Урок русского языка по теме "Падеж имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок русского языка в 3 классе по теме «Падеж имён существительных»

Цели урока: учить различать падежные и синтаксические вопросы к слову; развивать умения определять падеж слов в словосочетаниях, в предложениях  по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями родительного падежа, развивать речь учащихся, интерес к грамматике русского языка, воспитывать наблюдать красоту природы, любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

познавательные:

  • закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;
  • повторить изученные орфограммы, безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением;
  • закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.

личностные:

  • развивать умение пошагово реализовывать учебную задачу;
  • развивать осмысленный, творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
  • ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

коммуникативные:

  • развивать умение работать в паре, группе;
  • уважительное отношение к мнению других, развитие навыков сотрудничества в различных ситуациях;
  • учить адекватно оценивать себя и других;
  • адекватное отношение с учителем и с одноклассниками.

регулятивные УУД:

  • умение выбора правильного решения, ведение самоконтроля; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • выбор правильных действий для достижения цели;
  • волевая саморегуляция.

Ход урока

1. Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.

Работать будем в 3-х группах. Каждая группа коллективно будет выполнять своё задание, а для ответа нужно выбрать одного ученика. Жюри оценивает ваши ответы.

2. Повторение теории.

а) – Какая часть речи называется именем существительным?

– Что изучили об  именах существительных?  (род, число, падеж)

– Сколько падежей в русском языке? Это много или мало?

"Это интересно": Школьники Эстонии должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

б)"Приди ко мне, брате, в Москов",– обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке.

в)  Повторение падежей по группам.

3адание №1.

Поставить имена сущ-ные в нужную форму и определить падеж.

тетрадь «Учусь п.б.о.» стр.47, упр.112

Задание №2.

Определение окончаний и падежей существительных. (устно) Упр.1, с.17.

а) Тень от сосны (Рп), конверт для письма (Рп), стоять у доски (Рп), добраться до дома (Рп), уехать без друзей (Рп), коробка их картона (Рп).

– какими членами  предложения были бы слова в скобках?

б) – составить по 1 предложению.

в) – каждой группе провести синтаксический разбор своего предложения.

(учитель пишет на доске и подчёркивает по ответам детей)

Задание №3.

Приведение к правилу. 

– Каким членом предложения являются данные слова?

В сильную  пургу охотники  с трудом  добрались до дома.

– в старших классах такие слова подчёркивают сразу двумя разными линиями

– А мы будем считать оба варианта верными.

Задание №4.

Применение правила.  Упр.3,  стр.19

Каждая команда работает по заданию с одним предложением.

Задание №5

Практическая работа.

Найти слова в форме Родительного падежа, определить член предложения.

стр.18, Упр.2

Задание №6

Каждая команда получает текст. Найти существительные. Пользуясь памяткой определить падеж существительных.

Зимняя бахрома.

На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их окутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.

– Какое настроение вызывает стихотворение?  О чём?

– Какое желание вызывает?

Задание №7

Работа по картине.

  • изучить картину.
  • слова для справок: любуюсь красотой, пышными шапками, серебряным инеем, большие сугробы, следы зверей.
  • определить главное слово и  падеж зависимого слова.
  • составить предложения.

Задание №8

Упражнение на релаксацию. (устно) с. 19, упр. 5

– группы устно выполняют по очереди.

– записывают на дом.

3. Жюри подводит итоги.

Памятка

Чтобы определить падеж существительного, надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

 

 

Урок по теме «Православный храм»

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ.

Модуль «Основы религиозных культур народов России».

На тему выделено по календарно-тематическому плану два часа, данный урок является первым ознакомительным. На уроке идёт ознакомление с православным храмом и принятыми традиционными правилами поведения в нём. Большое внимание уделяется историческим данным и современной деятельности местных православных храмов.

Ход урока см. в приложении (Приложение 1).