Девиз работы педагогического коллектива школы, выражает стиль профессионального и личностного общения:
«Ты хороший ребёнок, ты просто замечательный, но нам с тобой надо поработать, чтобы ты стал ещё лучше и умнее».
Что такое коррекционная школа сегодня? Это школа, имеющая дело с реальностями сегодняшнего дня. С детьми именно такими, какими они являются сегодня, с их сегодняшними ценностями, проблемами и интересами.
Весь контингент составляют учащиеся с олигофренией в степени дебильности, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально-волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т.д.
Наши учащиеся – это дети из неблагополучных малообеспеченных семей. Жестокое обращение и семейный алкоголизм, наследственная олигофрения, агрессивность, низкий социальный статус семей – факторы, которые необходимо учитывать в работе. Такие особенности нашего общества как нестабильность политической и экономической ситуации, отсутствие общенациональной идеи значительно усложняют существование самой незащищённой части общества – учащихся с интеллектуальным нарушением в развитии.
Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
- в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
- в условиях «социального сиротства»;
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Все вышеперечисленные факторы значительно затрудняют процесс эффективности становления личности ребёнка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта.
- У всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; все дети имеют интеллектуальные нарушения в развитии разной степени выраженности;
- односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность , стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
- поверхностность, поспешность, нервозность контактов неумение общаться (то домогается внимания, то избегает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви (В.С. Мухина);
- неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида перекладывание ответственности на других (А. Прихожан);
- «…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать…»;
- иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
- инфантилизм, не осознанное самоопределение, незнание и непринятие самого себя как личности , неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения
Умственная отсталость, нарушая адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет социальное поведение человека. Отмечается повышение вероятности криминогенного поведения. В результате воспитание детей данной категории должно иметь социальную направленность.
Все выше перечисленные факторы определяющие негативное поведение ребёнка с интеллектуальным нарушением в развитии – своего рода защита от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает.
Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных черт в личности ребёнка.
Вся воспитательная деятельность школы в таких условиях направлена на достижение цели:
↕
Для эффективного достижения цели необходимо скоординировать деятельность всего педколлектива, выработать единые позиции, создать методическое обеспечение воспитательного процесса.
В концепции специального обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в развитии, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.
При разработке концепции воспитательной системы школы, основой выступили научно-педагогические идеи Л.С. Выготского, педагогические идеи Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ш.А. Амонашвили, А.М. Тубельского; рекомендации учёных-дефектологов М.С. Певзнер, Е.Д. Худенко, И.М. Бгажноковой. Был проанализирован и обобщён многолетний опыт воспитательной работы педколлктива.
Философская основа концепции:
- гуманизм, признающий ценность человека, как личности, природосообразность
Научная основа концепции:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского об онтогенетическом развитии психики (единство развития, обучения и воспитания нормального и аномального ребёнка)
Проблема личностного развития рассматривается в связи с полноценным и эмоциональным развитием, формированием социального интеллекта и социальной активности учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение концепции:
- Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года;
- Положение о специальной коррекционной школе;
- Устав школы;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».
- Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Российской Федерации на 2013-2020 годы.
Принципы концепции:
- Лечебно-педагогический процесс ориентирован не на дефект, а на потенциальные возможности ребёнка. В основе воспитательной деятельности школы лежит личностно-ориентированный подход всего воспитательного процесса.
- Принцип коррекции и развития.
- Принцип психологической комфортности
Для реализации этих принципов в школе должна быть создана гуманная лечебно-педагогическая воспитательная среда, сообразная природе ребёнка, его психофизическим данным и задачам социально-персональной реабилитации. Это основа работы и развития воспитательной системы школы в современных условиях. Ребёнку должно быть комфортно в школе – тогда и результаты воспитания будут лучше.
Личностная ориентированность воспитательного процесса включает в себя такое требование, как психологическая комфортность учащихся.
Прежде всего, это снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов, приводящих к высокому уровню тревожности учащихся, порождающих школьные неврозы, разрушающих здоровье детей.
Создание такой атмосферы во внеклассной работе, во взаимоотношениях в семейных группах, способствуют раскрепощению учащихся, стимулируют их развитие и активность.
Психологическая комфортность связана с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ученика, совершенствование системы коррекционной работы, создание в школе условий для оздоровления учащихся.
Весь воспитательный процесс в школе, учитывая специфику и контингент учащихся, должен носить деятельностно-ориентированный характер.
Продолжение статьи см. в Приложении 1.
К работе прилагается презентация (Приложение 2).
Использованная литература
- Золоткова Е.В., Минаева Н.Г., Чумакова И.В. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития. – Саранск, 2004. – 116 с.
- Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС: Материалы международной научно-практической конференции / под общей редакцией Е.А. Репринцевой, Е.Н. Российской. – Курск: Изд-во "Мечта", 2013. – 527 с.
- Бобкова О.В., Бибина О.А., Гамаюнова А.Н., Кузьмина Н.Н., Рябова Н.В. Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. – Саранск, 2002. – 125 с.
- Воспитательная система общеобразовательной школы: Настольная книга заместиеля директора по воспитательной работе Галкина Т.И., Котельникова В.В.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
- Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. Под редакцией Староверовой М.С. Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2012 г.
Электронные ресурсы