Цели:
- повышение интереса к русскому языку через использование занимательного материала,
- проверить, уточнить и расширить знания учащихся по предмету,
- формировать умение творчески применять имеющиеся знания, развивать чувство слова,
- воспитывать коллективизм, мотивацию к учению.
Задачи: развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся; совершенствовать умения работать в группах; воспитывать уважительное отношение к русскому языку и чтению.
Ход занятия
1. "Путаница".
- Подберите каждому автору название произведения, которое он действительно написал:
А.С.Пушкин "Кавказский пленник"
М.Ю.Лермонтов "Хамелеон"
И.А.Крылов "Бородино"
Н.А.Некрасов "Волк и журавль"
Л.Н.Толстой "Зимний вечер"
А.П.Чехов "Генерал Топтыгин"
2. "Доскажи словечко"
- Доскажите последнее слово в строке:
а) Поздняя осень. Грачи ...(улетели),
Лес обнажился, поля ...(опустели),
Только не сжата полоска ... (одна).
Грустную думу наводит ...(она).б) Буря мглою небо ...(кроет),
Вихри снежные ...(крутя);
То, как зверь, она ...(завоет),
То заплачет, как ...(дитя).
3. "Ответить на вопросы"
Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)
В каком слове сорок гласных? (Сорока)
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Алфавит)
Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)
Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (Изменить слово голова по падежам)
Какую ноту кладут в суп? (Соль)
4. "Письмо от героя".
- Отгадайте, кто сказал эти слова.
а)
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо? (Царь Салтан, "Сказа о царе Салтане").
б) Нет, не пойду я за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, сам летаешь худо и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый! (Цапля, "Журавль и цапля").
в) Днем я по аулу хожу или рукодельничаю, а как ночь придет, затихнет в ауле, так я у себя в сарае копаю. (Жилин, "Кавказский пленник").
г) Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. На счет дров с Митрий Митричем, и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий...Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят. (Хрюкин, "Хамелеон").
д) Мне хотелось, чтобы он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди и мы вместе заплакали бы о нашей общей утрате. (Вася, "Дети подземелья").
е) Я еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидел в сарае и считал дни, когда придет письмо, или спал. (Костылин, "Кавказский пленник").
5. "Кто быстрей"
- Составит пословицу из слов: лучшее, вот, учение, чтение.
6. "Зашифрованное слово".
- Прочитайте слово, расставив буквы по номерам (внизу).
М Л З П Д Ь О Е
6 8 4 1 3 9 2 5 7 10
7. "Отгадай загадки"
1. На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам постоять чуть - чуть
И отправляться дальше в путь.2. Без крыльев, а летит
Без языка, а говорит.3. То я в клетку, то в линейку -
Написать по ним сумей - ка
Можешь и нарисовать,
Называюсь я...4. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
8. "Реши кроссворд"
- как называются одним словом а, б, е, ж?
- служебная часть речи?
- единственное и множественное?
- фонетический, морфологический, синтаксический ....?
- мужской, женский, средний...?
- небо, солнце, лед, пришел - все это....?
- знак препинания в конце предложения?
9. Конкурс телефонистов.
Команда встает в линейку. Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последний, стоящий в ряду должен сказать переданную скороговорку.
- У ежа - ежата, у ужа - ужата.
- Жутко жуку жить на суку.
10. Конкурс "Разыграй пословицу"
- Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
- сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.
- ученье- свет, неученье - тьма.
Подведение итогов.