УМК «Гармония»
Предмет: окружающий мир (1 класс)
Учебник: Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 1 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Тема: «В подводном мире. Рыбы, их многообразие».
Цель: формировать представление о рыбах, их разнообразии; развивать умения сравнивать предметы окружающего мира, анализировать и обобщать информацию.
Познавательная задача: узнать, чем рыбы отличаются от других животных.
Учебная задача: учиться работать с рисунком-схемой.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Время, мин. |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Слайд 2 (Приложение 1) Ребята, послушайте высказывание, объясните, как вы его понимаете: «…великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы». Писарев Дмитрий Иванович Другие фразы: http://fraznik.ru/com/11218.html#ixzz2N6evHNlE Слайд 3 Посмотрите на условные обозначения. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? – Мы сегодня познакомимся с новой страничкой из книги природы. Будьте внимательны, иначе природа не раскроет нам свои тайны. |
Природа – это все, что нас окружает. Человек уже многое знает о природе, но еще большего он не знает. – Наблюдать и размышлять. – Учиться применять знания. – Учиться работать в парах. – Выполнять задания совместно со взрослыми. – Пополнять копилку знаний. – Знакомиться с дополнительным материалом. |
Регулятивные: Организация своего рабочего места. Коммуникативные: Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. |
2
|
2. Повторение пройденного материала. |
Слайд 4 Посмотрите на доску. Какие слова могут быть здесь спрятаны? Почему вы так думаете? (Название групп животных появляется на доске после объяснения детей.)
|
Млекопитающие, птицы, насекомые – это известные нам группы животных. Жуки и бабочки – насекомое, у них 6 ног. Медведь и обезьяны – это млекопитающее, они вскармливаются молоком. Лебеди и пингвины – птицы. У всех птиц есть оперение. |
Коммуникативные:
Регулятивные: Выделять сходства и различия предметов. Познавательные: Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
7 |
Слайд 5 Узнайте птиц. (Дети должны определить название птицы по звуковому файлу. При затруднении учитель предлагает учащимся посмотреть изображение этой птицы). Слайд 6 Определить основные части птицы. На столах у детей карточки с изображением птицы. (Приложение 2) |
Работа в парах. Проверка у доски. |
|||
3. Актуализация знаний |
Слайд 7 Чтобы открыть следующую страницу книги, надо отгадать звуковую загадку. Внимание! Послушайте и определите, кому будет посвящен наш урок. (Дети слушают шум моря) |
– Рыбам. |
|
1 |
4. Постановка темы и цели урока. Реализация построенного проекта. |
Что бы вам хотелось узнать на уроке? Слайд 8 В мире очень много рыб. Названия многих из них мы с вами знаем, о названиях других можем догадаться по внешнему облику. (Появляются названия рыб). Давайте правильно распределим названия с катинками. Откройте учебник на с.52. Проверьте правильность выполнения задания.
|
Строение рыб. Чем питаются рыбы? Где рыбы живут? Почему рыбы не тонут? Что помогает рыбам плавать? Дети объясняют выбор названия рыб. |
Коммуникативные: Описывать в речевой форме ситуации. Регулятивные: Анализировать рисунки. Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации.
|
14
|
Что мы можем сказать о среде обитания рыб? Какие из этих рыб живут в море? Каких рыб можно встретить в аквариумах дома? Чем питаются рыбы? |
Рыбы живут в воде. Некоторые из них живут в морской воде, другие – в пресной. Треска и скат. Гуппи и вуалехвост. Питаются рыбы растениями, другой рыбой. |
|||
Слайд 9 Вспомните о строении птицы. Что можно сказать о строении рыбы. (Дети в учебниках рассматривают картинку, с помощью разрезных карточек выстраивают схему). Отгадайте загадку: Крылья есть, да не летает, |
– Рыба. |
|||
Для чего служит каждая часть тела рыбы? (Учитель дополняет ответы детей). Движется рыба с помощью своего сильного хвоста. «Крылышки» у рыбы – это ее плавники, с помощью которых она плывет в воде. Встречаются и летучие рыбы, которые выпрыгивают из воды и пролетают над ней несколько метров. Как вы думаете, что будет легче скользить в воде раскрытый или открытый зонтик? Почему? Давайте проведем небольшой опыт. Тело рыб имеет обтекаемую форму тела. Это помогает ей быстрее передвигаться в воде. |
Дети высказывают свои предположения. Дети совместно с учителем проводят опыт. Раскрытый зонтик двигать труднее, чем закрытый. Раскрытый зонтик тормозит движение. |
|||
Опыт №1 |
Слайд 10 Какое отличительное свойство рыб можно выявить в загадке: У родителей и деток вся одежда из монеток. Для чего служит чешуя? Чешуя растет на протяжении всей жизни рыбы, увеличиваясь за счет появления снизу нового молодого слоя большего размера. На чешуйках хорошо заметны кольца. Они соответствуют росту чешуи зимой (узкие кольца) и летом (широкие). Таким образом, по количеству колец на чешуе рыбы можно определить ее возраст. Чешуи акул и близких к ним форм развиваются по типу зубов. Чешуя заякорена под кожей и заканчивается направленными назад шипами. |
Чешуя. Тело рыб покрыто чешуей. Дети высказывают предположение: чешуя выполняет защитную функцию. |
||
