Применение инновационных технологий в современном образовании связано с поисками путей преобразования традиционного обучения в более продуктивное, основанное на организации как самостоятельной, так и коллективной творческой и исследовательско-поисковой деятельности обучающихся.
Наряду с глубокой дифференциацией наук и дисциплин, обеспечивающей профессиональную подготовку специалистов и организацию самого процесса обучения, необходимо постоянно подчеркивать наличие тесных междисциплинарных связей, т.к. деятельность любого специалиста, в том числе юриста, предполагает глубокие знания многих специальных юридических дисциплин, которые способствуют расширению поля его деятельности и углублению мобильности в различных профессиональных сферах.
В подтверждение важности использования в юридической практике взаимодействия комплекса общепрофессиональных и специальных дисциплин нами представлено бинарное занятие на тему «Юридическая ответственность в сфере экологических правонарушений», которое наглядно демонстрирует междисциплинарные связи ряда юридических дисциплин, основными из которых в данном случае являются «Уголовное право», «Гражданское право», «Административное право» и «Экологическое право».
В ходе занятия были поставлены следующие цели: углубить, обобщить, систематизировать и закрепить теоретические знания о видах юридической ответственности субъектов уголовного и гражданского судопроизводства в сфере экологических правонарушений.
Для реализации поставленных целей выбран семинар, который наглядно демонстрирует интенсивную работу студентов под управлением преподавателей, и предназначен для профессионального использования полученных знаний в предложенных практических ситуациях.
Во время семинарского занятия проведены фронтальный опрос, заслушаны сообщения по опережающим заданиям, осуществлена работа в 3-х микрогруппах по решению задач, проведен графический диктант по индивидуальным заданиям и продемонстрирована презентация с использованием мультимедийных средств, что позволяет более наглядно мотивировать студентов к проявлению устойчивого интереса к проблемам охраны окружающей среды и пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Современное обучение видит своей целью подготовку специалиста, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретая в процессе учебы социально-мировоззренческие, социально-коммуникативные, инновационные и профессиональные компетенции.
План занятия по дисциплинам «Экологическое право» и «Гражданское право»
Специальность: 030912 Право и организация социального обеспечения
Цели занятия:
Цель познания – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания о видах юридической ответственности в сфере экологических правонарушений.
Цель развития – способствовать формированию компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ПК1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов.
Цель воспитания:
- воспитание уважения к профессии юриста через изучение профессиональных дисциплин;
- способствование формированию уважительного отношения к окружающей среде;
- осознание ответственности за причинение вреда окружающей среде своими неправомерными действиями.
Студент должен уметь:
- анализировать предложенную ситуацию;
- демонстрировать осмысленное применение полученных знаний;
- применять и правильно толковать нормы отдельных отраслей права в сфере экологических правонарушений;
- осознавать тесное взаимодействие норм различных отраслей права при решении практических ситуаций.
Студент должен знать:
- основные понятия: юридическая ответственность и ее виды;
- экологическое правонарушение;
- возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей среде.
Тип занятия: закрепление, обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия: семинар
Время занятия: 90 минут
Средства обучения: Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс, ФЗ «Об охране окружающей среды», презентация, карточки-задания для практических ситуаций, карточки-задания для графического диктанта (Приложение 1), раздаточный материал.
Ход занятия
№п/п |
Элементы учебного занятия |
Содержание и методы обучения |
Дозир. времени (мин.) |
Методическое обеспечение |
1. |
Организационное начало занятия |
1. Приветствие. 2. Проверка присутствующих и готовности к занятию. Метод: перекличка. |
2 |
– журнал учебных занятий |
2. |
Мотивация |
1. Организация целевого пространства. 2. Побуждение студентов к осознанной деятельности. Метод: постановка общих и индивидуальных целей. |
5 |
– презентация |
3. |
Актуализация опорных знаний |
Проверка знаний студентов по темам «Экологические правонарушения», «Юридическая ответственность». Метод: фронтальный опрос. |
15 |
– презентация |
4. |
Основная часть занятия |
Обобщение, углубление и систематизация знаний студентов. Методы: – сообщения по опережающим заданиям; – работа в микрогруппах; – решение практических ситуаций. |
40 |
– презентация; – раздаточный материал; – карточки-задания; – ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды». |
5. |
Закрепление полученных знаний |
Демонстрация студентами усвоения изученного материала. Метод: графический диктант. |
10 |
– карточки-задания |
6. |
Рефлексия |
Выражение собственного отношения студентов к актуальности изученного материала и к форме проведения занятия. Метод: вопрос-ответ. 1. Где и в чем может пригодиться вам в профессиональной деятельности изученный материал? 2. Испытывали ли вы затруднения в ходе семинара в применении знаний нескольких отраслей права при ответах на поставленные вопросы или решении практических ситуаций? 3. Каковы преимущества данной формы закрепления изученного материала по сравнению с традиционными формами занятия? |
8 |
|
7. |
Подведение итогов занятия |
1. Анализ работы студентов на занятии индивидуально и всей группы в целом. Метод: работа по достижению общих и индивидуальных целей. 2. Оценка знаний студентов. 3. Заключительное слово преподавателей. |
8 |
– презентация; – журнал учебных занятий |
8. |
Задания для внеаудиторной работы |
Написать эссе на тему «Защита окружающей среды – моя гражданская позиция». |
2 |
|
Алгоритм проведения занятия
Преподавателями поочередно приветствуются студенты, проверяются присутствие и готовность студентов к занятию.
