«Музыка – это образ наполненный смыслом…»
О. Шпенглер
«Музыка – это тайное метафизическое упражнение души…»
А. Шопенгауэр
Трудно не согласиться с этими словами. Но что нужно сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души? Как сделать урок музыки – уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества? Ответить на этот вопрос мы сможем тогда, когда научим любить музыку, когда дети начнут ее чувствовать и понимать ее глубинный смысл. И мне как учителю музыки необходимо создать все условия, чтобы дети хотели постигнуть таинство музыки».
Музыка моей души –
Это звук сердец
влюбленных,
Это гром богов небесных,
Это луч людей земных,
Это танец для двоих.Давыдова Настя, ученица 6а класса.
Пройдя путь с 1 по 8 класс, учащиеся, за это время должны постичь духовный опыт человечества и раскрыть механизм превращений жизненных явлений в музыкальные образы. А главное научиться: слушать, чувствовать, понимать.
Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мышлению, постижение абсолютной свободы творчества через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.
Задачи:
- Раскрыть творческое-бессознательное и выразить в образах.
- Раскрыть образную взаимосвязь природы и человека.
- Раскрыть взаимосвязь природы искусств и наук.
- Раскрыть взаимосвязь между чувствами, средствами выразительности и образами.
- Раскрыть временную сущность искусства.
- Развить способность к индивидуальной творческой деятельности.
Основополагающая цель: всестороннее развитие личности и творческого потенциала, воспитание чувств.
Предлагаемая мною технология педагогической деятельности направлена на преображение человеческого духа – универсального средства для решения многих нравственных проблем.
Уже с рождения в каждом человеке заложен природный код, код гармонии. Почему так образно, символично и непосредственно дети младшего школьного возраста воспринимают действительность? Неудивительна детская способность символизировать и устанавливать ценности в мире, так как их чувства не подвержены законам общества.
На первом этапе нужно научить ребенка вспомнить уже заложенную в нем природу, ведь первоначально человек был близок к ней, но в связи с мутацией утратил способность воспринимать гармонию мира. Необходимо вернуть ребенка в первоначальное духовное состояние через комплексное восприятие действительности средствами музыки погрузить его в мир природы и искусства. А извлечь информацию из глубин подсознания можно в момент творческого погружения. Затем создать образ, «музыку души», в виде рассказа, картины, песни, стихотворения, театрального образа («Музыка моей души – это…»).
Желание детей выражать образы своих чувств с помощью музыки становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир. Важно удерживание этого состояния, при котором музыкальный образ находит отклик в душе
«Сначала неизбежно идут Музыка, фантазия, сказка, а за ним и научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль» (К. Циолковский)
С самого раннего детства необходимо воспитать
у детей восприятие красоты звука, цвета и
слова поэтому необходимо цельное изучение
искусств ,стимулируя все фантазией и
воображением.
В вопросе познания духа наука и искусство идут
параллельными путями. Школьная программа должна
вернуться к своей истинной сущности – понимания
природы вещей. В этом познании музыка занимает
важное место. Поэтому нужно новое видение мира,
где единство всех наук и культур объединились бы
в одну общую цель – познание гармонии
миропорядка.
Музыка тяготеет к всевозможным комбинациям, особенно она тяготеет к литературе и живописи. (Музыка – литература – живопись – история – физика – биология – география – математика – химия – философия – языки …)
Мир многогранен и главное в нем найти свое «Я». Одним из ключевых моментов моей педагогической философии, является постижение гармонии музыки, природы и природы в музыке; генетического родства природы, человека и искусства. В основе всей моей педагогической концепции лежит идея золотого зерна (как именовали ее в древнем Китае), где человек рассматривается как составляющая частица Вселенной. В основе технологии лежит философия знаков-символов и знаковых систем-образов
Художественный образ – основное ядро произведения, в нем есть свое символическое значение, а из элементов складывается общая картина. Важнейшей чертой картины мира, как считают на востоке, сознание единства всех предметов и событий. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы – земля, воздух, огонь, вода, человека, предметы – каждый из них символичен.
