьесберегающей среды и состояния здоровья детей, можно осуществить путем тестов-анкет[4]:
1. Определение признаков физического развития.
2.Оценка показателей психического здоровья учащихся.
3.Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося.
4.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения.
5.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки.
6.Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса.
- Наличие рабочего места.
- Условия освещенности.
- Воздушно-тепловой режим.
- Воздействие шума.
- Соблюдение режима дня.
Психолого-педагогические направления работы.
- Создание условий, обеспечивающих снятие стрессообразующих факторов. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизического состояния.
- Коррекционная направленность обучения. Стимулирование компенсаторных процессов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие сенсорных процессов и психомоторики, координации движений, мелкой моторики.
- Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творчества неинтересно, а значит, является, в той или иной степени, насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием активных методов и форм обучения.
- Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок-субъект обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс обучения, что обеспечивает естественное повышение работоспособности не в ущерб здоровью.
- Построение учебного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от поэтапных - к автоматизированным.
- Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Необходимо выделить какой-то кусочек или аспект работы и похвалить за старание в определенный период времени.
- Использование многократного повторения с целью прочного запоминания учебного материала.[1]
- Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной разрядки необходимы для предотвращения переутомления детей.
По результатам обследования детей, обучающихся на дому, следует отметить неблагоприятные социально-бытовые условия, отсутствие организации досуга, несоответствующие санитарно-гигиенические условия для проведения занятий, отсутствие оздоровительной физической нагрузки, повышенный уровень тревожности, высокая текущая заболеваемость, наличие риска нарушения и ухудшения здоровья.
Система работы по здоровьесбережению учащихся.
№ |
Вид занятий |
Продолжительность |
Примечания |
1. |
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой[5] |
25-30 мин |
Утром за 30 мин до еды, вечером, спустя 1-1,5 ч. после еды. |
2. |
Точечный массаж[3] |
1-3 мин. |
Во время подъема заболеваемости |
3. |
Гимнастика для глаз |
1-3 мин. |
В течение уроков |
4. |
Физкультминутки |
2-3 мин. |
В середине урока |
5. |
Упражнения на релаксацию |
1-2 мин. |
По необходимости |
6. |
Уроки здорового образа жизни |
40 мин. |
Уроки естествознания |
7. |
Прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, труд |
В соответствии с возрастными нормами |
По режиму дня |
8. |
Анкетирование учащихся |
5-10 мин |
На уроках письма, естествознания |
9. |
Измерения (рост, вес, объем грудной клетки, определение индекса Кетле) |
5-10 мин |
На уроках математики |
10. |
Мониторинг состояния здоровья учащихся |
|
В конце учебного года |
11. |
Работа с родителями |
|
В течение учебного года |
12. |
Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения |
|
В течение учебного года |
13. |
Профилактический прием лекарственных средств по назначению врача. |
|
По медицинским показаниям |
14. |
Амбулаторное, санаторно-куротное лечение |
|
По медицинским показаниям |
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
|
год |
Индекс Кетле (норма 18,5-24,9) |
Текущая заболева-емость |
Шкала тревожности (нормадо 30бал.) |
Риск нарушения здоровья (норма 20-25 баллов) |
Риск нарушения зрения (норма до 20 баллов) |
Риск нарушения осанки (норма до 20 баллов.) |
Риск ухудшения здоровья (норма до 12 баллов) |
1-ый ученик |
2011 |
34,5 |
5 раз в год |
40 |
36 |
26 |
32 |
12 |
2012 |
36 |
3 раза в год |
38 |
34 |
22 |
29 |
11 |
|
2013 |
37,5 |
2 раза в год |
34 |
34 |
21 |
26 |
9 |
|
.2-ой ученик |
2011 |
44 |
6 раз в год |
27 |
30 |
24 |
25 |
10 |
2012 |
45 |
3 раза в год |
20 |
30 |
22 |
25 |
9 |
|
2013 |
46 |
1 раз в год |
16 |
27 |
19 |
21 |
8 |
По данным измерений, тестирования, педагогических наблюдений, опроса родителей учащихся были получены следующие результаты: в течение исследуемого периода у данных учащихся продолжает увеличиваться индекс Кетле (несоответствие веса тела росту), что свидетельствует об избыточной массе тела (ожирении) и негативно отражается на их здоровье. Но уровень тревожности, риск нарушения здоровья, зрения и осанки значительно снизился. В течение данного периода (3 года) ухудшения здоровья учащихся не произошло, снизилась текущая заболеваемость.
Выводы и практические рекомендации.
1. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, то есть способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
2. Индивидуальное обучение детей на дому по программе специальной коррекционной школы позволяет избежать перегрузки учащихся при рациональном составлении расписании занятий и соблюдении режима дня.
3. В рамках изучения естествознания предусмотрено изучение вопросов охраны здоровья, формирование осознания ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни. Привлечь внимание детей и родителей помогут ответы на вопросы тестов-анкет о своем здоровье при изучении соответствующих тем.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в условиях домашнего обучения требует систематического контроля за их выполнением.
5. Выполнение оздоровительной гимнастики Стрельниковой с использованим диска с записью упражнений, точечного массажа доступно и эффективно для выполнения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведенной работы были составлены памятки для родителей по
- обеспечению гигиенических условий (Приложение 1),
- составлению и соблюдению режима дня (Приложение 2),
- оздоровительной работе (дыхательной гимнастике Стрельниковой, (Приложение 3), точечному массажу. (Приложение 4)).
Список литературы.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., Школа-Пресс, 1994.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.
- Уманская А. А. Волшебные точки.// Здоровье. № 11. 1999.
- Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технодогии в образовательном процессе. Волгоград, Учитель, 2008.
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М., Метафора, 2009.