Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий, направленных на демонстрацию междисциплинарных связей юридических дисциплин

Разделы: Общепедагогические технологии


Применение инновационных технологий в современном образовании связано с поисками путей преобразования традиционного обучения в более продуктивное, основанное на организации как самостоятельной, так и коллективной творческой и исследовательско-поисковой деятельности обучающихся.

Наряду с глубокой дифференциацией наук и дисциплин, обеспечивающей профессиональную подготовку специалистов и организацию самого процесса обучения, необходимо постоянно подчеркивать наличие тесных междисциплинарных связей, т.к. деятельность любого специалиста, в том числе юриста, предполагает глубокие знания многих специальных юридических дисциплин, которые способствуют расширению поля его деятельности и углублению мобильности в различных профессиональных сферах.

В подтверждение важности использования в юридической практике взаимодействия комплекса общепрофессиональных и специальных дисциплин нами представлено бинарное занятие на тему «Юридическая ответственность в сфере экологических правонарушений», которое наглядно демонстрирует междисциплинарные связи ряда юридических дисциплин, основными из которых в данном случае являются «Уголовное право», «Гражданское право», «Административное право» и «Экологическое право».

В ходе занятия были поставлены следующие цели: углубить, обобщить, систематизировать и закрепить теоретические знания о видах юридической ответственности субъектов уголовного и гражданского судопроизводства в сфере экологических правонарушений.

Для реализации поставленных целей выбран семинар, который наглядно демонстрирует интенсивную работу студентов под управлением преподавателей, и предназначен для профессионального использования полученных знаний в предложенных практических ситуациях.

Во время семинарского занятия проведены фронтальный опрос, заслушаны сообщения по опережающим заданиям, осуществлена работа в 3-х микрогруппах по решению задач, проведен графический диктант по индивидуальным заданиям и продемонстрирована презентация с использованием мультимедийных средств, что позволяет более наглядно мотивировать студентов к проявлению устойчивого интереса к проблемам охраны окружающей среды и пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Современное обучение видит своей целью подготовку специалиста, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать  в нем, приобретая в процессе учебы социально-мировоззренческие, социально-коммуникативные, инновационные и профессиональные компетенции.

План занятия по дисциплинам «Экологическое право» и «Гражданское право»

Специальность: 030912 Право и организация социального обеспечения

Цели занятия:

Цель познания – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания о видах юридической ответственности в сфере экологических правонарушений.

Цель развития – способствовать формированию компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ПК1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов.

Цель воспитания:

  • воспитание  уважения к профессии юриста через изучение профессиональных дисциплин;
  • способствование  формированию уважительного отношения к окружающей среде;
  • осознание ответственности за  причинение вреда окружающей среде своими неправомерными действиями.

Студент должен уметь:

  • анализировать предложенную ситуацию;
  • демонстрировать осмысленное применение полученных знаний;
  • применять и правильно толковать нормы отдельных отраслей права в сфере экологических правонарушений;
  • осознавать тесное взаимодействие норм различных отраслей права при решении практических ситуаций.

Студент должен знать:

  • основные понятия: юридическая ответственность и ее виды;
  • экологическое правонарушение;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей среде.

Тип занятия:  закрепление, обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: семинар

Время занятия: 90 минут

Средства обучения: Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс, ФЗ «Об охране окружающей среды», презентация, карточки-задания для практических ситуаций, карточки-задания для графического диктанта (Приложение 1), раздаточный материал.

Ход занятия

п/п

Элементы учебного занятия

Содержание и методы обучения

Дозир. времени (мин.)

Методическое обеспечение

1.

Организационное начало занятия

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих и готовности к занятию.

Метод: перекличка.

2

– журнал учебных занятий

2.

Мотивация

1. Организация целевого пространства.

2. Побуждение студентов к осознанной деятельности.

Метод: постановка общих и индивидуальных целей.

5

– презентация

3.

Актуализация опорных знаний

Проверка знаний студентов по темам «Экологические правонарушения», «Юридическая ответственность».

Метод: фронтальный опрос.

15

– презентация

4.

Основная часть занятия

Обобщение, углубление и систематизация знаний студентов.

Методы:

– сообщения по опережающим заданиям;

– работа в микрогруппах;

– решение практических ситуаций.

40

– презентация;

– раздаточный материал;

– карточки-задания;

– ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды».

5.

Закрепление полученных знаний

Демонстрация студентами усвоения изученного материала. Метод: графический диктант.

10

– карточки-задания

6.

Рефлексия

Выражение собственного отношения студентов к актуальности изученного материала и к форме проведения занятия. Метод: вопрос-ответ.

1. Где и в чем может пригодиться вам в профессиональной деятельности изученный материал?

2. Испытывали ли  вы затруднения в ходе семинара в применении знаний нескольких отраслей права при ответах на поставленные вопросы или решении практических ситуаций?

3. Каковы преимущества данной формы закрепления изученного материала по сравнению с традиционными формами занятия?

8

 

7.

