Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся выяснить в сказке «Снегурочка» тайны далёкого прошлого, в которые верил наш народ.
Задачи предметные:
- познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках, мифах, легендах;
- показать целостность художественного образа Снегурочки и его общую природу в русской народной сказке.
Метапредметные задачи:
- Личностные: способствовать созданию положительной мотивации для исследования жизненных ценностей русского народа в сказке; воспитание в учащихся толерантности.
- Регулятивные: создавать условия для принятия учащимися цели и задач урока, для планирования и оценки своих действий.
- Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать жизненные ценности русского народа в сказке, поступки её героев.
- Коммуникативные: создавать условия для организованного выполнения совместной работы в парах, группах, для эффективного сотрудничества как с учителей, так и со сверстниками.
Оборудование урока: презентация по теме урока; словари; карточки для составления кластера для работы в парах, листы с викториной по сказкам, с тестами; карточки – задания для групповой работы; слайды для диафильма по сказке, картинки лесных цветов, русских праздников и обрядов; пособие «Радуга настроений» и «Телеграммы сказочной героине» для рефлексии; учебник «Литературное чтение», 2 класса (2 часть) Свиридовой В.Ю.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой учащихся.
1. Учитель читает стихотворение Н.Рыленкова (Приложение 1, слайд 2).
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега!
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
2. Рассказ учащихся о своём настроении в это зимнее утро
II. Проверка домашнего задания
1. Викторина «Отгадай загадку»
Учитель просит учащихся соединить отрывки из сказок с их названиями.
Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз – Багровый нос! Как бы нам позабавиться – людей поморозить?» |
«Снегурочка» |
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра, и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку… |
«Заюшкина избушка» |
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре. |
«Два мороза» |
Кай посинел и почти почернел от холода, но не замечал этого, — ведь его сердце давно превратилось в кусок льда. |
«По щучьему веленью» |
Пришло лето, у лисы избушка растаяла.
Лиса и просится к зайцу: |
«Морозко» |
А как вылепил он губки,– зарозовели они, улыбнулись. Пошевелила кукла плечиками, ручками, ножками задвигала… |
«Снежная королева» |
Оцени товарища: Нет ошибок – ты отлично знаешь сказки; |
|
2. Проверка самостоятельной работы в парах по презентации к уроку (слайд 3).
3. Определение жанра сказок: учащиеся подчеркивают названия русских народных сказок.
4. Обсуждение учащимися тематики всех зимних сказок и выделение «лишней» сказки Снежная королева» Г.Андерсена.
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах. Составление кластера
«Особенности русской народной сказки
«Снегурочка».
Карточки для кластера: зачин, концовка, повторы,
русские песни, поговорки, загадки, использование
славянского мифа, русские выражения, магические
числа.
2. Выделение «лишних» карточек в кластере: повторы, русские песни, загадки, пословицы, магические числа
IV. Сообщение темы и цели урока
1. Сообщение темы урока учителем (слайд 4).
2. Обсуждение задач урока учащимися по опорным словосочетаниям (слайд 5).
- будем учиться…
- можем узнать…
- определим, что…
- докажем, что…
3. Обобщение учителем цели урока: выяснить в сказке тайны далёкого прошлого, в которые верил наш народ (слайд 6).
V. Работа над темой урока
1. Рассказ учащихся об основе создания русским народом сказки «Снегурочка» (по материалам прошлого урока и слайдам 8-9):
Дети: Славяне верили, что жизнь
на земле, которую они называли мать – сыра-земля,
возникла благодаря богу Яру.
– Снегурочку оживило Солнце – Ярило. Оно же её и
погубило. Снегурочка – дочка Весны и Деда
Мороза.
2. Тест для проверки понимания содержания сказки (слайд 7). Самостоятельная работа.
1) Почему Марья и Иван вышли лепить бабу из снега?
