Цели урока:
- Сформировать представление об устаревших словах как еще одной группе необщеупотребительных слов;
- Понять, по каким признакам мы можем отличить устаревшие слова: историзмы от архаизмов;
Планируемый результат:
- Личностные умения: научиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач.
Метапредметные:
Познавательные:
- Умение отличать устаревшие слова от других лексических групп слов;
- Умение отличать историзмы от архаизмов;
- Умение находить необходимое слово в словаре;
- Умение использовать при необходимости устаревшие слова;
- Умение применять
Регулятивные:
- Умение поставить учебную задачу;
- Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- Умение соотносить учебные действия с правилом;
- Умение выполнять действие по алгоритму.
- Умение соотносить результат действий с эталоном;
- Уметь адекватно оценивать свою деятельность;
Коммуникативные:
- Умение формулировать высказывание;
- Умение договариваться в группах.
Ресурсы:
- Презентация Power Point "Причастие как особая форма глагола".
- Компьютер, проектор.
- Учебник "Русский язык 5 класс" С.И.Львова, В.В.Львов
Формы работы:
- Индивидуальная
- Групповая
- Парная
Ход урока
I. Мотивационный этап.
Разговор двух дам на балу.
Зизи. Завтра, Китти, мы с маман уезжаем в имение на долгих. Уговаривала поехать в дормезе, так нет, экономим!
Китти. А ты видела княгиня Воронцова приехала в карете с гайдуками, форейтором на шестерне. Эффектно, ничего не скажешь! Она может себе это позволить!! Вы уже расписали сегодняшние танцы?
З. Котильон я уже обещала Оболенскому. Об остальных еще не решила. А где твой папа?
К. У него талия в штосс - вон там, в кабинете.
З. Посмотри, Мими сегодня в платье от новой модистки: с турнюром и шамизетками. Да и фероньерки небывалой красоты.
К. Сегодня обещал быть император, поэтому на маман парюра.
Что вы поняли из разговора двух дам?
II. Актуализация и пробное учебное действие.
Давайте выберем одно слово из всех непонятных и предположим, что же оно обозначает: фероньерка (развернитесь в четверки, напишите предполагаемое значение на листочке)
Сыграем в игру "Надувалочка". Я читаю составленные вами значения слова, ваша задача из всех названных значений выбрать то, которое, по-вашему, является правильным.
1 четверка | 2 четверка | 3 четверка | 4 четверка | 5 четверка | 6 четверка | ||||||
ложный | правильный | л | п | л | п | л | п | л | п | л | п |
Подводим итоги: если вы угадали правильное значение слова, вы набрали 2 балла. Если вы выбрали неверное толкование слова, то 1 балл получает та команда, которая придумала это толкование. Сколько команд выбрали одно и то же неверное толкование, столько "надувальных очков" получает автор версии. Правильная версия была такой: слайд № 3
III. Выявление места и причины затруднения.
Почему возникли проблемы с определением лексического значения слова? Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Попробуйте сформулируйте учебную задачу на сегодняшний урок.
Обучающиеся предполагают, на какие вопросы они должны получить ответ к концу урока.
Что обозначают эти слова?
Как называются?
Зачем нужны такие слова?
Каково их происхождение? и т.п.
С чего нужно начать свою деятельность?
Какими будут этапы этой деятельности? (расставляем заданные вопросы в логическом порядке)
Реализация построенного проекта.
Где же можно узнать лексические значения подобных слов? В каких словарях? Слайд № 4
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Проговорите: каковы ваши действия, если вы встречаете незнакомое слово?
Найдите значение слов в разных словарях.
Какая помета стоит рядом со словом в толковом словаре? Что она обозначает?
Итак, сегодня мы будем говорить о чем?
Можете ли вы привести еще примеры устаревших слов? Можно воспользоваться всеми словарями.
Как вы думаете, а почему те слова, которые сегодня упоминались вышли из употребления?
Движемся дальше в глубь веков. А бывает ли еще какая-нибудь причина, по которой уходят слова?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Соотнесите названия частей тела человека и устаревшие слова.
Слайд № 5
Проверим по образцу, оценим свои знания. Слайд № 6
В чем разница с предыдущей группой?
Попробуйте сделать вывод (устаревшие слова отличаются друг от друга). Отгадайте, как они называются. Ребус. Слайд № 7
Теперь мы знаем, что устаревшие слова называются историзмы и архаизмы.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Упражнение № 1. Угадайте, из каких произведений отрывки, найдите устаревшие слова в предложениях, объясните: это историзмы или архаизмы?
Слайд № 8 - 14
1) "Буду служить тебе славно,
2)
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
3)
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин:
4) Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.
5)
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка:
6)
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами:
7)
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
8)
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Упражнение № 2. Творческое задание. Составьте бестолковый словарь, используя сначала толковый. Например: Целовальник - должностное лицо в Русском государстве, выбиравшиеся? для исполнения судебных, финансовых и?полицейских обязанностей.
Целовальник - человек, который любит целоваться.
Устаревшие слова | Значение слова из словаря | Бестолковый словарь |
Дворовые | ||
Графиня | ||
Недоросль | ||
Полушка | ||
Катеринка | ||
Дышло | ||
Кашемир | ||
Китайка | ||
Кокошник | ||
Лорнет | ||
Мажордом | ||
Ментик | ||
Повойник | ||
Погребец | ||
Шинкарь |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Давайте попробуем все-таки ответить на главный наш вопрос: а зачем мы говорим об устаревших словах, если они уже вышли из активного употребления?
Как можно интересно назвать наш урок? Как называют людей, которые много в своей жизни работали. А потом вышли на заслуженный отдых? Можно ли сказать, что устаревшие слова - это слова-пенсионеры? Слайд № 15
Подводя итоги урока, сыграем в нашу любимую игру: верю - не верю. Слайд № 16.
Если вы согласны с утверждением, то напротив цифры с номером утверждения ставите +, если не согласны.
Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления.
Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл.
Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.
Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.
Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.
Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.
Поверяем, как мы усвоили тему. Слайд № 17.
Итак, на какие вопросы вы получили сегодня ответы: вспоминаем, что нас интересовало в начале урока.
Осталось ли что-то невыясненным? Что с этим будем делать, как вы думаете?
Оцените свои знания и умения по таблице (плюс-минус):
Критерий оценки | Да | Нет |
Могу отличить устаревшие слова от слов диалектных, профессиональных и прочих групп. | ||
Могу отличить историзмы от архаизмов. | ||
Могу находить необходимое слово в словаре. | ||
Могу использовать устаревшие слова при решении учебной задачи. | ||
Могу поставить учебную задачу. | ||
Могу сделать задание по образцу, алгоритму. | ||
Могу адекватно (честно) оценить свою деятельность. | ||
Могу формулировать высказывание. | ||
Умею договариваться с товарищами по группе. |
Запишите домашнее задание. Слайд № 18.
Наверное, на уроке всегда важна эмоциональная атмосфера, важно, чтобы нам было комфортно, интересно.
На доске вы видите ленту времени, а у вас на партах лежат разноцветные следы, которые мы обязательно оставляем во времени. Слайд № 19
Каким вам показался урок, такой след и приклейте: красный, оранжевый - понравилось, зеленый, синий - не понравилось!
Давайте скажем друг другу комплимент и расстанемся до следующего урока! Начну я: Вы сегодня молодцы!