Результатом внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс является расширение сектора самостоятельной учебной работы. Принципиальным новшеством в данном случае является интерактивность. Это позволяет расширять функционал самостоятельной учебной работы, необходимой с точки зрения целей образования и эффективной с точки зрения временных затрат. Поэтому замена текстового фрагмента с информацией для самостоятельной работы наинтерактивный контент ЭОР способствует повышению качества организации образовательного процесса. (Приложение 1)
Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают возможность «попробовать». Иными словами, содержание (контент) ЭОР может быть интерактивными: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д. При этом поведение сложных объектов и течение процессов воспроизводится путем имитационного моделирования.
Сами объекты и процессы в ЭОР могут демонстрироваться максимально реалистично, с использованием мультимедиа, т.е. всех возможных способов представления: текст, звук, графика, фото, видео, анимация, вплоть до управляемых изображений. Таким образом, ЭОР может содержать интерактивный аудиовизуальный контент, адекватно представляющий фрагмент реальности (виртуальная реальность).
Пожалуй,это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно – деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить проблему межпредметных связей.
Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные образовательные ресурсы» и аббревиатуру ЭОР.
В настоящее время известно три основных типа ЭОР:
Текстографические – электронная форма учебника с иллюстрациями. (закон Паскаля, лаг лож в корне) Эффективны тогда, когда надо привлечь сведения из многих источников и когда содержимое ресурса обновляется
Элементарные аудивизуальные – простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент. Они чаще играют роль электронных наглядных пособий. Они «добавляют красок» в образовательный процесс
Мультимедийные – одновременное воспроизведение на экране компьютера и в звуке согласованно совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерное свойство – интерактивность. (втекстографических ресурсах проявляется в простой ссылочной форме, в элементарных аудивизуальных не проявляется) Интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения. В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).
Выделяют в ЭОР НП электронные учебных модули трех типов (И – информационных (строение вещества, работа с таблицей как с БД), П – практических (работа в блокноте), К – контрольных (основное свойство дроби)
Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются:
- контроль знаний учащихся;
- самообразование как учащихся, так и педагогов;
- иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;
- возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.;
- возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям рефератов;
- увеличение доли практических занятий за счет проведения лабораторных практикумов с применением компьютерного моделирования объектов и процессов;
- обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих);
- формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;
- обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.
Вместе с тем использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.
Преимущества использования ЭОР:
- Достижение целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для учащегося темпе, очередности и форме.
- Положительный эмоциональный настрой.
- Возможность усвоения материала в собственном темпе, возможность возвращаться к пройденным частям сколь угодно много раз.
- Развивает навыки устной речи: усваивается правильное произношение названия терминов, используемых в соответствующей науке; образное мышление, художественный вкус и стиль, расширяется кругозор, а также подробно изучаются отдельные объекты, удаленные от него.
- Развиваются мысленные операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию, абстрагирование.
- снижается утомляемости за счет смены видов представления информации.
- Воспитывается самостоятельность в изучении нового материала через активные виды деятельности.
- Появляется возможность работать в своем темпе и несколько раз просматривать наиболее сложные для него части теоретического или практического материала.
- Отрабатывается устойчивые навыки в решении типовых задач, в этом ученику всегда придут на помощь наводящие и пошаговые подсказки, развернутые решения с ответом.
- Появляется возможность разнообразить формы деятельности в компьютерном классе или при выполнении домашнего задания; не отвлекаться на поиск необходимой для решения информации: автономность учебного модуля заключается в том, что всю необходимую информацию (определения, формулы, метод решения и т. п.) ученик может получить внутри данного модуля.
Полезные ссылки: (Приложение 2)