Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.
Цели:
- обобщить и закрепить знания об имени существительном;
- содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;
- закрепить умение определять род, склонение, падеж имён существительных.
Задачи:
- развивать мышление, память, внимание, культуру речи учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения;
- развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.
Оборудование: тесты, учебники, сигнальные карточки, тетради, карточки с заданиями (Приложение 2), алгоритм разбора части речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организация занятия
– Сегодняшнее наше занятие будет проведено в
форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться
в детективов. А наша классная комната будет
называться «Детективное агентство». (Карточка
на доске: «Детективное агентство»).
– Кто такой детектив? (Выслушиваются ответы
детей, прикрепляется на доску карточка:
Детектив – частный сыщик, ведущий расследование
какого-либо дела.)
– Какими качествами должен обладать хороший
детектив? (Иметь зоркий глаз; уметь
слушать и слышать; быть внимательным, уметь
собирать информацию.)
II. Сообщение темы и целей занятия
– В наше детективное агентство вчера поступило
срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим
сообщением на карточке. (Одному из детей
выдаётся карточка, он читает сообщение:
«ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»)
– Детектив Копылов, прочитайте нам это
сообщение.
– Что будем делать? (Собирать информацию).
– Какую задачу мы поставим перед собой? (Узнать,
что это за часть речи и повторить всё, что мы о ней
знаем).
На доске вывешивается карточка:
- Как называется?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
– Но, чтобы определить часть речи, нам нужно составить фоторобот. (Доска: фоторобот. Приложение 1)
III. Актуализация познавательной деятельности учащихся
1. Чистописание
– Итак, уважаемые детективы, откройте свои
ежедневники и отметьте какой сегодня день. (Запись
числа и классной работы).
– Какой вчера был день недели? (Среда)
– Какой звук слышим первым в этом слове? [с].
– Какой буквой обозначаем его на письме? (эс).
– На что она похожа? (На полуовал)
– Пропишите эту букву в своих ежедневниках.
2. Словарная работа
– Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию, которые вы ежедневно повторяете дома. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется одним словом.
- сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)
- животное, верный друг человека (собака);
- самая болтливая птица (сорока);
- шестой день недели (суббота);
- обувь для дождливой погоды (сапоги);
- первый месяц осени (сентябрь);
- сосуд для питья воды (стакан).
– Сверим точность записей друг у друга. (Обмен
тетрадями – взаимопроверка).
– Оцените свою работу, поставив зелёный кружочек
на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто?
или Что?)
– Что называют? (Предметы, явления природы,
события, процесс,действия..).
– Собранная нами информация позволяет сделать
первый вывод. Какой? (Все эти слова являются
именами существительными, отвечают на вопросы
кто?или что?, называют предмет).
На доске под фотороботом вывешивается:
Имя существительное
Предмет кто? что?
3. Синтаксический разбор предложения
– Давайте заглянем в рубрику «Это
интересно». (Доска: «Это интересно»,
картинка с изображением сирени и зайца).
– Детективы Солнцева и Чельдиева подготовили
нам сообщения об этих предметах. (Приложение
3)
Сирень – род кустарников.
Многочисленные сорта сирени обыкновенной с
фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми
крупными соцветиями. В нашей местности сирень
расцветает ранней весной.
Заяц – у него длинные уши,
большие задние лапы и маленький хвостик-комочек.
Есть такая загадка: летом серенький, а зимой
беленький. Это всё про него же, потому что летом
он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой
совсем белый, и только кончики ушей остаются
черными.
– Что это за слова? (Словарные, с
непроверяемой безударной гласной, написание их
надо запомнить.)
– Давайте составим, запишем из данных слов
предложения про сирень и зайца. 1 вариант –
про сирень, 2 вариант – про зайца.
(На доске с обратной стороны записаны предложения.
1 вариант – Весной, пахучая, расцветает,
ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке,
веселились.)
– Разберите эти предложения по членам.
– Детективы Епихина и Королёв выполнят это
ответственное задание индивидуально. Все
остальные работают в своих ежедневниках.
(Учащиеся с обратной стороны доски записывает и разбирают свои предложения.)
Ранней весной расцветает пахучая сирень.
На опушке леса веселились зайчата.
– Какие эти предложения по составу? (простые,
повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной
грамм., основы).
– Сверим свои работы с работами наших
детективов.
– Оцените свою работу. (Дети ставят кружочки у
кого работа выполнена верно)
– Так какими членами предложения может быть имя
существительное? (Подлежащим, дополнением,
обстоятельством. Добавляю к фотороботу
на доску карточки: подлежащее, дополнение,
обстоятельство.)
