Цели: напомнить учащимся об уровневой организации живой материи, о видовом уровне. Создать представления о виде как о центральном звене эволюционного процесса, сформировать знания о критериях вида. Провести практическую работу.
Основные понятия: биологический вид. Критерии вида: генетический, морфологический. Физиологический. Экологический. Географический. Исторический.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных; комнатные растения традесканции и пеларгонии; гербарные экземпляры; кинофильм «Вид и видообразование», кинофрагмент «Критерии вида».
ЭТАПЫ УРОКА
- Рассказ учителя о том, как развивалось учение о виде в истории биологии. Определение понятия вид как реально существующего, целостного и обособленного от других видов элемента живой природы.
- Беседа с учащимися с использованием таблиц о различных видах животных (белый медведь, гималайский медведь, бурый медведь).
- Сообщение учащимися о наблюдении над различными видами растений (гортензия садовая и гортензия комнатная).
- Работа в тетради: записать термины – Вид– совокупность организмов, сходных по строению, признакам, скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную территорию (ареал).
- Критерий вида – это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого.
- Морфологический критерий вида – один из важнейших. Под морфологическим критерием вида понимают совокупность внешних признаков организма.
- Генетический критерий – критерий отвечает за набор хромосом, свойственный конкретному виду. У организмов может быть одинаковое число хромосом и даже форма иметь сходство, но разная регуляция работы генов.
- Биохимический критерий – для понимания этого критерия напомнить о компонентах поверхностного аппарата клетки. Например, только бациллы сибирской язвы имеют в капсуле полипептид, который не встречается у других бацилл.
- Географический критерий – формулируют сами учащиеся.
- Экологический критерий или экологическая ниша – показать на таблицах.
2 этап урока
Обсуждение информации о видах– двойниках, имеющих большое морфологическое сходство, но разный генотип, в связи с чем особи таких видов – двойников никогда не скрещиваются между собой и не дают потомство.
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и конкретизации знаний о виде.
Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида»
1. Рассмотреть растения двух видов одного рода. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков и прочих органов двух растений; выявите черты сходства и различия между ними.
2. Ответьте на вопрос: «О чем свидетельствуют сходство и отличия разных видов одного рода?»
Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся.
Беседа о результатах проведенной работы, формулирование вывода об особенностях морфологического критерия.
3 этап урока
Итоговая беседа о значении знаний критериев вида для понимания эволюционных процессов и для практики. Примерные вопросы беседы:
- Что называется видом, назовите виды растений, животных или грибов, встречающихся в нашей местности.
- Какое практическое значение могут иметь знания о виде и его критериях?
- Каким образом проявляется целостность вида?
- На основе каких знаний можно установить экологический и географический критерий?
- Назовите и дайте характеристику критериям вида. Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным?
Интересные факты
На территории России обитают 10% всех известных в мире видов беспозвоночных, 14,5% – рыб, 1% – пресмыкающихся и земноводных, 8% – млекопитающих.
В тропическом лесу на о. Шри-Ланка зоологи нашли сразу 120 видов лягушек. Они скучились на площади 750 километров, так как за последние десятилетия 95 % джунглей на острове вырублены.
Обследование рек и озер Бразилии показало, что эта страна обладает самым большим в мире разнообразием пресноводных рыб. Их насчитывается почти 3 тысячи видов. Для сравнения: в Китае и США по 700-800 видов пресноводных рыб.
Домашнее задание: изучить параграф 53, подготовить ответы на вопросы на странице 198. Рассмотреть и ответить на вопросы по выбору:
Какими процессами и явлениями поддерживается обособленность каждого вида в природе?
Особи разных видов черных крыс внешне не различимы. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?
Какими особенностями обладают виды – двойники?
В основе какого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей?
В основе какого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей?
Подготовить сообщения или рефераты о критериях вида (по желанию).