Слайд 11 Рыбы – постоянные обитатели вод. Как рыбы дышат? В аквариуме хорошо можно видеть, что рыбы постоянно раскрывают рот: в это время они глотают воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия. В воде есть воздух. Его мелкие пузырьки можно увидеть, например, в стакане с водой, если этот стакан нагреть. Когда вода просачивается сквозь жаберные отверстия, жабры из этих мелких пузырьков выбирают кислород. Так дышит рыба. Давайте попробуем это продемонстрировать. Жабры рыб нам заменит обыкновенная губка. (Через губку просачивается вода). Как вы думаете, почему хозяйки всегда удаляют жабры, когда готовят любое рыбное блюдо? |
Живут в воде, для дыхания в воде используют жабры В жабрах могут быть частички тины, песка. Жабры – это фильтры. |
|||
Опыт №2 |
Почему рыба может опускаться на дно и подниматься на поверхность? Рыбы имеют костный скелет и наполненный воздухом пузырь в животе, чтобы легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину, уменьшая или увеличивая мышцами живота объем пузыря. Давайте продемонстрируем это явление. Совместно с учителем дети проводят опыт: пустая пластиковая бутылочка плавает на поверхности, т.к. в ней есть воздух. Если в бутылочку налить немного воды, то воздуха в ней будет меньше, и бутылочка будет погружаться в воду. |
Дети выдвигают гипотезы. |
||
Опыт №3 |
Слайд 12 Посмотрите на многообразие рыб. Что их всех объединяет? Давайте у каждой рыбы найдем отличительные особенности и придумаем название. |
– Живут в водоемах. – Питаются водорослями или другими рыбами, живыми существами. – Дышат с помощью жабр. – Тело у рыб обтекаемой формы и покрыто чешуей. – С помощью плавательного пузыря они могут опускаться на дно и всплывать. – Рыба-еж, рыба-ремень, китовая акула, рыба-зебра, рыба – бабочка, летучая рыба |
||
Игра «Ассоциации» |
Кито́вая аку́ла – крупнейшая из современных рыб. Её размер часто превышает 10 м, имеются данные о 18-метровых и даже 20-метровых экземплярах. Китовая акула питается только планктоном, отцеживая корм из воды с помощью особого цедильного аппарата, образованного жаберными дугами. Эта рыба бо́льшую часть времени держится близ поверхности воды. Плавает она обычно не быстрее 5 км/ч и отличается крайне вялым нравом, поэтому не представляет никакой опасности для человека. Китовая акула зачастую абсолютно не реагирует на ныряльщиков, которые могут дотрагиваться до её тела и даже кататься на её спине. Эта акула обитает в тёплых водах тропических широт по всему Мировому океану. Китовая акула — редкий вид, численность которого в последние десятилетия постоянно сокращается. Основной угрозой долгое время была добыча этой акулы рыбаками стран Южной и Юго-Восточной Азии, где мясо китовой акулы употреблялось в пищу. Летучие рыбы. Отличительной особенностью рыб является их необычно большие грудные плавники, позволяющие рыбам выпрыгивать из воды и осуществлять непродолжительный парящий. При помощи сильных ударов хвостом они быстро выскакивают из воды и парят по воздуху. Летучие рыбы обладают вкусным мясом и во многих странах являются объектом промышленного рыболовства. На островах Полинезии ловят обычно ночью, привлекая к лодкам светом. Рыба-еж. Распространяются практически во всех тропических морях. Длиной до 60 см. Тело, принимающее при опасности форму шара, покрыто острыми шипами. Кожа и внутренности рыбы ядовиты. Укол колючками этой рыбы болезнен, представляют опасность для неосторожных купальщиков. Рыба-зебра в природе обитает в озерах Восточной Африки. У нас ее можно встретить только в аквариумах. Длиной ети рыбки – 14-15 см. Рыбы-бабочки. Распространены в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Обитают чаще всего на коралловых рифах. Рыба-ремень. Сельдяные короли часто достигают длины 5,5 м (при весе 250 кг), но зафиксированы экземпляры длиной до 17 м; сельдяной король внесен в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой длинной из ныне живущих костных рыб. Тело сельдяных королей имеет ремнеобразную форму: например, при длине 3,5 м ширина туловища может составлять только 5 см. Тело покрыто костными щитками и окрашено в серебристо-белый цвет, голова имеет синеватый оттенок. На туловище беспорядочно разбросаны темные короткие полосы или пятна. Все плавники ярко-красного цвета. |
|
||
5. Физминутка |
Давайте немного отдохнем. (Физминутка для глаз, осанки) |
|
2 |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Игра «Морские – пресноводные» – У каждого из вас на столе лежат карточки с буквами. Если на карточке напечатана буква М, вы должны назвать морскую рыбу, если П – пресноводную. Начните свое высказывание так. "Лещ – пресноводная рыба, потому что она обитает в реке". |
|
Коммуникативные: Вступать в учебное сотрудничество. Регулятивные: Действовать согласно плану. Познавательные: Осуществлять поиск учебной информации, необходимой для решения задач |
5 |
7. Рефлексия. |
Слайд 13 Ответили мы на поставленные вопросы? Ответ на какой вопрос вам показался наиболее интересным? У вас на столах лежат конверты, в которых вы найдете слова. Составьте из них пословицу, объясните ее смысл. Когда дети закончили работу в парах, появляются пословицы на экране. |
Дети работают в группах. Из разрезных карточек собирают пословицу |
Регулятивные: оценивать свою работу. |
6 |
8. Домашнее задание. |
Дома расскажите друзьям, родителям, что вы узнали о рыбах; Найдите сказки, песни, в которых встречаются рыбы |
2 |
||
9. Итог урока. |
Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Если вам было интересно на уроке, похлопайте в ладоши. Урок окончен. |
1 |