Подведение итогов занятия

1. Анализ работы студентов на занятии индивидуально и всей группы в целом. Метод: работа по достижению общих и индивидуальных целей.

2. Оценка знаний студентов.

3. Заключительное слово преподавателей.

8

– презентация;

– журнал учебных занятий

8.

Задания для внеаудиторной работы

Написать эссе на тему «Защита окружающей среды – моя гражданская позиция».

2

 

Алгоритм проведения занятия

Преподавателями поочередно приветствуются студенты, проверяются присутствие и готовность студентов к занятию.

Занятие начинается с демонстрации презентации «Охрана окружающей природной среды».

С целью организации целевого пространства и побуждения к осознанной деятельности студентам предлагается поставить общие и индивидуальные цели, которые должны быть достигнуты в ходе данного занятия.

Вступительное слово преподавателей.

Научно-технический прогресс и усиление воздействия человека на природную среду неизбежно приводит к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой.

Экологической проблемой № 1  в нашей стране является загрязнение окружающей среды. Гражданам России пора осознать, что время нерегулируемого и бездумного пользования природной средой безвозвратно ушло.

Для предотвращения негативных последствий человеческой деятельности в сфере экологии государство вынуждено использовать наряду с экономическими, политическими и воспитательными мерами, такие рычаги воздействия на неправомерные действия физических и юридических лиц, как привлечение их к различным видам юридической ответственности.

Основными целями  занятия являются: углубление, закрепление и систематизация теоретических знания видов юридической ответственности в сфере экологических правонарушений, полученных при изучении экологического, гражданского, уголовного, административного и трудового права.

 Методом фронтального опроса проверяются знания студентов по темам «Экологические правонарушения» и «Юридическая ответственность».

Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Перечислите виды юридической ответственности, предусмотренные законодательством за совершенные правонарушения.
  2. Из каких составляющих складывается понятие «правонарушение»?        
  3. Дайте определение экологического преступления.
  4. Что такое экологический проступок?
  5. В чем сходство и различие понятий «экологическое преступление» и «экологический проступок»?
  6. Что вкладывает законодатель в определение уголовной ответственности?
  7. Какие виды наказаний предусмотрены за экологические преступления?
  8. Дайте определение административной ответственности и назовите виды наказаний, предусмотренные в КоАП РФ за экологические правонарушения?
  9. Какие виды дисциплинарной ответственности вы знаете, и на кого она налагается?
  10. Что представляет собой гражданско-правовая ответственность?
  11. Что такое «реальный ущерб» и «упущенная выгода»?
  12. К каким видам ответственности могут быть привлечены юридические, должностные и физические лица за экологические правонарушения?

Подытоживая  вышесказанное, перед студентами ставятся следующие вопросы:

  1. Какой вред окружающей среде может быть причинен человеческой деятельностью?
  2. Какой вред может быть причинен человеку в результате экологического правонарушения?
  3. На какие выплаты может рассчитывать гражданин при причинении вреда его здоровью?

При подготовке к занятию студентам было дано опережающее задание – подготовить сообщения о деятельности следующих правоохранительных органов по охране окружающей среды:

  • органов полиции;
  • органов ГИБДД;
  • органов прокуратуры;
  • органов предварительного расследования.

Докладчики представляют свои сообщения.

Далее студентам предлагается решить практические ситуации с целью приобретения навыков практического использования теоретических знаний, а также навыков коллективной работы.  Решение ситуаций  осуществляется в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает по 2 задания, которые должны быть выполнены с использованием УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды».

По окончании выполнения задания представитель микрогруппы озвучивает коллективные ответы. Преподаватель оценивает их.

В целях проверки усвоения полученных знаний проводится графический диктант, результаты которого проверяются и оцениваются экспертами мигрогрупп.

В заключение студентам предлагается выразить собственное отношение к актуальности изученного материала и форме проведения занятия, ответив на следующие вопросы:

  1. Где и в чем может пригодиться им в профессиональной деятельности изученный материал?
  2. Испытывали ли они затруднения в ходе семинара в применении знаний нескольких отраслей права при ответах на поставленные вопросы или решении практических ситуаций?
  3. Каковы преимущества данной формы закрепления изученного материала по сравнению с традиционными формами занятия?

Подводится итог занятия – анализируется работа  всей группы в целом и каждого студента индивидуально, выясняется достижение общих и индивидуальных целей, озвучиваются оценки знаний студентов.

Заключительное слово преподавателей.

Деятельность любого специалиста, в том числе и юриста, предполагает наличие у него глубоких знаний многих профессиональных дисциплин и умения их комплексного использования. Только в этом случае человек приобретает мобильность и профессиональную компетентность, которая позволяет ему успешно реализовать себя практически в любой профессиональной сфере, что особенно важно при избытке выпускников любой юридической специальности, тем более во времена экономического кризиса, который мы переживаем.

В конце занятия студентам предлагается выполнить следующее домашнее задание: написать эссе на тему «Защита окружающей среды – моя гражданская позиция».