Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: деловая игра.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны:
- знать стили русского языка, отличительные особенности официально-делового стиля речи;
- уметь соблюдать последовательно логический характер изложения содержания,
- строить высказывание, оформлять частные деловые бумаги (автобиографию, резюме, деловое письмо, анкету, характеристику);
- самостоятельно анализировать частные деловые бумаги;
- редактировать тексты;
- воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.
Оборудование:
1) учебник «Русский язык 10-11 кл /А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова»;
2) конверт из Олимпийского оргкомитета;
3) памятки по составлению деловых бумаг;
4) толковый словарь С.И.Ожегова;
5) одежда для волонтёров;
6) раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
Вчера мы получили письмо, но распечатывать его не стали, так как адресовано оно вам, учащимся 10-11 классов. Оказывается, это письмо пришло из Олимпийского комитета г. Москвы. Вы не будете возражать, если мы распечатаем его вместе с вами? Интересно, что здесь?
– Ребята, заинтересовало вас данное письмо? Хотелось бы вам принять участие в организации и проведении зимних Олимпийских игр в г. Сочи?
Всё вам понятно в письме?
Ученик: Нет, не всё. Кто такие волонтёры?
(Этимологическая страничка: волонтёр – лицо, добровольно поступившее на военную службу, доброволец) (Слайд №1)
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Каким образом мы с вами можем откликнуться на данное письмо?
Ученик: Написать письмо о себе.
Учитель: Какой характер имеет информация письма?
Ученик: Деловой.
Учитель: Таким образом, разговор сегодня пойдёт о чём?
Ученик: Об официально-деловом стиле речи.
(Запись числа и темы урока)
Учитель: Как вы понимаете, для установления деловых связей с Олимпийским оргкомитетом нам необходимо на уроке заняться чем?
Ученик: Грамотно научиться составлять деловые бумаги, повторить и закрепить особенности официально делового стиля.
Учитель: Но для начала я предлагаю посмотреть на эпиграф к уроку.
(Ученик читает эпиграф: «Что такое язык? Прежде всего, не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Алексей Толстой)
Учитель: Давайте сотворим хороший урок: вы и я, ведь частица «со» в русском языке имеет значение «вместе». Прошу вас быть внимательными: стилистика – наука, требующая внимания. Чтобы стать стилистически грамотным человеком, необходимо много писать и говорить самому. Недаром есть хорошее изречение: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Но для начала вспомните всё, что вам известно о стилистике русского языка.
IV. Лингвистическое лото
Учитель: Актуализируем необходимые для сегодняшнего урока знания.
Одна ученица – у доски, остальные работают со своими «лото».
(Учитель читает словарную статью к понятию – ученики закрывают нужные слова стикерами. В случае неверного толкования понятия игра останавливается, ученица, работающая у доски, дает объяснения)
Стиль речи | Речевая ситуация | Официальная | Неофициальная |
Книжные стили | Публицистический | Художественный | Официально-деловой |
Информационное сообщение, заметка | Языковые средства | Объявление | Разговорный |
Коммуникативная функция | Структура | Указание | Рекомендация |
Глоссарий к лингвистическому «лото»
V. Составление кластера по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»
Учитель: Мы продолжим работу по одному из функциональных стилей речи – официально-деловому. Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, вспомните особенности официально-делового стиля. Составьте кластер по ответам на вопросы, отраженные на слайде.
Приложение 4 (Слайд № 2)
- Какова основная функция и назначение официально-делового стиля?
- Каковы жанры официально-делового стиля?
- Каковы языковые средства?
(Ответы учащихся:
1. Регулирование правовых отношений между участниками коммуникации.
2. Конституция, закон, устав, договор, справка, автобиография, деловое письмо, резюме, характеристика.
3. Лексические, морфологические, синтаксические.)
Учитель: Какие жанры вы бы использовали сегодня для составления деловых бумаг?
Ученик: Автобиографию, деловое письмо, резюме.
Учитель: И не только. Сегодня мы научимся писать характеристику на своего одноклассника и заполнять анкету. Дальнейшая работа будет проходить по группам. Каждая группа получит задание, проиллюстрировав их текстами официально-делового стиля.
VI. Практическая работа
Работа учащихся по группам (дифференцированная)
(памятки по составлению деловых бумаг прилагаются).
1 группа
Написать автобиографию.
2 группа
Составить резюме.
3 группа
Написать деловое письмо.
4 группа
Заполнение анкеты.
5 группа
Каким должен быть стиль одежды волонтёра во время проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи? Аргументируйте свой выбор.
(Проверка выполненных заданий 1-4 групп)
Учитель: Какой жанр делового стиля считается наиболее эффективным на рынке труда?
Ученик: Наверное, резюме.
Учитель: Резюме – один из самых эффективных средств саморекламы. Основная цель – заинтересовать собой руководителя фирмы (предприятия), произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель – получение работы.
Деловые бумаги составлены, будем считать, что первый шаг к достижению цели мы с вами сделали. Но не будем забывать русскую пословицу, которая гласит: « По одёжке встречают и только потом по уму провожают». Сейчас мы увидим с вами, как может выглядеть волонтёр во время проведения Олимпийских игр в Сочи.
(Выступление 5 группы. Учащиеся отдали предпочтение спортивному стилю одежды)
VII. Творческая работа
Учитель: Слово – одна из великих загадок поэзии и прозы. Вот что об этом пишут великие люди.
В каждом слове бездна пространства… Н.В. Гоголь
Да, есть слова, что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна. А.Т. Твардовский
Живой да будет каждая строка. Н.Н.Матвеева
– Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся)
Учитель: Попадая в контекст, слово преображается, часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя, красоту лирического стихотворения, выразительность картины. Сейчас вы посмотрите на своего соседа, что доброго вы можете о нем сказать?
(Ответы учащихся)
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
– Напишите характеристику на своего одноклассника.
(Проверка письменного задания)
VIII. Исследовательская работа (по выбору учащихся)
Учитель: Прочитайте тексты документов. Определите их жанр. Отредактируйте. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства.
1 текст
2 текст
3 текст
IX. Подведение итогов урока. Этап рефлексии
Учитель: Вот и подошёл к концу наш разговор об официально – деловом стиле речи. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой?
Ученик: Повторили и закрепили знания об официально – деловом стиле речи, научились составлять частные деловые бумаги, соблюдая особенности их оформления, создали образ волонтёра.
Учитель: Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.
(Ученики записывают прилагательное, а потом читают вслух друг за другом)
Я благодарю всех за участие в нашем сегодняшнем разговоре. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, приобретут практическую направленность, помогут вам найти своё место в этом непростом, современном мире. Хочется верить, что удача вам улыбнётся, и кто-нибудь из вас станет волонтёром на Олимпиаде 2014 года. Мне бы хотелось сегодня каждому из вас сделать маленький подарок. Пусть эти талисманы олимпиады в Сочи-2014 напоминают вам о нашей сегодняшней встрече.
X. Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Учитель: Одним из основных способов коммуникации в официально-деловой сфере является деловая переписка. В последние годы активно увеличивается количество нерегламентированных деловых писем. Выявите особенности данного жанра официально-делового стиля и напишите ответ в жанре нерегламентированного делового письма в олимпийский оргкомитет г. Москвы от учащихся 10 класса МБОУ СОШ №7 г. Петров Вал.
- Напишите статью для одной из страниц школьной газеты «Ведомости» «Официально-деловой стиль письменной речи в современной школе».
- Составьте для одноклассников тест по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»: «Верно ли утверждение?»