Технологическая карта урока математики по теме "Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель темы Рассмотреть способ действия (вычислительный приём) при сложении двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Развивать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать математические выражения, рассуждать, использовать различные модели для обоснования истинности суждений.
Задачи урока: Открыть  приемы сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, правила нахождения неизвестных компонентов действий.
Осмысление  письменных приёмов сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, осуществлять самопроверку при выполнении работы, находить и исправлять ошибки.
Планируемые результаты: Личностные: формирование положительного отношения к школе (к процессу познания), способностей к организации своей деятельности и к преодолению трудностей; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность;  умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные: строить сообщения в устной форме; приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать, использовать речь для регуляции своих действий; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебное пособие: Н.Б. Истомина «Математика» 2 класс: учебник. В 2-х ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. (Задания №288 – 292)
Ресурсы: Основные: компьютерный класс; электронная версия тестовых заданий. Программа СооI–Теst (на сайте издательст­ва «Ассоциация XXI век»).
Дополнительные: песня «Сказки»; изображения героев сказки; настоящие конфеты, большая свеча, большая картина сказочного дворца.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Литература

Творчество учителя

Технология проведения Деятельность учителя Деятельность  ученика Формируемые УУД
I этап. Организационный момент

Цель: эмоциональный настрой, создание ситуации взаимодействия.

Звучит песня «Сказки»

В мире много сказок, грустных и смешных.
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.

  Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД

– Почему звучит песня «Сказки»? – Сегодня урок-сказка.
– А как же начать сказку? Было или не было – не ведаем. А только рассказывают, что жил на свете Иван-удалец, добрый молодец. Ходил по земле и всякий люд из беды выручал.
Однажды шел он, шел и зашел во владения царя Ора. Идет по селам, а там ни одной души, словно вымерли, – ни детского смеха, ни звонких песен не слыхать. Встретил он дряхлого старика в одном селе. Старик весь от старости согнулся, в бороде паутина  запуталась.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.

– Эй, дедушка, – кричит Иван, что у вас народу не видать? Аль беда какая? Сразу видно, что ты не здешний, а то знал бы, что вот уже год, как умирают наши люди от жестокой неведомой болезни, какую наслал на нас царь Змей.
– Сколько месяцев в году?
– С какого месяца начинается год?
– В году 12 месяцев.
– Год начинается с января.
  – О! – говорит Иван, –  надо помочь делу.
Царь Ор тоже при смерти, дочь его единственная вот уже три дня как в сознании не приходит. А как, дедушка, попасть к царю Змею? Хочу поговорить я с ним.
II этап. Вызов. Актуализация опорных знаний

Направлен  на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивации к дальнейшей работе.

А вот эта тропинка и приведет тебя ко дворцу Змея.   Проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).
– Какими надо быть на уроке? – Внимательными, умными, старательными, сообразительными. Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Уж больно хитер Змей. «Спасибо, дедушка, – сказал Иван, поправил на поясе меч отцовский и зашагал по тропинке.
А на  тропинке написаны выражения.
– Объясните, как получены выражения, записанные справа.

38 + 2 + 7 = 38 + 9
76 + 4 + 3 = 76 + 7
84 + 6 + 3 = 76 + 9

 
Шёл Иван день, ночь.
– А день и ночь что это?
– Сутки.
А на рассвете третьего дня видит – заколдованный дворец. Стукнул палицей и сказали ворота человеческим голосом « Откройте замки ключами» Можно ли утверждать, что значения выражений на ключе и замке совпадают?

на замке: 36 + 6 
на ключе: 36 + 4 + 2

на замке: 29 + 7  
на ключе: 29 + 1 + 6 

 на замке: 46 + 9
на ключе: 46 + 4 + 5

на замке: 57 + 8 
на ключе: 57 + 3 + 5

Сначала в «наступление» идут те, кто может сосчитать результат.

– Можно   ответить на вопрос, не находя  значения выражений? Дети «изучают» выражения.
Ученик: Ведь 4 + 2 – это 6. 3начит, первое выражение можно записать 36 + 4 + 2
– Что можно утверждать? – Что значения выражений в первой паре одинаковы.
– Скажите мне на ушко, о каком свойстве сложения идёт речь? – О сочетательном.
  Упали с ворот запоры и вошел Иван-удалец во дворец.
III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.

Видит: сидит на троне дракон с тремя головами.

