Цели:
- Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Гжель, а также таких изделий, как русская матрешка.
- Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
- Воспитание уважения к русским мастерам.
Ход мероприятия
На экране название "Народные промыслы России" (приложение «Презентация»).
Оформлена выставка изделий народных промыслов России: хохломская посуда, гжель, матрешки.
Складные магнитные доски.
Презентация, под музыку «С ярмарки ехал...» (приложение «Песня»).
Входит коробейник:
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
Ведущий:
– Вы знаете, кто к нам пришел?
– Правильно, Коробейник.
– Почему его так назвали? Ходит он по ярмаркам с коробом, продает товары.
Коробейник:
– Видите сколько у меня в коробе товара!
Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать.
Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары? (показывает свои товары)
Дети отвечают...
Коробейник:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдет сейчас рассказ.
Ведущий:
Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.
А с какой именно? Отгадайте!
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… / дети хором называют – матрешка!!!/
На экране – матрешки (приложение «Презентация»).
Выходят девочки в костюмах матрешек.
Первая:
Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо – говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!
Вторая: Впервые матрёшка появилась более 100 лет. Ребята! Знаете ли вы город Сергиев Посад в Московской области? Там был самый весёлый базар на Руси, где бойкие торговцы расхваливали свой товар, шутками и прибаутками созывали покупателей. У кого товар необычный, к тому больше покупателей подходят.
Но однажды...
Коробейник раскладывает на столе матрешек, вынимая их одну из другой и кричит:
Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.
А ну подходи, покупай честной народ!
Первая: Так расхваливал свой товар крестьянин из села Абрамцево. Вот так мастер!
Третья: Но не он придумал эту диковинку, ребята.
Однажды привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём мама-японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка и детям и взрослым Мамонтовым.
Попросила помещица мастера Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской.
А художник Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Первая: Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи. Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.
Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила, стала лучшим сувениром из России.
Ведущий предлагает первую игровую паузу.
- Кто быстрее разберет и соберет матрешку (по одному человеку от класса) .
- Составить слова из букв слова «МАТРЁШКА».
Девочки – матрешки помогают ведущему записывать на доске названные слова:
мат, мак, март, каша, карта, карт, трёшка, тёрка, тара, шар, шмат, шатёр, ар, рама, рак ...
- Нарисовать на надувных шариках матрешку.
На экране изделия мастеров из Хохломы (приложение «Презентация»).
Мальчики в ярких народных костюмах выходят в зал, у них на руках хохломские изделия.
Первый:
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Второй:
Названа эта роспись деревянной посуды по имени села Хохлома, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавали эту замечательную посуду.
А знаете, как родилось это чудо народных умельцев?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.
Третий:
Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. Вырезанную из дерева посуду покрывали льняным маслом, натирали оловянным порошком, обжигали. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.
А узоры с лугов да лесов перенесены – травка да листочки, цветы да ягоды.
Просто! А восхищениям да восторгам – конца нет. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.
Но не только для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставит ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощенье, но от всей души…
Ведущий:
Самой почётной посудой на столе была солоница (показывают изделия).
Особое место занимала и деревянная ложка.
Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают, поют:
Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!
Ведущий предлагает вторую игровую паузу: игра «собери пословицу». В разнобой лежат листки с отдельными словами. Участвуют две команды.
ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.
БЕЗ СОЛИ, БЕЗ ХЛЕБА – ХУДАЯ БЕСЕДА.
На экране гжельские изделия (приложение «Презентация»).
Выходят 3 девочки в белых кофтах, синих юбках, на голове сине-белые кокошники. В руках гжельские изделия.
Говорят вместе:
– Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку.
Кланяются, поют частушки:
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
И игрушки, и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
Ну а только лето будет,
Голубица там и тут,
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
Первая:
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Вторая:
Стал каждый мастер своё умение показывать.
Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер увидел на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной.
Третья:
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Первая:
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Коробейник: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.
Ведущий:
Итак, ребята!! Надеюсь, что вы узнали что-то новое о народных промыслах.
А ну-ка проверим Вас!
Отгадайте загадки:
1.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница
(Матрешка)
2.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется...(роспись Гжель)
Ведущий задает вопросы:
- Почему игрушку матрешку назвали «матрешкой»?
- Какие цвета для росписи используют гжельские мастера?
- Что обычно изображают на хохломских изделиях?
- Предлагает из разложенных на столах изделий выбрать: одна команда – хохломские изделия, другая – гжельские.
- Надо отгадать зашифрованное слово, поместив вместо знака* букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите.
В * Д
Ё * З
Д * Ё
К * М
Ы * Э
Звучит музыка. Окончание ярмарки, коробейник раздает, конфеты, баранки.