Цель: обобщить и закрепить пройденный материал по разделу: "История нашей страны древнейшего периода";
Задачи:
- закрепить представление учащихся о жизни наших предков - восточных славян;
- способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся;
- воспитывать чувство гордости и уважение к нашим предкам.
Оборудование и материалы: Карта "Древнерусское государство", мультимедийная презентация, кроссворд, тест, слова на доске, маркер.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, гости!
Прозвенел звонок, начался урок.
Тихо сели девочки, ёще тише мальчики.
- Ребята, готовы вы к уроку?
-На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший, умный класс
Все получится у вас!
На уроке повторим, изученное ранее.
Каждый будет выполнять нужное задание.
Поработаем на славу и получим все награду (оценки)!
II. Повторение пройденного материала.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие времена, 5-8 века, когда жили наши предки. Наша задача, вспомнить в каких условиях жили наши предки, чем занимались, во что верили, как назывался этот народ. Для этого разгадаем кроссворд. (Приложение 1).
2.1. Работа с кроссвордом:
1. Наука о прошлом (история)
2. Объединение людей, которые говорили на одном языке, жили на одной территории. (племя)
3. Ученые, изучающие историю по предметам, найденным в земле. (археологи)
4. Отрезок времени в 100 лет. (век)
5. Страна, в которой мы живем. (Россия)
6. Песни - сказания о подвигах богатырей. (Былины)
7. Глава нашей страны. (президент)
- Правильно - это славяне. Молодцы!
2.2. Работа по карте
а) Рассмотрите карту и ответьте на вопросы:
- Покажите на карте территорию, населенную древними славянами? По берегам, каких рек селились славяне? Слайд №1,2 (Приложение 2)
б) Перечислите племена древних славян? Слайд № 3
Назовите соседей древних славян.
2.3. Работа с презентацией Слайд № 4
а) Какое место выбирали для постройки поселения?
Назовите, что находилось внутри поселения?
б) Заглянем внутрь избушки. Слайд №5
Что мы там увидели?
Предварительная работа.
Рассказывает ученица
Избушки - невелики, до половины уходят в землю. Крыша из тонких жердей, а на ней толстый слой соломы, для прочности обмазывали сырой глиной. Внутри дома всегда прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывались досками или соломой. В углу сложенная из камня печь. Печь топилась по-черному. Дым выходил в оконца и дверь. В доме стол, 2-3 лавки, в углу охапки соломы, покрытые шкурами зверей - это постель. Глиняная посуда - горшки. Одежду носили из шерсти и льна.
2.4. Работа с текстом учебника.
Задание: Найдите в учебнике, чем занимались древние славяне? Слайд №6
Прочитайте
2.5. Работа с учебником.
- Сейчас я зачитаю отрывок, вы внимательно его прослушаете и мне скажите, о каких качествах славян здесь говорится. (добрые, отзывчивые, не жадные, гостеприимные, честными)
Как вы думаете, а сейчас такими же мы остались?
2.6. Р абота с презентацией. Слайд №7
Дополни предложение.
Я зачитаю начало предложения, а вы должны закончить его. Славяне были язычниками, т.е поклонялись многим богам. Чтобы молиться богам славяне делали их изображения из... дерева или из .... камня - такие изображения назывались - идолы. Ставили идолов на специальной площадке, огороженной ...частоколом. Это место называлось - ... святилищем. Чтобы задобрить богов им приносились ...жертвы.
Вопрос:- Каким богам поклонялись наши предки? Слайд № 8
2.7. Самостоятельная работа
Что бы проверить ваши знания проведем тест.
1. Русские, белорусы, украинцы произошли от:
а) восточных славян
б) западных славян
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) семьями
б) в одиночку
в) племенами.
3. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы;
б) в восточной части Европы;
в) в центральной части Европы
4. Жили славяне племенами, что бы сообща заниматься:
а) Земледелием;
б) бортничеством;
в) рыболовством.
5. Посуду делали из:
а) глины
б) металла
в) золота
6. Дома строили из:
а) камня
б) кирпича
в) дерева
2.8. Взаимопроверка. Слайд № 9
Теперь посмотрите, и проверьте свои ответы
- Кто допустил ошибки?
- У кого так же как у меня
III. Итоги урока:
Сегодня мы с вами совершили путешествие в прошлое нашей Родины.
Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили?
Хорошо поработали и заслужили награду? А лучшая награда - это оценка! Давайте посчитаем, кто сколько "+" получил за ответы.
Вы сегодня молодцы!
Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы
IV. Рефлексия
- Какие задания были интересными?
- Что показалось трудным?
- Как вы думаете, отличается наша современная жизнь от жизни наших предков?
- Чем отличается?
- В какое время лучше жить?
О жизни наших предков мы узнали из летописи Слайд № 10
Задание на дом: нарисовать жилище славян.