Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Цели:   

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном;
  • содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;
  • закрепить умение определять род, склонение, падеж имён существительных.

Задачи:

  • развивать мышление, память, внимание, культуру речи  учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру  поведения;
  • развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.

Оборудование: тесты, учебники, сигнальные карточки, тетради, карточки с заданиями (Приложение 2), алгоритм разбора части речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация занятия

– Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наша классная комната будет называться «Детективное агентство». (Карточка на доске: «Детективное агентство»).
– Кто такой детектив? (Выслушиваются ответы детей, прикрепляется на доску  карточка: Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.)
– Какими качествами должен обладать хороший детектив? (Иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным, уметь собирать информацию.)

II. Сообщение темы и целей занятия

– В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке. (Одному из детей выдаётся карточка, он читает сообщение: «ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»)
– Детектив Копылов, прочитайте нам это сообщение.
– Что будем делать? (Собирать информацию).
– Какую задачу мы поставим перед собой? (Узнать, что это за часть речи и повторить всё, что мы о ней знаем).

На доске вывешивается карточка:

  • Как называется?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?

–  Но, чтобы определить часть речи, нам нужно составить фоторобот.  (Доска: фоторобот. Приложение 1)

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся

1. Чистописание

– Итак, уважаемые детективы, откройте свои ежедневники и отметьте какой сегодня день. (Запись числа и классной работы).
– Какой вчера был день недели? (Среда)
– Какой звук слышим первым в этом слове? [с].
– Какой буквой обозначаем его на письме? (эс).
– На что она похожа? (На полуовал)
– Пропишите эту букву в своих ежедневниках.

2. Словарная работа

– Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию, которые вы ежедневно повторяете дома. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется одним словом.

  • сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)
  • животное, верный друг человека (собака);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • шестой день недели (суббота);
  • обувь для дождливой погоды (сапоги);
  • первый месяц осени (сентябрь);
  • сосуд для питья воды (стакан).

– Сверим точность записей друг у друга.  (Обмен тетрадями  – взаимопроверка).
– Оцените свою работу, поставив зелёный кружочек на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто? или Что?)
– Что называют? (Предметы, явления природы, события, процесс,действия..).
– Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто?или что?, называют предмет).

На доске под фотороботом вывешивается:

Имя существительное
Предмет кто? что?

3. Синтаксический разбор предложения

– Давайте заглянем в рубрику «Это интересно». (Доска: «Это интересно», картинка с изображением сирени и зайца).
– Детективы Солнцева и Чельдиева подготовили нам сообщения об этих предметах. (Приложение 3)

Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.
Заяц  – у него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Есть такая загадка: летом серенький, а зимой беленький. Это всё про него же, потому что летом он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

 – Что это за слова? (Словарные, с непроверяемой безударной гласной, написание их надо запомнить.)
– Давайте составим, запишем из данных слов  предложения про сирень и зайца. 1 вариант  – про сирень, 2 вариант  – про зайца.

(На доске с обратной стороны записаны предложения.

1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились.)

 – Разберите эти предложения по членам.
– Детективы Епихина и Королёв выполнят это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.

(Учащиеся с обратной стороны доски записывает и разбирают свои предложения.)

Ранней весной расцветает пахучая сирень.
На опушке леса веселились зайчата.

 – Какие эти предложения по составу? (простые, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).
– Сверим свои работы с работами наших детективов.
– Оцените свою работу. (Дети ставят кружочки у кого работа выполнена верно)
– Так какими членами предложения может быть имя существительное? (Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу на доску карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

IV. Работа по теме занятия

1. Работа в четвёрках

– Продолжим наше расследование. Перед вами карточки со словами.

  • 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;
  • 2 группа детективов – существительные 2 склонения;
  • 3 группа детективов – существительные 3 склонения.

 (Слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
– Давайте вспомним, как определить тип склонения? Приступайте к выполнению задания.
– Все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова)
– Делаем вывод следующего расследования, каких типов бывают склонения?
(Добавляю карточки на доску к фотороботу: 1склонение, 2 склонение, 3 склонение.)
– Оцените свою работу. (Плюсики на полях)

V. Физкультминутка

– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный детектив».
(Дети изображают животных).
– Зайчики! (Скачут)
– Раки! (Пятятся назад)
– Лошадки! (Топают ногами)
– Птицы! (Машут руками)
– Цапли! (Стоят на одной ноге)
– Человек! (Садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? (Имена существительные)
– На какие вопросы они отвечают? (Кто?)
– Какого они числа? (Множественного).

2. Работа по выбору

– Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.
– На партах у вас лежат карточки с заданиями:

Карточка с красным кружком: выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.

Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. .  (подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., В. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)

Карточка с зелёным кружком: списать существительные, определить тип склонения.

Листок, от ветки, бурей,  до моря, мышь, корабль.

– Поднимите руку, кто выполнял красную карточку. Проверим это задание. Все детективы независимо от выполнения ими разных заданий участвуют в проверке красной карточки. (Один учащийся зачитывает выполненное задание. Проводится проверка по остальным карточкам.)
– Оцените свою работу. (Кружочки на полях)
– Итак, какой сделаем следующий вывод из проделанной работы?

  • Имена существительные изменяются по числам, падежам. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: число, падеж.)
  • Имена существительные бывают трёх родов. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: м.р., ж.р., с.р.)

3. Коллективная работа

– Как детективы вы хорошо сработали в группах (по рядам) и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.
– Какое слово часто звучит на сегодняшнем занятии? (Детектив)  
– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор (разбор имени сущ., как части речи) при помощи наших карточек-алгоритмов. 

Детектив – сущ.

  1. Н. ф. – детектив;
  2. Постоянные признаки: нариц., одушев., м. р.,2 скл.;
  3. Непостоянные признаки: ед. ч., И. п.

– Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)

VI. Физкультминутка для глаз

– Работа детектива связана с большим напряжением для глаз. Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (Зарядка для глаз)

4. Работа с учебником

– Материал, с которым я предлагаю, сейчас поработать вы найдёте в учебниках по детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.
– Прочитайте текст. Что это за текст? (Это стихотворение).
– Как правильно оформляется стихотворная форма на письме? (Каждая строка пишется с большой буквы и с новой строки.)
– Спишите текст, подчеркните в нём имена существительные.
– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? (Обращаюсь к фотороботу)
– Оцените свою работу. (Плюсик на полях)

5. Тестирование

– Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.
– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.

Тест (Приложение 4)

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а)  кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.

3. Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.

4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
кем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?

V. Итог урока

– Сегодняшнее наше расследование подходит к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение. 

Доска: фоторобот.

  • Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?  
  • обозначает предмет(живые существа, явления природы, события: война, процесс, действия: стрельба, бег.)
  • Имя существительное изменяется по числам и падежам.
  • Имя существительное бывает трёх родов: м.р.,  ж.р., с.р.
  • Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
  • В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

– Молодцы, вы сегодня хорошо справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.

VI. Самооценка

– Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за урок. (Учащиеся, которые набрали пять плюсиков, сигналят зелёными карточками.)

VII. Домашнее задание

– Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.

  • 1 группа детективов получает задание просклонять слово «смекалка», так как они сегодня показали очень хорошие знания в детективном расследовании.
  • 2 группа детективов склоняют существительное «память», чтобы помнить, что хороший детектив должен постоянно тренировать свою память.
  • 3 группа детективов склоняет слово «мышление», для развития своего логического мышления.