Важно правильно истолковать образы-символы музыкального искусства, что поможет правильно раскрыть основную идею произведения. И свою задачу, как преподавателя я вижу в развитии в учащихся понимания языка музыки, как способа познания мира.
Человек всегда стремился узнать, как возник мир, как он устроен и по каким законам живет. Уже сам пытливый вопрос о происхождении Вселенной показывает, что окружающий мир – это контраст природных явлений и состояний.
«Для чего человек рожден на Земле? Чтобы делать мир красивым и созидать во имя красоты»
Воплощая в своих образах идеал красоты, музыка пробуждает в учащихся способность находить внутреннюю меру предметов. Учить чувствовать и понимать красоту, значит творить сообразно ее законам. Я выявляю три основных закона, закон истины, добра и красоты, в котором заключена вся концепция искусства...
1) Знание – это образ наполненный смыслом.
2) Добро – это чувства и эмоции.
3) Красота – гармония – средства выражения.
Это форма освоения мира.
Творческий процесс на уроке я разделяю на четыре этапа, где я приобщаю детей к образному многообразию.
Первый этап – раскрытие образа средствами
чувств.
Второй этап – раскрытие образа средствами
выразительности.
Третий этап – раскрытие образа анализ и
сопоставление, размышление, умение найти скрытую
идею музыкального произведения.
Четвертый этап – создание музыкального
образа самостоятельно (сочинить, изобразить,
выразить).
Я слушаю музыку – я музыкант – я художник – я писатель – я режиссер
Главная задача на первом этапе раскрыть. музыкальный образ через художественное и поэтическое творчество.
Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом ракурсе. Таким образом полноценно понять художественный образ музыки можно только в условиях взаимодействия синтеза искусств, что поможет создать оптимальное условие для раскрытия многосторонних способностей и будет способствовать формированию сотворческой деятельности.
В работе я часто использую термины: ритм живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, гармонический окрас, музыкальная картина симфоническая картина, пейзажность в музыке, изобразительность стиха.
В связи с выше указанным, для себя я выделила наиболее актуальными следующие методы работы, где главным является раскрытие образной сферы музыки:
1) Метод мелодико-графического моделирования.
2) Метод цвет-образ
3) Метод моделирования художественного образа
4) Метод символического видения
5) Метод смыслового видения.
6) Метод звук-слово
7) Метод погружения.
8) Метод контрастного сопоставления.
9) Метод представления.
10) Метод музыкально-образной драматургии
11) Метод проектной деятельности.
Каждое произведение несет свой образно-выразительный смысл, свою трактовку, воплощение образов, изобретение, открытие – одним словом своя конструкция. Поэтому раскрывать образную сферу музыки каждый раз будем по разному. В основе технологии лежит теория символов и знаковых систем.
Человек имеет знаковый характер сознания, реальная действительность представляется нам через знаки-символы. Каждый образ искусства символичен, в каждом заложен определенный смысл. Моя задача как педагога при помощи верного истолкования раскрыть их значение. В каждом произведении органично вплетаются образы – природы( вода, огонь, воздух, земля, человек и предметы.) Все они взаимосвязаны друг с другом. Как только в голове учащегося складывается знаковая система образов, сами знаки для него приобретают выразительное значение, отдельных личностей, мир композитора и свой внутренний мир. Свою главную задачу, как преподавателя я вижу в развитии понимания языка музыки, как способа познания гармонии мира.
В своей технологии я также использую теорию художественных открытий.
- «Надо быть изобретателем, создать свою модель мира и образов, где композитор раскрывался как мастер и творец. Музыка–свободная игра фантазий, построение образа под воздействием чувств» (Стравинский)
- «Соединить несоединимые образы в искусстве и найти их общую идею» (Ф. Шопен)
- «Уметь найти и понять тему первого и второго рода» (Ф. Лист)
- «Раскрыть мир природы окружающего мира и человека в нем» (Восточные философы)
- «Важно через музыкальные образы раскрыть событие эпохи, времени, страны, раскрыть судьбу и характер самого композитора» (М.Глинка)
Что значит правильно смоделировать образ – это, прежде всего, проживать его изнутри, что побуждает самостоятельно размышлять, активно включать воображение. Главная задача учителя – поставить ученика в воображаемую среду.
