Цели:
- Создать условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемого материала.
- Подвести детей к самостоятельному нахождению площади прямоугольного треугольника, углубить математические знания.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление.
- Воспитывать чувства взаимопомощи.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Приложение 1)
Цель: настроить на урок.
2. Самоопределение к учебной деятельности (Приложение 2)
Цели:
- обеспечить мотивацию к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
- определить содержательные рамки урока: геометрический материал.
– Прочитайте высказывание, записанное на доске: (на интерактивной доске, большая доска закрыта.) Слайд № 1.
«Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий»
М. В. Ломоносов.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Как вы думаете, как это высказывание связано с
нашим уроком? (На уроке пойдет речь о
геометрических фигурах).
– Да, геометрия является нашим помощником в
тренировке ума, помогает правильно мыслить и
рассуждать. И вы правы, сегодня на уроке мы будем
работать с геометрическим материалом. И сегодня
урок открытия нового знания. Давайте поговорим о
плане такого урока. (План будет на доске в течение
всего урока).
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Цели:
- Актуализировать знания о прямоугольнике и прямоугольном треугольнике.
- Зафиксировать общее затруднение в выполнении учащимися индивидуального задания на нахождение площади прямоугольного треугольника.
– Давайте вспомним, с какими фигурами работали на прошлом уроке. (Прямоугольником и треугольниками)
Аукцион. Продаю за пятёрку прямоугольник, тому, кто последним назовёт любое сведение об этой фигуре. По окончании на доске прямоугольник и к нему вывешиваю формулу площади.
S = ab |
Соотнесение задания с ответом. Слайд №2 (работа на интерактивной доске перетаскиваем карточки)
а) Формула площади прямоугольника
б) Правило нахождения площади прямоугольника
в) Какой ответ лишний?
г) Найти S пр. со сторонами 3 см и 4 см;
д) Найти S пр, если а = 20см, в = от а.
– В каких единицах выражается S? Какие фигуры
называем равными?
– Какие виды треугольников вы знаете?
Аукцион. Продаю за пятёрку прямоугольный треугольник. По окончании на доске прямоугольный треугольник и к нему не вывешиваю формулу площади (пустая), а в конце урока перевернём и там будет формула.
Расставьте названия сторон в прямоугольном треугольнике. Слайд № 3.
– Повторили, а теперь задача: Найти S фигуры.
Площадь прямоугольника находят, а треугольника не знают, потому сейчас задачу решить не могут. Но мы к ней ещё вернёмся.
Проблема
4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цели:
- организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
- организовать согласование и фиксацию в речи цели и темы урока.
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
– Из каких фигур состоит эта фигура? Давайте
исходить из того, что мы уже знаем и умеем.
Площадь, какой фигуры мы умеем находить? А какой
нет?
– Какую задачу мы решаем? (Ищем площадь
прямоугольного треугольника).
– Чем эта задача отличается от предыдущей? (Мы
искали площадь прямоугольника).
– Чем пользовались при решении задачи на
нахождение площади прямоугольника? (Формулой)
– А есть у нас формула для нахождения площади
прямоугольного треугольника? (Нет).
– Какова же наша цель? (Узнать способ
нахождения площади прямоугольного треугольника.
Вывести формулу прямоугольного треугольника).
– Как бы вы сформулировали тему урока? (Площадь
прямоугольного треугольника).
Запись на доске.
5. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- вывести формулу площади прямоугольного треугольника, сформировать способность к её использованию при решении практических задач.
- наметить совместно план действий.
– Будем выполнять практическая работу, выполняя которую сформулируем правило нахождения площади прямоугольного треугольника и выведем формулу.
6. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Практическая работа.
– Давайте исходить из того, что мы уже знаем и
умеем.
– Выберите из набора прямоугольных
треугольников равные красный (1 вариант) и жёлтый
(2 вариант).
– Сложите, так, чтобы получить прямоугольник,
измерьте его смежные стороны.
– Найдите, чему равна площадь данного
прямоугольника, запишите. (4см * 5см = 20см2)
и (3см * 6см = 18см2) Слайд № 4
– А теперь найдите, чему равна площадь каждого из
прямоугольных треугольников? (Половине
площади прямоугольника).
– Как узнали? (20 : 2 = 10см2 и 9 см2)
– Мы достигли цели урока? (Нет, мы просто
пришли к важным выводам).
– Каким? (Площадь прямоугольного треугольника
в 2 раза меньше площади прямоугольника.)
(Открытие!)
– Значит, чему будет равна площадь
прямоугольного треугольника? (Половине
площади прямоугольника).
