Урок русского языка в 3 классе по теме «Падеж имён существительных»
Цели урока: учить различать падежные и синтаксические вопросы к слову; развивать умения определять падеж слов в словосочетаниях, в предложениях по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями родительного падежа, развивать речь учащихся, интерес к грамматике русского языка, воспитывать наблюдать красоту природы, любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
познавательные:
- закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;
- повторить изученные орфограммы, безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением;
- закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.
личностные:
- развивать умение пошагово реализовывать учебную задачу;
- развивать осмысленный, творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
- ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
коммуникативные:
- развивать умение работать в паре, группе;
- уважительное отношение к мнению других, развитие навыков сотрудничества в различных ситуациях;
- учить адекватно оценивать себя и других;
- адекватное отношение с учителем и с одноклассниками.
регулятивные УУД:
- умение выбора правильного решения, ведение самоконтроля; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- выбор правильных действий для достижения цели;
- волевая саморегуляция.
Ход урока
1. Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.
Работать будем в 3-х группах. Каждая группа коллективно будет выполнять своё задание, а для ответа нужно выбрать одного ученика. Жюри оценивает ваши ответы.
2. Повторение теории.
а) – Какая часть речи называется именем существительным?
– Что изучили об именах существительных? (род, число, падеж)
– Сколько падежей в русском языке? Это много или мало?
"Это интересно": Школьники Эстонии должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
б)"Приди ко мне, брате, в Москов",– обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке.
в) Повторение падежей по группам.
3адание №1.
Поставить имена сущ-ные в нужную форму и определить падеж.
тетрадь «Учусь п.б.о.» стр.47, упр.112
Задание №2.
Определение окончаний и падежей существительных. (устно) Упр.1, с.17.
а) Тень от сосны (Рп), конверт для письма (Рп), стоять у доски (Рп), добраться до дома (Рп), уехать без друзей (Рп), коробка их картона (Рп).
– какими членами предложения были бы слова в скобках?
б) – составить по 1 предложению.
в) – каждой группе провести синтаксический разбор своего предложения.
(учитель пишет на доске и подчёркивает по ответам детей)
Задание №3.
Приведение к правилу.
– Каким членом предложения являются данные слова?
В сильную пургу охотники с трудом добрались до дома.
– в старших классах такие слова подчёркивают сразу двумя разными линиями
– А мы будем считать оба варианта верными.
Задание №4.
Применение правила. Упр.3, стр.19
Каждая команда работает по заданию с одним предложением.
Задание №5
Практическая работа.
Найти слова в форме Родительного падежа, определить член предложения.
стр.18, Упр.2
Задание №6
Каждая команда получает текст. Найти существительные. Пользуясь памяткой определить падеж существительных.
Зимняя бахрома.
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их окутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.
– Какое настроение вызывает стихотворение? О чём?
– Какое желание вызывает?
Задание №7
Работа по картине.
- изучить картину.
- слова для справок: любуюсь красотой, пышными шапками, серебряным инеем, большие сугробы, следы зверей.
- определить главное слово и падеж зависимого слова.
- составить предложения.
Задание №8
Упражнение на релаксацию. (устно) с. 19, упр. 5
– группы устно выполняют по очереди.
– записывают на дом.
3. Жюри подводит итоги.
Памятка Чтобы определить падеж существительного, надо:
|
Урок по теме «Православный храм»
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ.
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
На тему выделено по календарно-тематическому плану два часа, данный урок является первым ознакомительным. На уроке идёт ознакомление с православным храмом и принятыми традиционными правилами поведения в нём. Большое внимание уделяется историческим данным и современной деятельности местных православных храмов.
Ход урока см. в приложении (Приложение 1).