Одна из основных задач, поставленная перед школой, - научить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли, умозаключения. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления правил и запоминания ряда так называемых "словарных" слов, то есть слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого оказывается недостаточно. Нужна целенаправленная работа по ознакомления младших школьников с азами пользования справочной литературой.
Эту работу необходимо начинать с обучения правилам пользования "Орфографическим словарём". Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает, даже известное ему правило применить может не всегда. Какой путь в этом случае он выбирает? А путь следующий: пишет так, как слышит. Или спросит у взрослых, товарищей. Или выберет из двух-трёх известных слов самое простое, использованное раньше, чем сознательно обедняет свою речь.
Ни один из этих путей не ведёт к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарём - это учиться контролировать самого себя, развивать речь, накапливать словарный запас.
Формирование прочного навыка работы со словарём необходимо начинать с первых шагов обучения ученика в школе, то есть с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит небольшое количество времени. Заучивание алфавита может проводиться как одна из физкультминуток, возможно применение приёмов в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет детей проговаривать буквы ритмично, не отставая от одноклассников.
Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого можно использовать игры-задания, например, "Построй ребят своего ряда по алфавиту". Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое - визуальное: учащиеся видят, что словари бывают разные, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдёшь.
Ниже приведены примеры игровых заданий на уроках обучения грамоте в 1 классе, способствующие изучению алфавита.
Расставьте книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти.
Вы - авиадиспетчеры. Запишите названия городов, в которые летят самолёты, по алфавиту.
Разложите картинки в алфавитном порядке (изображение цветов, животных, деревьев и т. д.)
Найдите ошибку. Вывешиваются картинки (или пишутся слова) с изображением в алфавитном порядке, но с 1-2 ошибками. Детям необходимо найти ошибки и правильно переставить картинки или самостоятельно записать слова в тетрадь в исправленном виде.
Расставьте девочек (мальчиков) по именам в алфавитном порядке.
Следует помнить, что словари в начальной школе должны быть подобраны по возрасту. Сами по себе "взрослые" словари прекрасны, но они не подходят для работы младшим школьникам, так как эти книги тяжёлые, на страницах даны мелкие буквы, очень большое количество слов. И если ребёнку в этом словаре необходимо отыскать нужное слово, то ему и урока не хватит. Поэтому на уроках русского языка младшим школьникам необходимо использовать только те словари, которые специально предназначены для начальной школы.
Как начать работу со словарём? С обложки! Именно с неё и начинается знакомство с книгой. Поэтому учителю начальных классов не составит труда организовать знакомство со словарём на уроке.
Словарь - почему книга так называется? Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?
Когда начинать знакомство со словарём? Тогда же, когда начинается знакомство с "Азбукой". Изучают дети гласные и согласные буквы - ищите эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале слов заголовка). Нетворческая казалось бы работа. Но она исподволь приучает ребёнка к мысли, что словарь - это книга особенная, в ней есть строгий порядок расположения слов. После знакомства с алфавитом умение видеть этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать слова по алфавиту, но работа с алфавитом по словарю позволит детям делать маленькие научные открытия. Первоклассники способны посчитать, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву. Дети своими глазами убедятся, что такое частотность букв в русском языке. Для этого можно сравнить количество страниц с представленными словами на буквы б и п в словарях, и ребята увидят, что слов на букву п гораздо больше, чем на б. И орфоэпический, и толковый словари подходят для таких языковых наблюдений.
На уроках знакомства со словарём дети узнают, как строится весь словарь и каждая её страница, какова "символика" словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение. Всё это составляет как бы подготовительный этап работы со словарём.
Основная работа со словарём на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое - использование словаря как специального справочника. Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка. Раскроем содержание и особенности каждого из направлений работы.
Словарь-справочник. Каждый словарь - своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы, например:
- Как произносится слово хвоя или хвоя; скуЧный или скуШный?
- Как правильно сказать: щупалец, щупальцей, щупальцев?
- Изменяется ли слово шимпанзе?
- Какого рода слово кофе?
В практике начальной школы очень распространён такой вид работы над произношение слова: "Спишите слова, обозначьте ударение, проверьте по словарю". Я думаю, что задание сформулировано неверно, так как младший школьник ещё не умеет
говорить правильно. Такое упражнение заставляет его оценить своё произношение по нормам, после того как ошибка зафиксирована им в собственной тетради. Словарь выступает в роли контролёра. Поэтому ситуацию "словарь-контролёр" надо перевести в ситуацию "словарь-подсказчик", "словарь-помощник".
На этом этапе знакомства со словарём можно предложить учащимся различные задания и упражнения.
Словарь-учебник. Программа по русскому языку в начальных классах включает следующие разделы: "Звуки и буквы", "Слово", "Предложение" и т. д. Все эти программные разделы могут осваиваться на материале словарей. Словарь выступает в роли дополнительного учебника русского языка. Возьмём раздел "Звуки и буквы". Словарь "Говори правильно" представляет собой широкие возможности для проведения фонетико-графических упражнений по данному разделу. Например, упражнение: "Найдите слово. Оно находится среди первых пяти слов на букву а, заканчивается на последнюю букву алфавита. Запишите слово, разделив слово для переноса" (Авария).
Вариантов формулировки заданий такого типа множество. Вот лишь некоторые из них (каждое предполагает работу учащихся с каким-то конкретным словариком, на который даётся ссылка в задании)
Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово, обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные (Яблоня).
Слово прячется на странице :, столбик слева. В слове два слога, второй слог ударный. Знака ударения над словом нет. Спишите слово, подчеркните гласные буквы. Объясните, почему нет знака ударения (Шофёр).
Слово прячется на странице:, столбик справа. В слове два слога, второй слог - ударный, а все согласные мягкие. Спишите, подчеркните все согласные буквы. (Щавель). И т. д.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, также можно использовать ребусы, картинки, кроссворды и т.д.