Sтр.= половине S прямоугольника
– Переведите это высказывание на язык математики – язык букв и цифр, запишите в виде формулы. Что получилось? (Sтр.= Sпр. : 2; Sтр.= a . b : 2)
Открытие!
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать способ вычисления площади прямоугольного треугольника в громкой речи.
1. Работа с текстом учебника
– А теперь ещё раз переведите полученную
формулу на разговорный язык. (Площадь
прямоугольного треугольника равна половине
произведения его сторон.)
– Как проверить, правы ли мы?
– Откройте учебник на с. 95 и прочтите текст,
выделенный в рамке.
– Наши предположения верны? Формулировки ничем
не отличаются? (Да, но есть отличие).
– В чем отличие? (Половина произведения
сторон, половина произведения катетов.)
– Это имеет значение? Почему? (Чтобы не взять
диагональ.)
2. Итак, чему же равна площадь прямоугольного треугольника? Можем мы теперь решить задачу? Найдите теперь уже по формуле Sтр.= a . b : 2 площадь треугольника. Сравните результаты.
3. Решение задачи.
Анализ и решение задачи начала урока: 12см2 + 6см2 = 18см2
– Молодцы!
6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Цели:
- организовать деятельность обучающихся по решению задач, включающих в себя нахождение площади прямоугольного треугольника.
- проверить своё умение применять формулу площади прямоугольного треугольника в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Тест с проверкой по эталону «Проверь себя»
1. Площадь прямоугольного треугольника равна:
А) произведению длин его катетов
Б) половине произведения длин его катетов
В) половине произведения длин двух его сторон
2. Площадь прямоугольного треугольника равна:
А) произведению длин его катетов
Б) половине произведения длин его катетов
В) половине произведения длин двух его сторон
3. Формула площади прямоугольного треугольника:
А) S = a · b, Б) S = a · b : 2. В) S = a + b + с.
4. Найти площадь прямоугольного треугольника с катетами 8 дм и 6 дм:
А) 24дм, Б) 48дм2, В) 24дм2.
5. Найти площадь прямоугольного треугольника со сторонами на рисунке
А) 10м2, Б) 6м2, В) 12м2.
6. Выражение 5 · 5 · 5 означает:
А) 52, Б) 32, В) 5 · 3.
Эталон для самопроверки на доске.
– У кого всё правильно?
– У кого есть ошибки?
– В чём причина?
(Пробуют сформулировать причины своих ошибок)
Самооценка
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и выставляют отметки
Ф.И. | ||
Самооценка | Одноклассник | Учитель |
комментарии
|
комментарии
|
комментарии
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: способ вычисления площади прямоугольного треугольника;
- инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей собственной деятельности на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
– Подведем итог нашего урока. Мы сегодня
работали с геометрическим материалом. В каком
задании было затруднение? (В
решении задач на нахождение площади
прямоугольного треугольника.)
– Почему оно возникло? (Не знали способ
нахождения площади прямоугольного
треугольника.)
– Какие цели мы ставили перед собой? (Научиться
решать задачи на нахождение площади
прямоугольного треугольника.)
– Достигли мы этой цели? (Да.)
– Каким способом мы отыскали новое правило? (Работали
с моделью прямоугольника, с её помощью увидели,
что прямоугольный треугольник является
половиной прямоугольника.)
– Как найти площадь прямоугольного
треугольника? (Площадь прямоугольного
треугольника равна половине произведения его
катетов.)
– У кого были затруднения? Смогли вы справиться с
трудностями?
– Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы.
– Мы сегодня вывели формулу прямоугольного
треугольника, а на следующем уроке попробуем
вывести и для остальных.
– На столе у каждого из вас лежит лист
“Самооценка деятельности” ” (поставьте + в
одной из клеток «да» «нет» «не всегда» в каждой
строк).
Ф.И. | Да |
Нет |
Не уверен |
||||
№ п/п | Утверждение |
в начале урока | в конце урока | в начале урока | в конце урока | в начале урока | в конце урока |
1 | Я знаю определение прямоугольного треугольника. | ||||||
2 | Я знаю формулу нахождения площади прямоугольного треугольника | ||||||
3 | Я знаю правило нахождения площади прямоугольного треугольника | ||||||
4 | Я умею находить площадь прямоугольного треугольника. | ||||||
5 | Я умею решать задачи на нахождение площади прямоугольного треугольника. | ||||||
6 | Я умею находить площадь любого треугольника |
Домашнее задание.
Необходимое: теория стр.162 № 13(в)
№15(б) № 16.
Творческое: составить наглядное пособие по
теме: «Площадь прямоугольного треугольника»,
написать стихотворение, сказку.