Цели: познакомить с понятием «обязанности», актуализировать желание знать и выполнять свои обязанности, закреплять умения пользоваться изученными приемами обобщения информации на макбуке.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания, слушать собеседника и вести диалог; будут стремиться к самостоятельности и ответственности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие. Добрый день, ребята! Сегодня начало нашего занятия будет необычным, так как к нам пришли гости из сказки, и хотят нам что-то рассказать. Пожалуйста, ребята, выходите!
2. Инсценировка отрывка из сказки «Теремок» с участием мышки, лягушки, зайки, лисы и волка. Персонажи сказки рассказывают о том, какие обязанности они выполняют в домике, в котором они живут.
II. Актуализация знаний
1. Работа с интерактивной доской. Учитель закрепляет обязанности зверей, дети подсказывают, какие обязанности каждый из персонажей выполняют в своем теремке.
2. Беседа о семье. (Обращаясь к персонажам сказки): Ребята, эти звери жили вместе, а их можно назвать семьей? А что такое семья? Из кого она состоит? Кого можно назвать семьей? А какая бывает семья? В семье людей связывают родственные и кровные отношения (узы – узелки). Родственные отношения бывают между мужем и женой, и между родственниками мужа и жены (тети, дяди и их дети), а кровные отношения бывают между детьми их родителями, бабушками и дедушками. Поэтому, все, что родители заработают за свою жизнь они передают своим потомкам, своим детям. А дети должны преумножать это богатство и передавать в будущем своим детям. Эти достижения называются наследством. (от слова следующий-наследующий)
3. Работа по теме урока. Знакомство с понятием «Обязанности» Обращение к героям сказки на интерактивной доске: А что же объединяет зверей в этой сказке? Скажите, а звери жили дружно? Кто у них работал, а кто отдыхал? Как же им удавалось жить вместе и жить дружно, не ссорясь?
4. Знакомство с понятием «Обязанности» из словаря Ожегова
5. Ассоциации «Обязанности»
– А какие сказки вы еще знаете, где все вмести жили и каждый выполнял свои обязанности? («Кот, лиса и петух», «Маша и медведь», «Белоснежка и 7 гномов» или «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Пузырь, соломинка и лапоть» и тд.
III. Индивидуальная работа детей на макбуках
– Ребята, а как у вас, в вашей семье? Ведь в каждой семье все по-разному. (Как?) Перед вами задание: соедините картинки, на которых изображены мама, папа, бабушка, дедушка, с обязанностями так, как это выполняется в вашей семье.
IV. Физкультминутка
Ролевая гимнастика
Под легкую музыку по команде по кругу дети бегут на носочках, как мышки; прыгают как лягушки (вприсядку); подпрыгивают как зайки (вполуприсяде и лапы над головой), идут, как хитрые лисички нацыпочках, идут, как волки осторожно и важно; в конце идут спокойно, как ученики на свои места.
– Ребята, а что будет, если кто-нибудь не захочет выполнять свои обязанности в семье? Ответы детей.
V. Чтение рассказа
Вопросы по рассказу.
VI. Рефлексия
– Давайте же еще раз поговорим о том, какие же обязанности вы иметь в семье?
Закрепляющее упражнение «Закончи предложение»:
- Дома я должен…
- Дома я обязан…
Ответы детей.
VII. Самооценка
– Ребята, вот мы и озвучили ваши основные
обязанности дома. А как называют человека,
который сам, без напоминаний выполняет свои
обязанности? (Самостоятельный)
– А кто уже считает себя самостоятельным?
(Самооценка)
– А вы хотели бы в будущем стать
самостоятельными людьми?
– С помощью нашей техники(?) мы сегодня на уроке смогли создать «Памятка домашних обязанностей или как стать самостоятельным». Вы ее прикрепите над своим столом, и старайтесь выполнять свои обязанности, а наша памятка будет вам напоминать об этом. Пройдет месяц, и мы обязательно узнаем, кто уже хорошо научился выполнять свои обязанности. А как мы это узнаем? (Из ответов детей и интервью родителей)
VIII. Итог урока
Приложение 1
Рассказ из книги О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», М. 2006. Стр286
Однажды Ваня Гаврилов разозлился на весь белый
свет. Все заставляют его что-то делать. В школе –
нужно учиться, сидеть смирно, не драться, не
толкаться, не плеваться, – всего не упомнишь.
Дома – опять: учи уроки, делай уборку, посуду за
собой мой. К бабушке в выходные поедешь – и она
туда же: «Повтор английский! Почитай книжку!,
Совсем ты , Ванечка, мало читаешь, один компьютер
у тебя в голове…»
«Все! Надоело! Вечно я должен что-то делать! Не
буду», – твердо решил Иван Гавриков, лег на диван
и принялся разглядывать узор на обоях и
ползающую муху на потолке. «Вот мухе хорошо, –
подумал он, – никто ее не заставляет ничего
делать!» Долго он смотрел на муху, а потом уснул.
Сон ему приснился очень нравоучительный. Будто
мама лежит на кровати и спит, папа в кресле
газету читает, а бабушка по телевизору сериалы
смотрит. Каждый своим делом занимается, а Ване
уже есть хочется. А холодильник пустой. Папа
денег не заработал – не захотел на работу ходить.
Мама из остатков продуктов даже каши не сварила
– ей спать хотелось. А бабушка Ивановы штаны не
заштопала, а в пустом холодильнике не было
еды.
Подошел Ваня к маме и папе и попросил дать ему
что-нибудь поесть. А ему в ответ: «Мы ничего не
хотим делать!»
Сел Ваня на холодный пол и зарыдал – так ему есть
хотелось. Ну, а как же теперь быть?
Так прошел первый день, второй день, а на третий
день Ваня нашел в шкафчике сухарик и начал его
грызть. Да еще и с кошкой Жмуркой поделился.
Увидела это мама и пожалела Ваню, пошла варить
кашу. Папа на работу собрался, а бабушка взяла
штопальную иглу и надела очки.
И тут понял Иван Гавриков, что каждый должен
что-то делать в меру своих сил и обязанностей,
иначе жизнь станет совсем плохая и никчемная. Все
в хаос превратится.
Открыл Ваня Гавриков глаза, посмотрел на муху и
сказал: «Эх, муха, муха. Не хочу я ничего не делать
и быть как ты. И я сам себя буду заставлять все
делать, не мама, не бабушка, а я сам! Я же человек!»
так сказал Иван…и потянулся за учебником.
Медленно потянулся, неохотно. Потому что
довольно это трудно – самому заставлять себя
что-то делать. А нужно!