Цель темы | Рассмотреть способ действия (вычислительный приём) при сложении двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Развивать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать математические выражения, рассуждать, использовать различные модели для обоснования истинности суждений. | ||
Задачи урока: | Открыть приемы сложения
двузначных и однозначных чисел с переходом в
другой разряд, правила нахождения неизвестных
компонентов действий. Осмысление письменных приёмов сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, осуществлять самопроверку при выполнении работы, находить и исправлять ошибки. |
||
Планируемые результаты: | Личностные: формирование
положительного отношения к школе (к процессу
познания), способностей к организации своей
деятельности и к преодолению трудностей;
установление связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом. Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные: строить сообщения в устной форме; приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать, использовать речь для регуляции своих действий; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. |
||
Тип урока: | урок изучения нового материала | ||
Учебное пособие: | Н.Б. Истомина «Математика» 2 класс: учебник. В 2-х ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. (Задания №288 – 292) | ||
Ресурсы: | Основные: компьютерный
класс; электронная версия тестовых заданий.
Программа СооI–Теst (на сайте издательства
«Ассоциация XXI век»). Дополнительные: песня «Сказки»; изображения героев сказки; настоящие конфеты, большая свеча, большая картина сказочного дворца. |
||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. | ||
Литература | Творчество учителя |
||
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I этап. Организационный
момент Цель: эмоциональный настрой, создание ситуации взаимодействия. Звучит песня «Сказки» |
|
Сохранять мотивацию к учебе,
проявлять интерес к новому учебному материалу.
(Личностные УУД). Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД |
|
– Почему звучит песня «Сказки»? | – Сегодня урок-сказка. | ||
– А как же начать сказку? | Было или не было – не ведаем. А только рассказывают, что жил на свете Иван-удалец, добрый молодец. Ходил по земле и всякий люд из беды выручал. | ||
Однажды шел он, шел и зашел во владения царя Ора. Идет по селам, а там ни одной души, словно вымерли, – ни детского смеха, ни звонких песен не слыхать. Встретил он дряхлого старика в одном селе. Старик весь от старости согнулся, в бороде паутина запуталась. | Создать условия для
возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебную деятельность («хочу»). Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. |
||
– Эй, дедушка, – кричит Иван, что у вас народу не видать? Аль беда какая? | Сразу видно, что ты не здешний, а то знал бы, что вот уже год, как умирают наши люди от жестокой неведомой болезни, какую наслал на нас царь Змей. | ||
– Сколько месяцев в году? – С какого месяца начинается год? |
– В году 12 месяцев. – Год начинается с января. |
||
– О! – говорит Иван, – надо помочь
делу. Царь Ор тоже при смерти, дочь его единственная вот уже три дня как в сознании не приходит. А как, дедушка, попасть к царю Змею? Хочу поговорить я с ним. |
|||
II этап. Вызов. Актуализация
опорных знаний Направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивации к дальнейшей работе. |
А вот эта тропинка и приведет тебя ко дворцу Змея. | Проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД). | |
– Какими надо быть на уроке? | – Внимательными, умными, старательными, сообразительными. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
|
Уж больно хитер Змей. | «Спасибо, дедушка, – сказал Иван, поправил на поясе меч отцовский и зашагал по тропинке. | ||
А на тропинке написаны выражения. – Объясните, как получены выражения, записанные справа.
