Тема: Как люди познают окружающий мир. Обобщение.
Цели урока:
1. Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о познании окружающего мира разными способами.
- формировать представления учащихся о способах познания окружающего мира в ходе практической работы. Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь работать с книгой как источником информации;
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся путем введения в активный словарь слов и понятий с помощью аргументации своих ответов.
- развивать коммуникативные навыки учащихся через работу в группах и диалог с учителем.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- воспитывать любовь к искусству.
- способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.
Формирование общеучебных умений и навыков.
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций.
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Формирование коммуникативной компетентности.
- речевой компонент через монологические высказывания учащихся.
- культурный компонент через выполнения правил поведения.
- мотивационно-личностный компонент через способность работать в группах и способность к публичному выступлению.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели.
Сейчас у нас урок окружающего мира и тема нашего урока звучит так «Как люди познают окружающий мир». Задача нашего урока такова: вспомнить какими способами человек познает окружающий нас мир. Посмотрите на картинный план и скажите, что мы должны сегодня сделать?
– Сегодня мы проведем опрос, поработаем в группах, выполним практическую работу, тест и подведем итоги нашего урока и ответим на контрольный вопрос.
А контрольный вопрос урока звучит так: Для чего человеку нужно познать окружающий мир ?
3. Опрос учащихся
Давайте вспомним, что же людям помогает познать мир?
- органы чувств
- искусство
- приборы и инструменты
- справочники, энциклопедии, словари
- всевозможные знаки и символы
- изобретения человека
- разные науки
А что такое наука?
Правильно, наука – это знания, которые накопило человечество за всю свою историю.
А какие науки вы знаете?
Химия, физика, ботаника, психология.
А что изучает наука астрономия?
– Верно, звездное небо.
А теперь догадайтесь о каких изобретениях человека идет речь, отгадав загадки:
1) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ»
(Пылесос)
2) Сам – металлический,
Мозг – электрический.
(Робот)
3) Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы – следим за ним.
(Светофор)
4) Он идёт – волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
5) Качается стрелка
Туда и сюда.
нам север
И юг без труда.
(Компас)
4. Практическаяработа
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и провести некоторые исследования, чтобы самим доказать способы познания окружающего мира.
Давайте вспомним правила работы в группах:
(Работаем дружно, не перебиваем друг друга, выслушиваем мнение всех участников группы. )
Пожелание друг другу (Возьмемся за руки).
– Я желаю тебе сегодня добра!
– Ты желаешь мне сегодня добра!
– Мы желаем друг другу добра!
Перед каждой группой своя задача. У вас на столе есть алгоритм ответа.
1 группа
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
На столе сахар, кленовый лист, флакон духов.
- Назовите предмет
- Какой орган чувств помог вам?
- Составь правила 1 любого органа чувств.
2 группа
РАБОТА СО СПРАВОЧНИКОМ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ
- В словаре найди что означает слово информация?
- Из энциклопедии дай краткую информацию о Королеве Сергее Павловиче.
3 группа
Приборы и инструменты
- Раздели эти предметы на 2 группы
Приборы и инструменты (Микроскоп, лупа, термометр, ножницы, фотоаппарат)
- Используя лупу рассмотрите муку, обсудите , что увидели.
5. Тест
1) Соедини стрелками
ГОЛУБЬ Символ Знаний
ПАНДА Символ Мира
КНИГА Символ Дружелюбия
2) Что можно узнать только с помощью опытов
А) начало цветения одуванчиков
Б) что легче воды, а что тяжелее
В) когда созревает вишня
3) Вспомни профессии людей искусства. Отметь лишнее.
А) Скульптор
Б) Водитель
В) Музыкант
Г) Актер
Проверим тест.
6. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Что трудно было делать?
– Что понравилось больше всего?
7. Итог урока.
Сможем ли мы теперь ответить на контрольный вопрос нашего урока: Для чего человеку нужно познать окружающий мир?
8. Домашнее задание. (по выбору)
- Придумать правила охраны для органа слуха.
- Нарисовать рисунок вашего любимого прибора.
В конце нашего урока я хочу вам подарить вам осенний листик. Если вы на протяжении всего урока были активны, много отвечали, старались, помогали, друг другу встаньте и возьмите себе на память листик.
Спасибо за хорошую работу!