Мною разработана система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства.
Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер (Игра диалог времен).
Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?
Определить символы эпохи и построить модель этого времени. Смоделируйте образ на бумаге. Оживите картину средствами музыки...
Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Ученики моделируют образ: сравнивают и сопоставляют, подбирают к нему музыкальные инструменты, преобразуют жанровые особенности и способ исполнения, раскрывают основную идею – основные символы, чувства-мысли и наконец изображают движение музыки.
Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность. Ученик развивает в себе эмоционально образные качества изобретательности, воображение, образность, умение вести диалог.
«Музыка – это картина, в которой живет мир».
«Давайте нарисуем образ музыки, ее движение
восходящие и нисходящие линии. Что у нас
получилось, какие образы мы видим».
Учащиеся рисуют мелодико-графическую схему музыки. Они видят что движение мелодии перерастают в образы музыки. Выявляют основной образ и его символы.
Разграничивают художественные образы. Цветок и мотылек – художественные образы. А земля – «песок», огонь – «солнце», ветер – «воздух» – элементы природы. Цветок – это музыка. (Искусство). Мотылек – свобода творчества и власть воображения.
Этот методологический подход позволяет развить в детях мелодический, интонационный, ритмический слух, развить умение мыслить образами.
«Музыка и элементы природы» Метод – цвет – образ.
Задача научиться видеть в музыке основные природные стихии и выражать свое ощущение в элементах мира.
Выясняем, какие элементы неживой природы являются частью биосферы и как проявляют себя элементы природы в искусстве. Выясняем, что каждой стихии соответствуют свои образы, своя музыка, свои интонации, свой цвет.
На примере Китайских и Японских художников можно обнаружить четыре основных цвета соответствующие разным элементам природы Красный – огонь (символ духовности). Синий – вода (быстротечная жизнь). Черный или зеленый – земля, Белый – воздух.
Ученики замечают, что к каждому цвету соответствует свой музыкальный образ, своя музыка.
Слушая музыку, ученики отмечают, как постепенно и неодновременно начинают звучать элементы природы. Дети слышат волнообразные переливы воды, звучание восходящего солнца, просыпающуюся землю и воздух, который вдыхает жизнь. Кто же звучал первым. Это вода (символ зарождающей жизни). Ученики слышат, что у каждого образа природы – свой инструмент, голос Воды – гитара, солнце Огонь – саксофон, голос Земли – скрипки и ударные, Воздух – арфа, маракас.
Таким образом, в предмет музыка входит проблема
эстетической организации природной среды,
социальной формы поведения людей, красоты
человеческих отношений.
Музыка – это еще и отражение времени. Только
через музыку мы можем ощутить время данной эпохи.
После погружения в музыку.
– Назовите основные образы средневековья и определите их основную роль в эпохе… (Рыцарь – церковь – трубадур (шут).
– Какай музыкой они будут изображены?
Учащиеся раскрывают жанровые особенности способ исполнения и особенность звучащей музыки. Определяют основную идею времени. Строят модель времени.(церковь – природа – человек). Рисуем модель времени. Поэтизируем основные символы времени. Отвечают на зрительные тесты (например: «Какая картина или какой образ прозвучал?»)
Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение взаимодействовать на уровне созидательности в творчестве, взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.
Основными критериями оценки результатов обучения продуктивно–творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:
– уровень внутренней открытости для
постижения музыки.
– уровень сопричастности к содержанию музыки и
стоящими за ними жизненными явлениями
– уровень ориентированности в закономерностях
музыкального искусства, музыкально –
драматических процессах, выразительных средств
музыкального произведения.
Проводимая мною работа по раскрытию природосообразности музыкального искусства дает очень высокий показатель качества знаний и уровень обученности учащихся.
«Птицы ввысь метнулись
И пропала грусть,
До свиданья, музыка!
Я к тебе вернусь!»Сапогова Ира, ученица 8а класс.