1. Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Слайд 1 (Приложение 1)
Психолог: Сегодня тема нашей встречи «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье».
Цель: изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.
Разминка с мячом.
Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.
2. Беседа о психологическом здоровье с родителями.
Психолог: Уважаемые родители, что мы подразумеваем, когда говорим о психологическом здоровье человека?
Родители: (предполагаемые ответы родителей)
Психолог: Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон совсем недавно. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Если составить портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей, такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающими.
Слайд 2
Психолог: Психологическое здоровье – это гармония между эмоциональными, интеллектуальными, телесными и психическими аспектами. Все это относится к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Одним из условий нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение за ребенком.
Слайд 3
Психолог: Существуют пять жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.
- «Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас»
- «Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклониться».
- «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе».
- «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».
- «Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это».
Первая жизненная позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек, даже самый маленький, является уникальной личностью, имеющей право на собственное мнение, право выбора. Искренние, неподдельные человеческие чувства, общий положительный эмоциональный фон в семье способствуют полноценному развитию личности ребенка.
Радостного, довольного своей жизнью человека отличает достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию.
Вторая жизненная позиция чаще всего возникает в семьях, где развит культ ребенка – ему уделяется особое внимание, все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Малыш привыкает к тому, что его слово – закон для родителей, он начинает требовать беспрекословного подчинения своей воле, т.е. превращается в маленького деспота. Подобная позиция характерна для семей, имеющих единственного долгожданного ребенка. Она может возникнуть и в неполной семье, например, когда мама, оставшись одна, уделяет все внимание любимому чаду, видя отныне в нем единственный смысл жизни.
Самооценка детей в таких семьях настолько завышена, что их поведение уже в дошкольном возрасте не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям.
Третья жизненная позиция возникает в семьях, где дети остро испытывают нехватку родительского тепла. Среди причин подобного отношения к ребенку является отсутствие малыша в жизненных планах родителей, неприятие его индивидуальных и возрастных особенностей, перенос внимания на младшего ребенка.
Недостаток любви и заботы воспринимается детьми очень остро: они становятся тревожными, плаксивыми, замкнутыми, у них появляется ощущение собственной ненужности, покинутости. Все это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту и может сформировать низкую самооценку.
Четвертая жизненная позиция «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас» страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что кто – то может его любить, и становится равнодушным. В ответ на отсутствие любви и заботы он демонстрирует безразличие. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить чтото, привлекающее внимание других, заслужить похвалу. Неужели они совсем не желают общения и заботы? Нет, просто эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Приобретенный «жизненный опыт» побуждает их как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых – наказаний, поучений, унижений.
Пятая позиция также возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны своим ребенком. Но в данном случае ребенок считает плохим, недостойным не себя, а родителей. Ему кажется, что именно мама с папой виноваты в его оторванности от семьи, в одиночестве. Он часто ведет себя дома агрессивно, кажется, специально раздражает родителей. «Уменьшая» значимость семьи, ребёнок таким образом психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети попрежнему привязаны к матери и отцу и мечтают о сохранении с ними хороших отношений. А их плохое поведение говорит лишь о том, что они всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.
Дети всегда понимают, любят ли их родители и значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют свое отношение к ним, проявляя его в высказываниях, поступках, установках.
3. Факторы, влияющие на благополучие психологического здоровья детей.
Психолог: Уважаемые родители. Как вы думаете, какие факторы влияют на психологическое благополучие детей.
Родители:
Слайд 4
Психолог: А теперь подведем итог. Внимание на экран.
Дефицит родительского общения.
- Общение лишенное тепла.
- Редкое общение с отцом.
- Излишняя тревожность родителей по поводу своего ребенка.
- Не полная семья.
- Развод или постоянные конфликты в семье.
- Родительское программирование («Ты должен стать как…..»)
- Когда ребенок «кумир семьи» и все делается для него и ради него.
Уважаемые родители! Мы с вами рассмотрели факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей.
Как вы думаете, что может произойти с ребенком вследствие нарушения этих факторов?
Родители:
Слайд 5
Психолог: Внимание на экран.
4. Рекомендации метода общения с ребенком.
Слайд 6
Что же может сделать родитель в данной ситуации?
- Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
- Повлиять на самого себя.
- Попытаться повлиять на обстоятельства.
Слайд 7
Практическое задание «Переделай Ты – сообщение» (работа в подгруппах).
Пример на экране.
5. Итог. Рефлексия «Семейные заповеди».
Слайд 8
Родителям предлагается написать список семейных заповедей, которых они должны придерживаться для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен и обсуждение.
Психологи и психотерапевты рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день. Говорят, что 4 объятия необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день.
Вручение памятки.
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы
- Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
- Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
- Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.
- Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
- Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Слайд 9
Психолог: Стихотворение Себастьяна Бранта «О дурном родительском примере»
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал срамословить в разговоре.
Мужья — пример для жен своих,
А дети учатся у них:
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна!
Что говорить, — спокон веков
Полно на свете дураков!
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Попался как-то Диогену
Какой-то пьяный совершенно,
Впервые встреченный юнец
«Сынок, — сказал ему мудрец, —
Ты, вижу, весь в отца родного:
Бьюсь об заклад — он раб хмельного!"
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Список литературы:
- Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника.3е изд. М.: Генезис, 2010.– 175с.
- Диагностика эмоциональноличностного развития дошкольников 37 лет/ сост. Н.Д.Денисова.– Волгоград: Учитель, 2012.202 с.
- Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ Автор-составитель С. В. Чиркова. М.: ВАКО, 2009. 256с.
- Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть1. Методика проведения. 2011. 64с.
- Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации.– Ярославль. Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». 2010, 64 с.