Открытый урок русского языка по теме "Устаревшие слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Сформировать представление об устаревших словах как еще одной группе необщеупотребительных слов;
  • Понять, по каким признакам мы можем отличить устаревшие слова: историзмы от архаизмов;

Планируемый результат:

  • Личностные умения: научиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умение отличать устаревшие слова от других лексических групп слов;
  • Умение отличать историзмы от архаизмов;
  • Умение находить необходимое слово в словаре;
  • Умение использовать при необходимости устаревшие слова;
  • Умение применять

Регулятивные:

  • Умение поставить учебную задачу;
  • Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • Умение соотносить учебные действия с правилом;
  • Умение выполнять действие по алгоритму.
  • Умение соотносить результат действий с эталоном;
  • Уметь адекватно оценивать свою деятельность;

Коммуникативные:

  • Умение формулировать высказывание;
  • Умение договариваться в группах.

Ресурсы:

  • Презентация Power Point "Причастие как особая форма глагола".
  • Компьютер, проектор.
  • Учебник "Русский язык 5 класс" С.И.Львова, В.В.Львов

Формы работы:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Парная

Ход урока

I. Мотивационный этап.

Разговор двух дам на балу.

Зизи. Завтра, Китти, мы с маман уезжаем в имение на долгих. Уговаривала поехать в дормезе, так нет, экономим!

Китти. А ты видела княгиня Воронцова приехала в карете с гайдуками, форейтором на шестерне. Эффектно, ничего не скажешь! Она может себе это позволить!! Вы уже расписали сегодняшние танцы?

З. Котильон я уже обещала Оболенскому. Об остальных еще не решила. А где твой папа?

К. У него талия в штосс - вон там, в кабинете.

З. Посмотри, Мими сегодня в платье от новой модистки: с турнюром и шамизетками. Да и фероньерки небывалой красоты.

К. Сегодня обещал быть император, поэтому на маман парюра.

Что вы поняли из разговора двух дам?

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Давайте выберем одно слово из всех непонятных и предположим, что же оно обозначает: фероньерка (развернитесь в четверки, напишите предполагаемое значение на листочке)

Сыграем в игру "Надувалочка". Я читаю составленные вами значения слова, ваша задача из всех названных значений выбрать то, которое, по-вашему, является правильным.

1 четверка 2 четверка 3 четверка 4 четверка 5 четверка 6 четверка
ложный правильный л п л п л п л п л п
                       

Подводим итоги: если вы угадали правильное значение слова, вы набрали 2 балла. Если вы выбрали неверное толкование слова, то 1 балл получает та команда, которая придумала это толкование. Сколько команд выбрали одно и то же неверное толкование, столько "надувальных очков" получает автор версии. Правильная версия была такой: слайд № 3

III. Выявление места и причины затруднения.

Почему возникли проблемы с определением лексического значения слова? Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Попробуйте сформулируйте учебную задачу на сегодняшний урок.

Обучающиеся предполагают, на какие вопросы они должны получить ответ к концу урока.

Что обозначают эти слова?

Как называются?

Зачем нужны такие слова?

Каково их происхождение? и т.п.

С чего нужно начать свою деятельность?

Какими будут этапы этой деятельности? (расставляем заданные вопросы в логическом порядке)

Реализация построенного проекта.

Где же можно узнать лексические значения подобных слов? В каких словарях? Слайд № 4

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Проговорите: каковы ваши действия, если вы встречаете незнакомое слово?

Найдите значение слов в разных словарях.

Какая помета стоит рядом со словом в толковом словаре? Что она обозначает?

Итак, сегодня мы будем говорить о чем?

Можете ли вы привести еще примеры устаревших слов? Можно воспользоваться всеми словарями.

Как вы думаете, а почему те слова, которые сегодня упоминались вышли из употребления?

Движемся дальше в глубь веков. А бывает ли еще какая-нибудь причина, по которой уходят слова?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Соотнесите названия частей тела человека и устаревшие слова.

Слайд № 5

Проверим по образцу, оценим свои знания. Слайд № 6

В чем разница с предыдущей группой?

Попробуйте сделать вывод (устаревшие слова отличаются друг от друга). Отгадайте, как они называются. Ребус. Слайд № 7

Теперь мы знаем, что устаревшие слова называются историзмы и архаизмы.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Упражнение № 1. Угадайте, из каких произведений отрывки, найдите устаревшие слова в предложениях, объясните: это историзмы или архаизмы?

Слайд № 8 - 14

1) "Буду служить тебе славно,

2)

Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".

3)

Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин:

4) Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.

5)

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка:

6)

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами:

7)

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

8)

Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.

Упражнение № 2. Творческое задание. Составьте бестолковый словарь, используя сначала толковый. Например: Целовальник - должностное лицо в Русском государстве, выбиравшиеся? для исполнения судебных, финансовых и?полицейских обязанностей.

Целовальник - человек, который любит целоваться.

Устаревшие слова Значение слова из словаря Бестолковый словарь
Дворовые    
Графиня    
Недоросль    
Полушка    
Катеринка    
Дышло    
Кашемир    
Китайка    
Кокошник    
Лорнет    
Мажордом    
Ментик    
Повойник    
Погребец    
Шинкарь    

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Давайте попробуем все-таки ответить на главный наш вопрос: а зачем мы говорим об устаревших словах, если они уже вышли из активного употребления?

Как можно интересно назвать наш урок? Как называют людей, которые много в своей жизни работали. А потом вышли на заслуженный отдых? Можно ли сказать, что устаревшие слова - это слова-пенсионеры? Слайд № 15

Подводя итоги урока, сыграем в нашу любимую игру: верю - не верю. Слайд № 16.

Если вы согласны с утверждением, то напротив цифры с номером утверждения ставите +, если не согласны.

Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления.

Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл.

Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.

Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.

Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.

Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.

Поверяем, как мы усвоили тему. Слайд № 17.

Итак, на какие вопросы вы получили сегодня ответы: вспоминаем, что нас интересовало в начале урока.

Осталось ли что-то невыясненным? Что с этим будем делать, как вы думаете?

Оцените свои знания и умения по таблице (плюс-минус):

Критерий оценки Да Нет
Могу отличить устаревшие слова от слов диалектных, профессиональных и прочих групп.    
Могу отличить историзмы от архаизмов.    
Могу находить необходимое слово в словаре.    
Могу использовать устаревшие слова при решении учебной задачи.    
Могу поставить учебную задачу.    
Могу сделать задание по образцу, алгоритму.    
Могу адекватно (честно) оценить свою деятельность.    
Могу формулировать высказывание.    
Умею договариваться с товарищами по группе.    

Запишите домашнее задание. Слайд № 18.

Наверное, на уроке всегда важна эмоциональная атмосфера, важно, чтобы нам было комфортно, интересно.

На доске вы видите ленту времени, а у вас на партах лежат разноцветные следы, которые мы обязательно оставляем во времени. Слайд № 19

Каким вам показался урок, такой след и приклейте: красный, оранжевый - понравилось, зеленый, синий - не понравилось!

Давайте скажем друг другу комплимент и расстанемся до следующего урока! Начну я: Вы сегодня молодцы!

Приложение.