Здравствуй, Иван, зачем пожаловал? – А пришел за лекарством от болезни, какую ты напустил на царя Ора и его народ.  Готов я биться с тобой и умом помериться.
– О, это то, что надо – умом помериться. Поглядим, что за ум в такой маленькой голове спрятан. Победишь – дам лекарство, а нет – одним ударом хвоста убью.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте,  обобщать. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Задание дракона: найди значения выражений:

58 + 5    34 + 8    45 + 7
57 + 9    29 + 8    46 + 8

  Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
– Скажите тему урока. – Сложение двузначных и  однозначных чисел с переходом в другой разряд.
– Какую поставите перед собой цель? – Осознать способ действия при сложении двузначных и однозначных с переходом в другой разряд.
IV этап.  Открытие детьми нового знания

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом, фиксацию нового способа действия в речи,
фиксацию нового способа действия в знаках (с  эталона), фиксацию преодоления затруднения, уточнение общего характера нового применения нового способа действий для решения всех заданий знания  типа).

– Какие равенства вы можете использовать из №290 учебника для вычисления значений выражений у дракона. № 290 учебника. Найди значения выражений:

29 + 1 + 8   46 + 4 + 5    58 + 2 + 3
34 + 6 + 1   57 + 3 + 2   45 + 5 + 4
58 + 2 + 7   45 + 5 + 2   29 + 1 + 7
34 + 6 + 2   46 + 4 + 4   57 + 3 + 6

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммукативные: участвовать в коллективном обсуждении различных вопросов, выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения. Слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения. Соблюдать правила культуры общения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации,  применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Работа в группах

1 ряд – 1 группа записывают выражения из первого столбика.
2 ряд – 2 группа записывают выражения из второго столбика №290.
3 ряд – 3 группа работает с выражениями третьего столбика №290.

Например, для вычисления значения выражения 58 + 5 можно воспользоваться выражением 58 + 2 + 3. В нём к58 прибавляется сначала 2, затем 3, всего прибавляется 5
– Почему вы не воспользовались выражением 58 + 2 + 7? – Потому что к 58 прибавляется 2 и 3, то есть 5, не 9
  Далее второклассники самостоятельно записывают в тетрадях пары выражений и находят их значения:
34 + 8 = 42        45 + 7 = 52
34 + 6 + 2 = 42   45 + 5 + 2 = 52
Решил хорошо.
А Змей не угомонится: сделайте вывод.
При сложении двузначного и однозначного чисел мы представили второе слагаемое в виде суммы так, чтобы одно из слагаемых при сложении с первым дополняло его до круглого двузначного числа, а затем прибавили оставшиеся единицы второго слагаемого.
Ещё больше нахмурился Змей. Вот последнее задание:  используйте  другой приём? Учащиеся предлагают другие приёмы для вычисления значения выражений.
– Откройте  учебник и прочитайте диалог Миши и Маши (задание 291). В тетрадях и на доске выполняются записи:

75 + 7                        84 + 9  
75 + 5 + 2 = 82   84 + 6 + 3 = 93
70 + (5 + 7) = 82  80 + (4 + 9) = 93
63 + 8
63 + 7 + 1 = 71
60 + (3 + 8) = 71  и т.д.

– Продолжите  сказку. Твоя взяла, говорит Змей, –  хоть и невелик ум в твоей голове. Дал Ивану коробочку с лекарством и отпустил.
V этап.  Первичное закрепление

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: в парах

Выходит из двора  Марья-Моревна с конфетами.
Предлагает обменять на настоящую конфету, если объясните новый вычислительный приём.
Не переживайте, конфету можно заработать, решив на конфетах-перфокартах
Выражения из №292 учебника написаны на конфетах-картинках, у учителя настоящие конфеты. Личностные результаты: участие в совместной работе, умение обосновать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Физкультминутка Закрыли глазки, открыли глазки, снова закрыли глазки.
Глазки вверх, вниз, влево, вправо.
Закрыли глазки. Темно? Ничего не видно? Стоит злой  коварный колдун.
   
VI этап.  Решение нестандартных задач

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

Успеете выполнить тест, пока свеча не погаснет, пойдете домой, а не успеете всех превращу в камень. Ребята выполняют электронный вариант тестовых заданий, работая на ноутбуках.
Успели выполнить тест.

Вдруг гром да треск, деревья ломаются. Выросла стена – не пробиться злому коварному Колдуну к людям.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;,коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

.

V этап.  Оценочно-рефлексивная деятельность

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований,

– Попытайтесь словами описать, как же нужно действовать при
сложении двузначных и  однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Конечно, высказывания самые разные: дополнить до 10, прибавить сначала столько, чтобы получилось круглое число (один десяток). Надо посмотреть, сколько в разряде единиц, например, если 8, то прибавить 2, а потом прибавить остальное.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка
процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися  того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Цель достигнута? – Осознали вычислительный приём
  А Иван всех людей вылечил и стал жить-поживать с Марьей-Моревной, горя не знать.
– Все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу. И через несколько дней сыграли веселую свадьбу.
Сказка прощается с нами. Пусть добро навеки побеждает зло.