Внеклассное мероприятие "Народные промыслы России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Гжель, а также таких изделий, как русская матрешка.
  • Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
  • Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
  • Воспитание уважения к русским мастерам.

Ход мероприятия

На экране название  "Народные промыслы России" (приложение «Презентация»).

Оформлена выставка изделий народных промыслов России: хохломская посуда, гжель, матрешки.

Складные магнитные доски.

Презентация, под музыку «С ярмарки ехал...» (приложение «Песня»).

Входит коробейник:

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
 А на ярмарке товары: продаются самовары,
 Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ведущий:

– Вы знаете, кто к нам пришел?

– Правильно, Коробейник.

– Почему его так назвали? Ходит он по ярмаркам с коробом, продает товары.

Коробейник:

– Видите сколько у меня в коробе товара!

Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать.

Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары? (показывает свои товары)

Дети отвечают...

Коробейник

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдет сейчас рассказ.

Ведущий:

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.

А с какой именно? Отгадайте!

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.

А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… / дети хором называют – матрешка!!!/

На экране – матрешки (приложение «Презентация»).

Выходят девочки в костюмах матрешек.

Первая:

Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо – говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!

Вторая: Впервые матрёшка появилась  более 100 лет. Ребята! Знаете ли вы город Сергиев Посад в Московской области? Там был  самый весёлый базар на Руси, где бойкие торговцы расхваливали свой товар, шутками и прибаутками созывали покупателей. У кого товар необычный, к тому больше покупателей подходят.

Но однажды...

Коробейник раскладывает на столе матрешек, вынимая их одну из другой и кричит:

Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.
А ну подходи, покупай честной народ!

Первая: Так расхваливал свой товар крестьянин из села Абрамцево. Вот так мастер!

Третья: Но не он придумал эту диковинку, ребята.

Однажды привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём мама-японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка и детям и взрослым Мамонтовым.

Попросила помещица мастера Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской.

А художник Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Первая: Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи. Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила, стала лучшим сувениром из России.

Ведущий предлагает  первую игровую паузу.

  1. Кто быстрее разберет  и соберет матрешку (по одному человеку от класса) .
  2. Составить слова из букв слова «МАТРЁШКА».

Девочки – матрешки помогают ведущему записывать на доске названные слова:

мат, мак, март, каша, карта, карт, трёшка, тёрка, тара, шар, шмат, шатёр, ар, рама, рак  ... 

  1. Нарисовать на надувных шариках матрешку.

На экране изделия  мастеров из Хохломы (приложение «Презентация»).

Мальчики в ярких народных костюмах  выходят в зал, у них на руках  хохломские изделия.

Первый:

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Второй:

Названа эта роспись деревянной посуды  по имени села Хохлома, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавали эту замечательную посуду.

А знаете, как родилось это чудо народных умельцев?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.

Третий:

Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. Вырезанную из дерева  посуду покрывали льняным маслом, натирали  оловянным порошком,  обжигали. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

А узоры с лугов да лесов перенесены – травка да листочки, цветы да ягоды.

Просто! А восхищениям да восторгам – конца нет. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Но не только для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставит ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощенье, но от всей души…

Ведущий:

Самой почётной посудой на столе была солоница (показывают изделия).

Особое место занимала и деревянная ложка.

Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают, поют:

Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!

Ведущий  предлагает вторую  игровую паузу: игра «собери пословицу». В разнобой лежат листки с отдельными словами. Участвуют две команды.

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.

БЕЗ СОЛИ, БЕЗ ХЛЕБА – ХУДАЯ БЕСЕДА.

На экране гжельские изделия (приложение «Презентация»).

Выходят 3 девочки в белых кофтах, синих юбках, на голове сине-белые кокошники. В руках гжельские изделия.

Говорят вместе:

– Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку.

Кланяются, поют частушки:

А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
                            Под Москвою мы живем,
                            Глину месим и поем.
И игрушки, и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
                           Очень любим синий цвет,
                           Потому что краше нет.
Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
                            В речке синяя водица,
                            Так и хочется напиться.
Ну а только лето будет,
Голубица там и тут,
                            Вот поэтому нас люди
                            Гжелью синею зовут.

Первая:    

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Вторая:   

Стал каждый мастер своё умение показывать.

Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер  увидел на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер  слепил  сахарницу в виде рыбки сказочной. 

Третья:

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Первая:  

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Коробейник: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

Ведущий:

Итак, ребята!! Надеюсь, что вы узнали что-то новое о народных промыслах.

А ну-ка проверим Вас!

Отгадайте загадки:

1.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница
(Матрешка)

2.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется...(роспись Гжель)

Ведущий задает вопросы:

  1. Почему игрушку матрешку назвали «матрешкой»?
  2. Какие цвета для росписи используют гжельские мастера?
  3. Что обычно изображают на хохломских изделиях?
  4. Предлагает из разложенных на столах изделий выбрать: одна команда – хохломские изделия, другая – гжельские.
  5. Надо отгадать зашифрованное слово, поместив вместо знака* букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите.

В * Д

Ё * З

Д * Ё

К * М

Ы * Э

Звучит музыка. Окончание  ярмарки, коробейник раздает, конфеты, баранки.