|
|||
Шёл Иван день, ночь. – А день и ночь что это? |
– Сутки. | ||
А на рассвете третьего дня видит –
заколдованный дворец. Стукнул палицей и сказали
ворота человеческим голосом « Откройте замки
ключами» Можно ли утверждать, что значения
выражений на ключе и замке совпадают? на замке:
36 + 6 на замке: 29 + 7 на замке: 46 + 9 на замке: 57 + 8 |
Сначала в «наступление» идут те, кто может сосчитать результат. | ||
– Можно ответить на вопрос, не находя значения выражений? | Дети «изучают» выражения. Ученик: Ведь 4 + 2 – это 6. 3начит, первое выражение можно записать 36 + 4 + 2 |
||
– Что можно утверждать? | – Что значения выражений в первой паре одинаковы. | ||
– Скажите мне на ушко, о каком свойстве сложения идёт речь? | – О сочетательном. | ||
Упали с ворот запоры и вошел Иван-удалец во дворец. | |||
III этап. Формулирование
учащимися темы и цели урока На данном этапе
учащиеся в коммуникативной форме обдумывают
проект будущих учебных действий: |
Видит: сидит на троне дракон с тремя головами. | Здравствуй, Иван, зачем пожаловал? – А
пришел за лекарством от болезни, какую ты
напустил на царя Ора и его народ. Готов я
биться с тобой и умом помериться. – О, это то, что надо – умом помериться. Поглядим, что за ум в такой маленькой голове спрятан. Победишь – дам лекарство, а нет – одним ударом хвоста убью. |
Уметь ориентироваться в своей системе
знаний:отличать новое от уже известного с
помощью учителя, проводить сравнение,
устанавливать причинно-следственные связи,
строить рассуждения об объекте, обобщать. (Познавательные
УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной
форме; |
Задание дракона: найди значения
выражений:
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | ||
– Скажите тему урока. | – Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. | ||
– Какую поставите перед собой цель? | – Осознать способ действия при сложении двузначных и однозначных с переходом в другой разряд. | ||
IV этап. Открытие детьми
нового знания Организовать реализацию
построенного проекта в соответствии с планом,
фиксацию нового способа действия в речи, |
– Какие равенства вы можете использовать из №290 учебника для вычисления значений выражений у дракона. | № 290 учебника. Найди значения выражений:
29 + 1 + 8 46 + 4 + 5 58 + 2 + 3 |
Регулятивные: использовать
речь для регуляции своих действий, выполнять
некоторые в громкоречевой форме. Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммукативные: участвовать в коллективном обсуждении различных вопросов, выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения. Слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения. Соблюдать правила культуры общения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Работа в группах 1 ряд – 1
группа записывают выражения из первого столбика. |
Например, для вычисления значения выражения 58 + 5 можно воспользоваться выражением 58 + 2 + 3. В нём к58 прибавляется сначала 2, затем 3, всего прибавляется 5 | ||
– Почему вы не воспользовались выражением 58 + 2 + 7? | – Потому что к 58 прибавляется 2 и 3, то есть 5, не 9 | ||
Далее второклассники самостоятельно
записывают в тетрадях пары выражений и находят
их значения: 34 + 8 = 42 45 + 7 = 52 34 + 6 + 2 = 42 45 + 5 + 2 = 52 |
|||
Решил хорошо. А Змей не угомонится: сделайте вывод. |
При сложении двузначного и однозначного чисел мы представили второе слагаемое в виде суммы так, чтобы одно из слагаемых при сложении с первым дополняло его до круглого двузначного числа, а затем прибавили оставшиеся единицы второго слагаемого. | ||
Ещё больше нахмурился Змей. Вот последнее задание: используйте другой приём? | Учащиеся предлагают другие приёмы для вычисления значения выражений. | ||
– Откройте учебник и прочитайте диалог Миши и Маши (задание 291). | В тетрадях и на доске выполняются
записи: 75 +
7
84 + 9 |
||
– Продолжите сказку. | Твоя взяла, говорит Змей, – хоть и невелик ум в твоей голове. Дал Ивану коробочку с лекарством и отпустил. | ||
V этап. Первичное закрепление
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: в парах |
Выходит из двора Марья-Моревна с
конфетами. Предлагает обменять на настоящую конфету, если объясните новый вычислительный приём. Не переживайте, конфету можно заработать, решив на конфетах-перфокартах |
Выражения из №292 учебника написаны на конфетах-картинках, у учителя настоящие конфеты. | Личностные результаты: участие
в совместной работе, умение обосновать свою
точку зрения, выслушивать одноклассников. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка | Закрыли глазки, открыли глазки, снова
закрыли глазки. Глазки вверх, вниз, влево, вправо. Закрыли глазки. Темно? Ничего не видно? Стоит злой коварный колдун. |
||
VI этап. Решение нестандартных
задач Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия |
Успеете выполнить тест, пока свеча не погаснет, пойдете домой, а не успеете всех превращу в камень. | Ребята выполняют электронный
вариант тестовых заданий, работая на
ноутбуках. Успели выполнить тест. Вдруг гром да треск, деревья ломаются. Выросла стена – не пробиться злому коварному Колдуну к людям. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;,коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. . |
V этап.
Оценочно-рефлексивная деятельность Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, |
– Попытайтесь словами описать, как же
нужно действовать при сложении двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. |
Конечно, высказывания самые разные: дополнить до 10, прибавить сначала столько, чтобы получилось круглое число (один десяток). Надо посмотреть, сколько в разряде единиц, например, если 8, то прибавить 2, а потом прибавить остальное. | Познавательные: общенаучные: умение
структурировать знания; оценка Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Цель достигнута? | – Осознали вычислительный приём | ||
А Иван всех людей вылечил и стал жить-поживать с Марьей-Моревной, горя не знать. | |||
– Все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу. | И через несколько дней сыграли веселую свадьбу. | ||
Сказка прощается с нами. | Пусть добро навеки побеждает зло. |
Технологическая карта урока математики по теме "Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд". 2-й класс
- Попова Ольга Константиновна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 2