Занятие начинается с демонстрации презентации «Охрана окружающей природной среды».
С целью организации целевого пространства и побуждения к осознанной деятельности студентам предлагается поставить общие и индивидуальные цели, которые должны быть достигнуты в ходе данного занятия.
Вступительное слово преподавателей.
Научно-технический прогресс и усиление воздействия человека на природную среду неизбежно приводит к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой.
Экологической проблемой № 1 в нашей стране является загрязнение окружающей среды. Гражданам России пора осознать, что время нерегулируемого и бездумного пользования природной средой безвозвратно ушло.
Для предотвращения негативных последствий человеческой деятельности в сфере экологии государство вынуждено использовать наряду с экономическими, политическими и воспитательными мерами, такие рычаги воздействия на неправомерные действия физических и юридических лиц, как привлечение их к различным видам юридической ответственности.
Основными целями занятия являются: углубление, закрепление и систематизация теоретических знания видов юридической ответственности в сфере экологических правонарушений, полученных при изучении экологического, гражданского, уголовного, административного и трудового права.
Методом фронтального опроса проверяются знания студентов по темам «Экологические правонарушения» и «Юридическая ответственность».
Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Перечислите виды юридической ответственности, предусмотренные законодательством за совершенные правонарушения.
- Из каких составляющих складывается понятие «правонарушение»?
- Дайте определение экологического преступления.
- Что такое экологический проступок?
- В чем сходство и различие понятий «экологическое преступление» и «экологический проступок»?
- Что вкладывает законодатель в определение уголовной ответственности?
- Какие виды наказаний предусмотрены за экологические преступления?
- Дайте определение административной ответственности и назовите виды наказаний, предусмотренные в КоАП РФ за экологические правонарушения?
- Какие виды дисциплинарной ответственности вы знаете, и на кого она налагается?
- Что представляет собой гражданско-правовая ответственность?
- Что такое «реальный ущерб» и «упущенная выгода»?
- К каким видам ответственности могут быть привлечены юридические, должностные и физические лица за экологические правонарушения?
Подытоживая вышесказанное, перед студентами ставятся следующие вопросы:
- Какой вред окружающей среде может быть причинен человеческой деятельностью?
- Какой вред может быть причинен человеку в результате экологического правонарушения?
- На какие выплаты может рассчитывать гражданин при причинении вреда его здоровью?
При подготовке к занятию студентам было дано опережающее задание – подготовить сообщения о деятельности следующих правоохранительных органов по охране окружающей среды:
- органов полиции;
- органов ГИБДД;
- органов прокуратуры;
- органов предварительного расследования.
Докладчики представляют свои сообщения.
Далее студентам предлагается решить практические ситуации с целью приобретения навыков практического использования теоретических знаний, а также навыков коллективной работы. Решение ситуаций осуществляется в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает по 2 задания, которые должны быть выполнены с использованием УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды».
По окончании выполнения задания представитель микрогруппы озвучивает коллективные ответы. Преподаватель оценивает их.
В целях проверки усвоения полученных знаний проводится графический диктант, результаты которого проверяются и оцениваются экспертами мигрогрупп.
В заключение студентам предлагается выразить собственное отношение к актуальности изученного материала и форме проведения занятия, ответив на следующие вопросы:
- Где и в чем может пригодиться им в профессиональной деятельности изученный материал?
- Испытывали ли они затруднения в ходе семинара в применении знаний нескольких отраслей права при ответах на поставленные вопросы или решении практических ситуаций?
- Каковы преимущества данной формы закрепления изученного материала по сравнению с традиционными формами занятия?
Подводится итог занятия – анализируется работа всей группы в целом и каждого студента индивидуально, выясняется достижение общих и индивидуальных целей, озвучиваются оценки знаний студентов.
Заключительное слово преподавателей.
Деятельность любого специалиста, в том числе и юриста, предполагает наличие у него глубоких знаний многих профессиональных дисциплин и умения их комплексного использования. Только в этом случае человек приобретает мобильность и профессиональную компетентность, которая позволяет ему успешно реализовать себя практически в любой профессиональной сфере, что особенно важно при избытке выпускников любой юридической специальности, тем более во времена экономического кризиса, который мы переживаем.
В конце занятия студентам предлагается выполнить следующее домашнее задание: написать эссе на тему «Защита окружающей среды – моя гражданская позиция».