а) потому что они хотели помочь ребятишкам;
б) день выдался славный;
в) давно не занимались этим делом.
2) С какими словами бросилась Марья в избу?
а) Доченька – то ожила!
б) Ах, чудо то какое!
в) Доченька моя желанная!
3) Какой девочкой выросла Снегурочка?
а) глаза голубые, коса русая ниже пояса, губки алые;
б) из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена;
в) кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки.
4) Когда радовалась печальная Снегурочка?
а) тихими вечерами, когда пелись песни;
б) днём в лесу с подружками;
в) когда набегут тёмные тучи.
5) В какой русский праздник позвали подружки Снегурочку в рощу?
а) в Перунов день;
б) в праздник Ивана Купалы;
в) в день снопа Велеса
6) Почему растаяла Снегурочка?
а) она была из снега, а снег боится огня;
б) она обиделась на Марью и Ивана;
в) она хотела превратится в студёный ручеёк.
Оцени себя:
Нет ошибок – ты отлично знаешь сказки;
1-2 ошибки – будь внимательнее при чтении сказок;
3-4 ошибки – сказка ложь, да в ней намёк…
2. Проверка и оценивание своей работы (слайд 7).
Ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – а.
3. Лексическая работа с литературными терминами «миф», «легенда», «обряды». Работа в мини-группах (слайд 10).
1 группа объясняет литературный
термин «миф»;
2 группа объясняет литературный термин
«легенда»;
3 группа объясняет литературный термин
«обряды».
4. Анализ сказки по вопросам. Работа в мини-группах.
Задания группам:
1 группа отвечает на вопрос: почему
именно Ивану и Марье была дарована Снегурочка?
Расскажите и прочитайте в учебнике.
2 группа отвечает на вопрос: в чём
особенность внешности Снегурочки и в чём её
необычность? Расскажите и прочитайте в учебнике
3 группаотвечает на вопрос: о каком
летнем празднике говорится в этой сказке?
Прочитайте.
VI. Обобщение о происхождении сказки «Снегурочка»
1. Сравнение литературных терминов «миф», «легенда» и «обряд».
- Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире.
- Легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы. Легенды появились позже, чем мифы.
- Обряд – обычай или ритуал, как действия, могут быть показаны и в мифах, в легендах
2. Продолжение анализа сказки в группах
Задания группам:
1 группе:
1) найти и прочитать легенду в сказке;
2) рассказать, как появилось название русского
цветка из этой легенды;
3) найти картинку среди 5-ти картинок с этим
цветком.
2 группе:
1) составить диафильм из картинок по сказке;
2) «оживить» свой диафильм краткими титрами.
3 группе:
1) расскажите об обрядах летнего
праздника, который описывается в этой сказке.
2) Какой это праздник? Расскажите, что вы о нём
знаете?
3) Отберите картинки с этим праздником.
3. Презентация групп.
VII. Рекомендации для домашнего задания
1. Придумать продолжение сказки с
использованием русских обрядов и традиций.
2. Нарисовать полюбившихся героев сказки.
3. Сочинить свою легенду о цветке мать – мачеха.
VIII. Итог урока
Написание телеграмм Снегурочке с помощью речевых клеше:
- Спасибо, Снегурочка, за …
- Мне эта героиня понравилась …
- Эта сказка научила меня …
Телеграммы Снегурочке
1) Спасибо, Снегурочка, за твою
красоту, доброту, нежность и скромность.
2) Мне эта героиня понравилась своей
загадочностью, скромностью. Я запомню её образ
надолго. Очень жаль, что сказка заканчивается
грустно. Я обязательно придумаю дома счастливый
конец.
3) Эта сказка научила меня быть внимательнее к
своим родителям и близким людям. Надо беречь друг
друга и создавать уют дома в своей семье.
4) Эта сказка удивила меня. Ведь её основа –
славянский миф. Я об этом не знала. Меня
заинтересовали славянские обряды и традиции.