IV. Работа по теме занятия
1. Работа в четвёрках
– Продолжим наше расследование. Перед вами карточки со словами.
- 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;
- 2 группа детективов – существительные 2 склонения;
- 3 группа детективов – существительные 3 склонения.
(Слова в группах одинаковые: перо, вода,
ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь,
картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
– Давайте вспомним, как определить тип
склонения? Приступайте к выполнению задания.
– Все группы детективов готовы. Сверим
полученные результаты. (по одному от группы
зачитывают слова)
– Делаем вывод следующего расследования, каких
типов бывают склонения?
(Добавляю карточки на доску к фотороботу: 1– склонение,
2 – склонение, 3 – склонение.)
– Оцените свою работу. (Плюсики на полях)
V. Физкультминутка
– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный
детектив».
(Дети изображают животных).
– Зайчики! (Скачут)
– Раки! (Пятятся назад)
– Лошадки! (Топают ногами)
– Птицы! (Машут руками)
– Цапли! (Стоят на одной ноге)
– Человек! (Садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? (Имена
существительные)
– На какие вопросы они отвечают? (Кто?)
– Какого они числа? (Множественного).
2. Работа по выбору
– Уважаемые детективы, наступил момент
выполнить работу, которая требует ваших
профессиональных качеств: внимание, память,
логическое мышление.
– На партах у вас лежат карточки с заданиями:
Карточка с красным кружком: выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.
Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. . (подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., В. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)
Карточка с зелёным кружком: списать существительные, определить тип склонения.
Листок, от ветки, бурей, до моря, мышь, корабль.
– Поднимите руку, кто выполнял красную
карточку. Проверим это задание. Все детективы
независимо от выполнения ими разных заданий
участвуют в проверке красной карточки. (Один
учащийся зачитывает выполненное задание.
Проводится проверка по остальным карточкам.)
– Оцените свою работу. (Кружочки на полях)
– Итак, какой сделаем следующий вывод из
проделанной работы?
- Имена существительные изменяются по числам, падежам. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: число, падеж.)
- Имена существительные бывают трёх родов. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: м.р., ж.р., с.р.)
3. Коллективная работа
– Как детективы вы хорошо сработали в группах
(по рядам) и самостоятельно, а теперь выполним
работу, в которой примут участие все детективы.
– Какое слово часто звучит на сегодняшнем
занятии? (Детектив)
– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем
морфологический разбор (разбор имени сущ., как
части речи) при помощи наших
карточек-алгоритмов.
Детектив – сущ.
- Н. ф. – детектив;
- Постоянные признаки: нариц., одушев., м. р.,2 скл.;
- Непостоянные признаки: ед. ч., И. п.
– Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)
VI. Физкультминутка для глаз
– Работа детектива связана с большим напряжением для глаз. Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (Зарядка для глаз)
4. Работа с учебником
– Материал, с которым я предлагаю, сейчас
поработать вы найдёте в учебниках по
детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.
– Прочитайте текст. Что это за текст? (Это
стихотворение).
– Как правильно оформляется стихотворная форма
на письме? (Каждая строка пишется с большой
буквы и с новой строки.)
– Спишите текст, подчеркните в нём имена
существительные.
– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
– Какой частью речи они являются? По каким
признакам, вы это определили? (Обращаюсь к
фотороботу)
– Оцените свою работу. (Плюсик на полях)
5. Тестирование
– Подведём итог нашего детективного
расследования. Перед вами тест. Прочитайте и
выберите правильный ответ.
– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я
проверю сама.
Тест (Приложение 4)
1. Имя существительное – это …
а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.
2. Имя существительное отвечает на вопросы
а) кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.
3. Склонение – это:
а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.
4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложныйкем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?
V. Итог урока
– Сегодняшнее наше расследование подходит к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение.
Доска: фоторобот.
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?
- обозначает предмет(живые существа, явления природы, события: война, процесс, действия: стрельба, бег.)
- Имя существительное изменяется по числам и падежам.
- Имя существительное бывает трёх родов: м.р., ж.р., с.р.
- Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
- В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.
– Молодцы, вы сегодня хорошо справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.
VI. Самооценка
– Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за урок. (Учащиеся, которые набрали пять плюсиков, сигналят зелёными карточками.)
VII. Домашнее задание
– Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.
- 1 группа детективов получает задание просклонять слово «смекалка», так как они сегодня показали очень хорошие знания в детективном расследовании.
- 2 группа детективов склоняют существительное «память», чтобы помнить, что хороший детектив должен постоянно тренировать свою память.
- 3 группа детективов склоняет слово «мышление», для развития своего логического мышления.