Цели урока: Отработать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; тренировать кратковременную зрительную память детей; обобщить ранее изученный материал.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок.
– Скажите, о чем мы с вами говорили в последнее время на уроках русского языка?
– Об имени существительном.
– А сегодня, мы проведем некий экзамен по этой теме, посмотрим, как её усвоили и что запомнили.
2. Минутка чистописания.
Р\т по чистописанию с.32 № 88.
– Какие буквы спрятались?
– Ы,Ц,Ь.
– Пропишите их на строке, чередуя.
3. Работа по теме урока.
На доске развешаны билеты. Ученик подходит к доске и снимает билет № 1.
БИЛЕТ № 1.
Что такое имя существительное?
– Что такое имя существительное?
– На доске записаны слова: думает, в, на , золотой, смородина.
ЗАДАНИЕ:
– Найдите среди слов имя существительное.
– Смородина.
– Что вы можете мне сказать об этом слове? Что оно обозначает?
– Откройте учебник на странице 172 и проверьте его написание.
– Если мы смотрели в словарь, то что еще можно сказать об этом слове?
– Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Найдите в слове СМОРОДИНА спрятавшиеся слова.
СМОРОДИНА – род.
– Берем билет №2.
БИЛЕТ № 2.
Род имен существительных.
ЗАДАНИЕ:
Яркое солнце Знакомая местность
Сильные чувства Высокая лестница
Страшная опасность Сахарный тростник
Старые объявления Большие праздники
– Внимательно прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Через 1-2 минуты вторые слова стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите словосочетание полностью. Определите род имен существительных.
– Какое слово будет лишним? Почему?
– Хорошо, с вторым билетом справились.
– Берем билет № 3.
БИЛЕТ № 3.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
– Что вы знаете об именах существительных одушевленных и неодушевленных?
ЗАДАНИЕ:
– (А.а)ндрей, (Ж,ж) учка, (Я.я)блоко, (К.к )апуста, (И.и)рина, (О.о)гурец,, (Л,л)имон,
(М,м)урка,, (М,м)орковь, (В.в)олодя, (А.а)пельсин.
– Распределите слова на две группы. Какие орфограммы вам встретились?
– Хорошо, берем билет № 4.
БИЛЕТ № 4.
Число имен существительных.
– Что вы знаете о числе имен существительных?
ЗАДАНИЕ:
Зима. Снег лежит на (тропинка), на (скамейка и крыша). На (ёлка) зеленая хвоя покрыта инеем.
– Спишите, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа.
– Проверим, что у вас получилось.
– Хорошо, берем БИЛЕТ № 5.
БИЛЕТ № 5.
Падежи имен существительных.
– Что вы знаете о падежах?
– А я хочу вам рассказать сказку.
– В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут Мама Склонение и шесть её сыновей – падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Она расположена под самой крышей. Как хорошо по вечерам собираться всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том. Что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам-этажам.
На верхнем этаже живет Именительный падеж. Он предпочитает быть в предложении главным членом. Но иногда, как говорит его Мама Склонение, ему приходится побыть и сказуемым. Любимые вопросы этого падежа – кто? и что?
Этажом ниже живет Родительный падеж. Он всегда задает вопросы кого? чего?
Ещё на этаж ниже живет Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
А вот и Винительный падеж! Он всегда и всех во всем обвиняет. Маму в том, что она не достаточно его любит (хотя это неправда!), а братьев – падежей в том, что они разобрали все самые хорошие вопросы.
Ну, хватит о нем! Давайте познакомимся с Творительным падежом. Он мастер на все руки и всегда всем доволен.
Слышите песню? Это самый младший из падежей Предложный. Голос у него чистый, звонкий – заслушаешься!
Живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты к падежам не так – то просто. Чтобы отрыть дверь, нужно ответить на вопросы падежей.
– Помогите слову лиса побывать у всех падежей.
- И.п. кто? лиса
- Р.п. кого? лисы
- Д.п. кому? лисе
- В.п. кого? лису
- Т.п. кем? лисой
- П.п. о ком? о лисе
– А теперь, определите, у каких падежей побывали эти слова:
К РЕКЕ, ВОЗЛЕ ДОМА, ПЕРЕД ДОРОГОЙ, У МАМЫ, О КНИГЕ, ТРАВА, ЛИПУ.
4. Итог урока.
– Итак, наш урок подошел к концу. Мы с вами повторили все, что знали про имя существительное.
– Что вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?